Выступление: " Развитие логического мышления у первоклассников в урочной и внеурочной деятельности средствами курса Холодовой О.А. " Юным умникам и умницам"
Выступление: " Развитие логического мышления у первоклассников в урочной и внеурочной деятельности средствами курса Холодовой О.А. " Юным умникам и умницам"
Выступление на тему: "Развитие логического мышления у первоклассников в урочной и внеурочной деятельности средствами курса Холодовой О.А. " Юным умникам и умницам".
Выступление проходило в рамках педагогических встреч молодых специалистов 2021-2022 год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление: " Развитие логического мышления у первоклассников в урочной и внеурочной деятельности средствами курса Холодовой О.А. " Юным умникам и умницам"»
Развитие логического мышления у первоклассников
Новикова Д.
Введение
В современной школе первокласснику требуется высокий уровень развития логического мышления, так как без него невозможно успешное освоение программы. Это связано с тем, что недостаточный уровень развития логического мышления в течение первого года обучения создаст первокласснику трудности в обучении.
Именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий.
Возможности формирования приемов логического мышления не реализуются сами собой. Учитель должен работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, формировал приемы мышления.
Определения понятия «Логическое мышление»
Логическое мышление – форма понятий умозаключений и суждений по законам логии.
(Н.Н. Михайлова)
Логическое мышление – совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
(Л.Ю. Огерчук)
Таким образом, логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек использует логические конструкции и которому свойственна доказательность, рассудительность.
Представляет собой мыслительный процесс, во время которого человек визуально проигрывает сложившуюся ситуацию.
2. Абстрактно-логическое мышление.
Основывается на воображении и абстрагировании от внешних факторов с акцентом на проблему, факты и выводы.
3. Словесно-логическое мышление.
Данный тип мышления основывается на речи, словах, внимательности собеседника, аргументировать позиции фактами и действиями.
Операции логического мышления
Сравнение
Операции логического мышления – это умственные действия, в результате которых из обособленных и обобщенных знаний, представленных в определенных понятиях, получают новые знания.
Логические операции взаимно дополняют друг друга и служат для преобразования информации, в результате которого удается быстро найти решение определенной задачи.
Анализ
Синтез
Абстрагирование
Обобщение
Конкретизация
Стадии развития логического мышления по Ж. Пиаже
1.Конкретно-понятийная стадия.
Мыслительные операции в конкретно-понятийной стадии тесно связаны с конкретным наглядным материалом, что является предпосылкой формирования логического мышления. На этой стадии все рассуждения и умозаключения детей зависят и определяются конкретным содержанием жизненного опыта. Дети опираются на конкретные примеры, действия, образы как на основу рассуждения.
2. Абстрактно-понятийная стадия.
Дети начинают мыслить абстрактными понятиями, общими понятиями, общими законами, усваивают систему понятий. У детей появляется способность рассуждать, обосновывать свои рассуждения, доказывать правильность своих выводов, осознавать и контролировать процесс рассуждения.
5
Развитие логического мышления
Таким образом, мышление младшего школьника переживает переломный этап. Еще недавно оно основывалось только на собственном опыте и ощущениях от окружающего мира. Но, осваивая школьную программу, ребенок учится не просто читать и писать, а соотносить символы со значениями и оперировать абстрактными единицами.
Существует много различных пособий для развития логического мышления.
Материалы О.А. Холодовой являются эффективными и интересными методическими пособиями для детей, с помощью которых можно развивать у них познавательные способности, в том числе логическое мышление.
5
Юным умникам и умницам. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях Холодовой О.А.
С целью развития логического мышления в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
5
Примеры заданий
5
Примеры заданий
5
Примеры заданий
5
Примеры заданий
5
Вывод
Таким образом, развитие логического мышление у первоклассников крайне важно для дальнейшего обучения. Первоклассник должен научиться находить и выделять признаки разных предметов; выделять главное и существенное; сравнивать предметы; выделять черты сходства и различия; выявлять закономерности.
Для этого существуют различные методы и дидактические материалы. В дидактических материалах Холодовой О.А. «Юным умникам и умницам» собраны упражнения, которые интересны первокласснику и помогут в развитии логического мышления.
В процессе выполнения упражнений по материалам Холодовой О.А. дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.