Раздел. Страна детства.
4 класс
Задания по формированию обще-учебных интеллектуальных умений
62 задание
1. Послушайте и скажите. Из какого произведения этот отрывок? Кто автор этого произведения?
«Когда я был маленьким, я очень любил ужинать со взрослыми. И Лёля любила такие ужины не меньше, чем я».
Ответ: М.М. Зощенко, «Золотые слова».
2. Помните, из этого рассказа - ещё в прошлом году, в 3 классе, - вы записали в свои тетради крылатые слова(«На сердитых воду возят»), а также слова, которые М.Зощенко «золотыми буквами записал в своём сердце»
62(А) задание
(« В моей работе я, например, учился у старых великолепных мастеров. И у меня был большой соблазн писать по тем правилам, по которым они писали. Но я увидел, что обстановка изменилась… и поэтому я не стал подражать их правилам»)? Добавьте к своим записям о крылатых словах крылатые слова из рассказа «Ёлка», которые так же можно считать золотыми.
Ответ: «С вами водиться, что в крапиву садиться»; «Я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня»
64 задание
1. Вспомните, ребята! Из какой сказки эти слова? Мы их записывали в
3 классе.
«От маленьких радостей смеются, - ответила мама, - а от большой плачут».
Ответ: «Паустовский, «Растрёпанный воробей».
64(А) задание
2. Эти слова вам тоже знакомы. Чьи они?
«После чаю я уходил на охоту… Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался»
Ответ: М.М. Пришвин из воспоминаний «Моя Родина».
64(Б) задание
В рассказе «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовский найдите и запишите «находки» этого писателя, слова , которые открывают нам мир природы, то, что происходит в ней.
- Ответ: «С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох»; «Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста»
69 задание
Слушайте отрывки из рассказов. Мы их с вами читали в 3 и 2 классе. Вспоминайте и записывайте их названия, авторов:
1. «Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то как побежит в угол…»
Ответ: «Страшный рассказ», Е. Чарушин.
69(А) задание
2. «Ну, - думаю, - держу до весны и отдам кому-нибудь, если Юхименко не возьмёт. Уж столько мне попадало за эту обезьянку».
Ответ: Б.С. Житков, рассказ «Про обезьянку».
3. «Однажды смотрю – по тропинке из соседней заречной деревни бежит Малька… кривые ножки так и мелькают на белом снегу».
Ответ: «Малька провинилась», В. Белов.
69(Б) задание
4. «В гимназическую фуражку были положены записки… Достал записку, развернул и прочитал: «Повесить».
Ответ: «Наша Жучка», В. Дуров.
5. «На гнезде она сидела с распущенными крыльями… Она пыталась и не могла взлететь».
Ответ: «Капалуха», В. Астафьев.
69(В) задание
6. «Собака носилась по двору из угла в угол. Бешеная собака тем временем уже успела искусать двух свиней и разорвать несколько уток»
Ответ: «Барбос и Жулька», А. Куприн.
7. Что можно сказать о рассказах, об их авторах по этим отрывкам? Что эти рассказы объединяет?
Ответ: это рассказы о животных, об их повадках, о любви к ним.
76 задание
Вспомним сказки, герои которых – птицы, животные. Запишем названия и авторов сказок:
1. «А сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач: «Сплю на снегу: на обед одна каша берёзовая! Брови красные – отморозил!
Ответ: «Всему своё время»,
Н. Сладков.
76(А) задание
2. «Ходили, ходили, нет нигде храброго зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец-то нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха».
Ответ: «Сказка про Храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост», Д.Н. Мамин-Сибиряк.
76(Б) задание
3.»Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают».
Ответ: «Лягушка-путешественница», В. Гаршин.
76(В) задание
4. «Рассказал он братьям и сёстрам, как бегал за журавлями в тёплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять».
Ответ: «Листопадничек», И.Соколов-Микитов.
5. «он некрасив, это правда, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других»
Ответ: «Гадкий утёнок», Г.Х. Андерсен.
76(Г) задание
6. «Маме-стрижихе было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была старательная мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и рекой, схватывала на лету мошек, комаров, дождевые капли. Приносила их детям»
Ответ:»Стрижонок Скрип»,
В. Астафьев.
82 задание
В рассказе М, Пришвина «Выскочка» найдите и выпишите(подчеркните) слова, к которым, иллюстрируя рассказ, сделан рисунок на стр. 94
Ответ: «И только бы ещё мгновение одно мгновение…длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти её длинным острым кинжалом»
- Презентацию составила
- Гринчук Вера Егоровна
- учитель начальных классов
- МБОУ «СОШ № 42»
- г. Нижневартовск
- Тюменская область.