Я не знаю большей красоты, чем здоровье.
Г. Гейне
Причины неблагополучия здоровья учащихся
-стрессогенные технологии проведения урока
и оценивания знаний учащихся;
недостаток физической активности учащихся, приводящий к нарушениям здоровья ; перегруженность учебных программ, вызывающих переутомление ; неправильная организация питания учащихся; неспособность многих учителей реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №2106 28.12 2010 года утверждены
«Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
8 групп требований
1.Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
2.Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся.
3.Рациональная организация образовательного процесса.
4.Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении.
8 групп требований
5.Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.
6.Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися.
7.Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
8.Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни.
Создание комфортных
условий обучения
Создание здоровой
и безопасной среды
Модель
здоровьесберегающего
пространства
школы
Совершенствование
материально-
технической базы
Совершенствование
психологической поддержки
школьников
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
Технологии
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
Здоровьесберегающие
технологии
Экологические
здоровье-
сберегающие
технологии
Медико
-гигиенические
технологии
Физкультурно-
оздоровительные
технологии
Медико-гигиенические
технологии
Диспансеризация
Витаминизация
Медицинский
мониторинг
Беседы о здоровье
с учащимися
Профилактические
прививки
Санитарно-гигиеническое
просвещение
Выполнение требований
СанПиНов
Паспорт здоровья
учащихся
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
Охрана труда
Военно-спортивная
игра «Зарница»
Курс ОБЖ
«Безопасное
колесо»
Курс «Безопасность
жизнедеятельности»
Профилактика
дорожно-транспортного травматизма
Экологические
здоровьесберегающие
технологии
Проект
«Зеленая школа»
Организация
фитомодулей
Летний лагерь
«Эрудит»
Пришкольный
участок
Фитодизайн
цветочной клумбы
Кружок «Наше здоровье-
наше будущее»
Биологическая экскурсия
«Экологическая тропа»
Физкультурно-
оздоровительные
технологии
Зарядка
для 1-11 классов
Дни Здоровья
Спортивные
секции
Мониторинг
физического
развития
Соревнования
Физкультминутки
для 1-6 классов
Прогулки учащихся
начальной школы
Уроки физической
культуры
Программа «Наше здоровье-
наше будущее»
Критерии здоровьесбережения
Обстановка и гигиенические условия в классе
-температура и свежесть воздуха,
- освещение класса и доски,
- монотонные неприятные звуковые раздражители.
Критерии здоровьесбережения
Количество видов учебной деятельности
-норма - 4-7 видов за урок,
-чередование через 7-10 минут
Критерии здоровьесбережения
Место и длительность применения ТСО
использовать ТСО как средство для дискуссии,
беседы, обсуждения
Критерии здоровьесбережения
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке
Норма - на 15-20 минут урока
по 1 минуте из 3-х легких упражнений.
Критерии здоровьесбережения
Эмоциональные разрядки
использование юмористических картинок,
поговорок, афоризмов с комментариями,
небольших стихотворений, музыкальных минуток .
Критерии здоровьесбережения
Поза учащегося, чередование позы
правильная посадка ученика,
смена видов деятельности требует смены позы
Критерии здоровьесбережения
Мотивация учащихся на уроке
оценка, похвала, поддержка,
соревновательный момент
Критерии здоровьесбережения
Эффективность усвоения знаний на уроке
5 – 25 минута – 80%
25 – 35 минута – 60 – 40%
35 – 45 минута – 10%
Критерии здоровьесбережения
Снижение учебной активности на уроке
через 25-30 минут в 1 классе,
35-40 минут в 2-4 классах,
40 минут в средней и старшей школе
Здоровьесберегающие
образовательные технологии
Опережающее
обучение
Модульное
обучение
Разноуровневое
обучение
Личностно-
ориентированное
обучение
Педагогика
сотрудничества
Использование
ТСО
Проектная
деятельность
Технология
развивающего
обучения
Обучение в сотрудничестве
Задачи
-Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся школы.
-Пропаганда здорового образа жизни.
-Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития.
-Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Рекомендации
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и ,безусловно, интерес к уроку. Оценка должна стимулировать интерес ребенка, а не быть наказанием.