Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих взрослых.
Адаптация к школе -естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассников»
Адаптация первоклассников к школе.
Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих взрослых.
Адаптация к школе -естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
В подготовительных уроках детей в садике я познакомилась с будущими учениками. От воспитателей получила краткую характеристику на каждого ребенка. Уже имела представление об учениках. Зная, что школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, я разрешила сесть детям свободно. От учителя зависит то, какой сосед по парте достанется ребенку. Это не маловажный фактор успешной адаптации первоклассника: важно, как будут складываться отношения у детей, сидящих вместе.
Учащиеся I класса в начале учебного года еще не освоили непривычных норм поведения, просидеть 35 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно.
Я проводила беседы о том, что надо уважать другого человека, когда он работает; учила детей помогать друг другу, не поощряла позицию «моя хата с краю», и кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками помогли им в трудный момент.
Чтобы моим ученикам нравилось в школе и они не испытывали неуверенность и страх, я в игровой форме проводила уроки, использовала красочную наглядность, применяла компьютер с презентациями. На уроках проводила физминутки, помогала ребенку вжиться в позицию школьника (здесь важно показать различие: школьник – не школьник). Для этого я беседовала с учениками о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к школе.
Ввела понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, показываю способы, как все это можно достичь. Учила ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости). Развивала у детей способность управлять своими эмоциями. Ученик должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. Развивала учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а так же мотивов достижения. Развивала навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности Были дети, которые испытывали затруднения при обучении, я поддерживала их в трудный момент, не критиковала излишне за медлительность, а также не сравнивала с другими детьми. Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается», иначе бороться с апатией придется очень долго. Учила детей выполнять работу самостоятельно.
Часто родители слишком усердно помогали ребенку, что вызывало порой противоположный эффект: ученик привыкал к совместному приготовлению уроков и не хотел делать их в одиночку. Проводила беседу с такими родителями.
В итоге проделанной работы все учащиеся разделились по критериям адаптации:
К высокой степени адаптации отнеслись Ахмедин Я, Бакиева И, Исянбаева А, Нафиков Т, Кутлугалямов Б, Саитбаталова Г. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняли мои требования.
Иногда у некоторых детей отмечались сложности либо в контактах с детьми, ( Аксенов К, Юмагулов Т,), либо в отношениях с учителем, (Шагиев А,) так как им еще трудно выполнять все требования. Но к концу октября трудности, как правило, нивелировались, отношения нормализовались. Ученики полностью освоились с новым статусом ученика, с новым режимом.
К средней степени адаптации отнеслись Искужин Б, Тутаев В, , Они имеют более длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Эти дети не умеют принять ситуацию обучения, общения с учителем и другими детьми, они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Они испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия их реакции станут адекватными требованиям школы, учителя.
К низкой степени адаптации относится Надербаев Б. У него социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Кроме того, он не осваивает учебную программу, у него отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. И хотя период острой физической адаптации организма к учебным нагрузкам должен закончиться до 10–15 октября, они будут весь первый год адаптироваться к школе.
Чтобы дети поняли всю важность обучения, провела праздник « Посвящение в первоклассники» с вручением свидетельств первоклассника. С этого дня дети « стали » настоящими учениками
Участвуя в различных конкурсах, поднимали свою учебную мотивацию.
Выставлять свои работы в уголке творчества нравилось всем.
Таким образом, работа по созданию психолого-педагогических условий к обучению имеет широкий спектр мероприятий, которые обеспечат благоприятное течение приспособления первоклассников. Но в то же время говорить о конечном результате можно будет только в конце первого года обучения.