Просмотр содержимого документа
«Зоя Николаевна Скиба»
Сказки о гласных звуках ( на уроках обучения грамоте )
Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:
1. четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;
2. отхлопывать ритм «песен» каждого звука;
3. «дирижировать» — демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;
4. имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;
5. использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать:
o протяжный звук — ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;
o отрывистый звук — резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;
o повышение звука — подниманием руки вверх;
o понижение звука — опусканием руки вниз.
Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.
Первая часть сказки дает возможность:
o познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков;
o формировать понятие «гласный звук»;
o развивать слуховое внимание;
o развивать и корригировать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки?, сколько звуков пели ту или иную «песенку»?, в какой последовательности пели звуки?, какие «песенки» могут спеть звуки [У], [И] и т. д.);
o познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв;
o проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук — буква».
Вторая часть сказки , помимо перечисленных выше задач, позволяет :
o формировать понятие «согласный звук»;
o облегчить работу, связанную с объяснением темы «Йотированные буквы» в начальных классах школы;
o познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами с последующим включением их в слоговые таблицы для чтения (фонетический разбор слогов и слов с йотированными буквами изучается в школе).
Жил-был звук А . Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».
Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:
- А_А_ А_А_ А_А_А_.
Бывали времена, когда звук А играл на барабане:
ААааа, ААааа.
А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
Сказка первая — о звуке А
Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
Сказка вторая — о звуке У
Жил да был звук У . У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У».
Звук У умел гудеть как пароход: «У, У, У» . Умел звук У гудеть и как поезд:
- У У_ У У__ У У__.
Звук У умел гудеть и тихо:
- У_ У_ У__, — и громко: У_ У_ У_.
Но больше всего звук У любил играть на трубе:
- УуУууууу У, УуУууууу У.
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:
- ___________ УуУууууу У___________, УуУууууу У _______________.
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук У трубил отбой:
- У_У_ у у У У У_У_ у у У__У
Все расходились, а песня звука У раздавалась все тише и тише:
- _____________ У_У_ у у У___, У...
Так звук У утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.
Сказка третья — о звуке О
Жил-был звук О . Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».
Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:
- О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук О . Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
Сказка четвертая — о звуке И
Жил-был звук И . Рот у интересного и привлекательного звука И всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «И, И, И».
Иногда звук И играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:
- И_ И И И__, И_ И И И__.
И низко:
- ИИИИИИ И_.
И протяжно:
- И_ И_ И__.
И отрывисто:
- ИИ и и и, ИИ иии.
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука И песню о Чижике-пыжике:
- ИИ ИИ ИИИ_, ИИ Иии ИИ И_.
Когда звук И прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.
Сказка пятая — о звуке Э
Жил да был звук Э . Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э».
Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни:
—э э э, э э э.
Больше других ему нравилась такая песня:
э э э э э э
э э э э э э,
э э э э э э
э э э э э э.
Так и жил звук Э : задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.
Сказка шестая — о звуке Ы
Жил-был звук Ы . Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-пренизко оттого, что пел звук Ы , немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «Ы, Ы, Ы».
Звук Ы умел петь и протяжно:
- Ы_ Ы_ Ы_
И отрывисто:
- Ы Ы ы ы ы.
Иногда звук Ы играл на барабане:
- ыыыыы ы, ыыыыы ы.
Иногда — пел тихие колыбельные песни:
- Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_, Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_.
Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.