kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зоя Николаевна Скиба

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с гласными звуками в сказочной форме. Рекомендуется на уроках обучения грамоте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зоя Николаевна Скиба»

Сказки о гласных звуках  ( на уроках обучения грамоте )

Сказки о гласных звуках ( на уроках обучения грамоте )

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет: 1.  четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте; 2.  отхлопывать ритм «песен» каждого звука; 3.  «дирижировать» — демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса; 4.  имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»; 5.  использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать: o  протяжный звук — ведением руки в воздухе по горизонтальной линии; o  отрывистый звук — резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев; o  повышение звука — подниманием руки вверх; o  понижение звука — опусканием руки вниз.

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:

1.  четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;

2.  отхлопывать ритм «песен» каждого звука;

3.  «дирижировать» — демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;

4.  имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;

5.  использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать:

o  протяжный звук — ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;

o  отрывистый звук — резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;

o  повышение звука — подниманием руки вверх;

o  понижение звука — опусканием руки вниз.

Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.

Первая часть сказки дает возможность:

o  познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков;

o  формировать понятие «гласный звук»;

o  развивать слуховое внимание;

o  развивать и корригировать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки?, сколько звуков пели ту или иную «песенку»?, в какой последовательности пели звуки?, какие «песенки» могут спеть звуки [У], [И] и т. д.);

o  познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв;

o  проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук — буква».

Вторая часть сказки , помимо перечисленных выше задач, позволяет :

o  формировать понятие «согласный звук»;

o  облегчить работу, связанную с объяснением темы «Йотированные буквы» в начальных классах школы;

o  познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами с последующим включением их в слоговые таблицы для чтения (фонетический разбор слогов и слов с йотированными буквами изучается в школе).

Жил-был звук А . Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А». Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: - А_А_ А_А_ А_А_А_. Бывали времена, когда звук А играл на барабане: ААааа, ААааа. А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно: Сказка первая — о звуке А Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Жил-был звук А . Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

- А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

  • ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

Сказка первая — о звуке А

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Сказка вторая — о звуке У  Жил да был звук У . У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У». Звук У  умел гудеть как пароход: «У, У, У» . Умел звук У гудеть и как поезд: - У У_ У У__ У У__. Звук У  умел гудеть и тихо: - У_ У_ У__, — и громко: У_ У_ У_. Но больше всего звук У любил играть на трубе: - УуУууууу У, УуУууууу У. Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: - ___________ УуУууууу У___________, УуУууууу У _______________. Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук У  трубил отбой: - У_У_ у у У У У_У_ у у У__У Все расходились, а песня звука У раздавалась все тише и тише: - _____________ У_У_ у у У___, У... Так звук У  утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Сказка вторая — о звуке У

Жил да был звук У . У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У».

Звук У умел гудеть как пароход: «У, У, У» . Умел звук У гудеть и как поезд:

- У У_ У У__ У У__.

Звук У умел гудеть и тихо:

- У_ У_ У__, — и громко: У_ У_ У_.

Но больше всего звук У любил играть на трубе:

- УуУууууу У, УуУууууу У.

Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:

- ___________ УуУууууу У___________, УуУууууу У _______________.

Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук У трубил отбой:

- У_У_ у у У У У_У_ у у У__У

Все расходились, а песня звука У раздавалась все тише и тише:

- _____________ У_У_ у у У___, У...

Так звук У утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Сказка третья — о звуке О   Жил-был звук О . Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О». Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!» Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: - О О О_ О О О_ О О О_О О О О_. В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...» Очень многим нравился звук О . Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Сказка третья — о звуке О

Жил-был звук О . Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».

Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»

Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:

- О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.

В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»

Очень многим нравился звук О . Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Сказка четвертая — о звуке И   Жил-был звук И . Рот у интересного и привлекательного звука И всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «И, И, И». Иногда звук И играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко: - И_ И И И__, И_ И И И__. И низко: - ИИИИИИ И_. И протяжно: - И_ И_ И__. И отрывисто: - ИИ и и и, ИИ иии. Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука И песню о Чижике-пыжике: - ИИ ИИ ИИИ_, ИИ Иии ИИ И_. Когда звук И прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Сказка четвертая — о звуке И

Жил-был звук И . Рот у интересного и привлекательного звука И всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «И, И, И».

Иногда звук И играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:

- И_ И И И__, И_ И И И__.

И низко:

- ИИИИИИ И_.

И протяжно:

- И_ И_ И__.

И отрывисто:

- ИИ и и и, ИИ иии.

Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука И песню о Чижике-пыжике:

- ИИ ИИ ИИИ_, ИИ Иии ИИ И_.

Когда звук И прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Сказка пятая — о звуке Э Жил да был звук Э . Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э». Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?» Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни: — э э э, э э э. Больше других ему нравилась такая песня: э э э э э э э э э э э э, э э э э э э э э э э э э. Так и жил звук Э : задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Сказка пятая — о звуке Э

Жил да был звук Э . Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э».

Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»

Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни:

э э э, э э э.

Больше других ему нравилась такая песня:

э э э э э э

э э э э э э,

э э э э э э

э э э э э э.

Так и жил звук Э : задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Сказка шестая — о звуке Ы  Жил-был звук Ы . Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-пренизко оттого, что пел звук Ы , немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «Ы, Ы, Ы». Звук Ы умел петь и протяжно: - Ы_ Ы_ Ы_ И отрывисто: - Ы Ы ы ы ы. Иногда звук Ы играл на барабане: - ыыыыы ы, ыыыыы ы. Иногда — пел тихие колыбельные песни: - Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_, Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_. Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Сказка шестая — о звуке Ы

Жил-был звук Ы . Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-пренизко оттого, что пел звук Ы , немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «Ы, Ы, Ы».

Звук Ы умел петь и протяжно:

- Ы_ Ы_ Ы_

И отрывисто:

- Ы Ы ы ы ы.

Иногда звук Ы играл на барабане:

- ыыыыы ы, ыыыыы ы.

Иногда — пел тихие колыбельные песни:

- Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_, Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_.

Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Зоя Николаевна Скиба

Автор: Зоя Николаевна Скиба

Дата: 09.09.2021

Номер свидетельства: 586446


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства