kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление: " Развитие логического мышления у первоклассников в урочной и внеурочной деятельности средствами курса Холодовой О.А. " Юным умникам и умницам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на тему: "Развитие логического мышления у первоклассников в урочной и внеурочной деятельности средствами курса Холодовой О.А. " Юным умникам и умницам".

Выступление проходило в рамках педагогических встреч молодых специалистов 2021-2022 год. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление: " Развитие логического мышления у первоклассников в урочной и внеурочной деятельности средствами курса Холодовой О.А. " Юным умникам и умницам"»

Развитие логического мышления у первоклассников Новикова Д.

Развитие логического мышления у первоклассников

Новикова Д.

Введение В современной школе первокласснику требуется высокий уровень развития логического мышления, так как без него невозможно успешное освоение программы. Это связано с тем, что недостаточный уровень развития логического мышления в течение первого года обучения создаст первокласснику трудности в обучении. Именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий. Возможности формирования приемов логического мышления не реализуются сами собой. Учитель должен работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, формировал приемы мышления.

Введение

В современной школе первокласснику требуется высокий уровень развития логического мышления, так как без него невозможно успешное освоение программы. Это связано с тем, что недостаточный уровень развития логического мышления в течение первого года обучения создаст первокласснику трудности в обучении.

Именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий.

Возможности формирования приемов логического мышления не реализуются сами собой. Учитель должен работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, формировал приемы мышления.

Определения понятия «Логическое мышление» Логическое мышление – форма понятий умозаключений и суждений по законам логии. (Н.Н. Михайлова) Логическое мышление – совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности. (Л.Ю. Огерчук) Таким образом, логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек использует логические конструкции и которому свойственна доказательность, рассудительность.

Определения понятия «Логическое мышление»

Логическое мышление – форма понятий умозаключений и суждений по законам логии.

(Н.Н. Михайлова)

Логическое мышление – совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

(Л.Ю. Огерчук)

Таким образом, логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек использует логические конструкции и которому свойственна доказательность, рассудительность.

Виды логического мышления 1. Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление). Представляет собой мыслительный процесс, во время которого человек визуально проигрывает сложившуюся ситуацию. 2. Абстрактно-логическое мышление. Основывается на воображении и абстрагировании от внешних факторов с акцентом на проблему, факты и выводы. 3. Словесно-логическое мышление. Данный тип мышления основывается на речи, словах, внимательности собеседника, аргументировать позиции фактами и действиями.

Виды логического мышления

1. Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление).

Представляет собой мыслительный процесс, во время которого человек визуально проигрывает сложившуюся ситуацию.

2. Абстрактно-логическое мышление.

Основывается на воображении и абстрагировании от внешних факторов с акцентом на проблему, факты и выводы.

3. Словесно-логическое мышление.

Данный тип мышления основывается на речи, словах, внимательности собеседника, аргументировать позиции фактами и действиями.

Операции логического мышления Сравнение Операции логического мышления – это умственные действия, в результате которых из обособленных и обобщенных знаний, представленных в определенных понятиях, получают новые знания. Логические операции взаимно дополняют друг друга и служат для преобразования информации, в результате которого удается быстро найти решение определенной задачи. Анализ Синтез  Абстрагирование Обобщение Конкретизация

Операции логического мышления

Сравнение

Операции логического мышления – это умственные действия, в результате которых из обособленных и обобщенных знаний, представленных в определенных понятиях, получают новые знания.

Логические операции взаимно дополняют друг друга и служат для преобразования информации, в результате которого удается быстро найти решение определенной задачи.

Анализ

Синтез

Абстрагирование

Обобщение

Конкретизация

Стадии развития логического мышления  по Ж. Пиаже 1.Конкретно-понятийная стадия. Мыслительные операции в конкретно-понятийной стадии тесно связаны с конкретным наглядным материалом, что является предпосылкой формирования логического мышления. На этой стадии все рассуждения и умозаключения детей зависят и определяются конкретным содержанием жизненного опыта. Дети опираются на конкретные примеры, действия, образы как на основу рассуждения. 2. Абстрактно-понятийная стадия. Дети начинают мыслить абстрактными понятиями, общими понятиями, общими законами, усваивают систему понятий. У детей появляется способность рассуждать, обосновывать свои рассуждения, доказывать правильность своих выводов, осознавать и контролировать процесс рассуждения. 5

Стадии развития логического мышления по Ж. Пиаже

1.Конкретно-понятийная стадия.

Мыслительные операции в конкретно-понятийной стадии тесно связаны с конкретным наглядным материалом, что является предпосылкой формирования логического мышления. На этой стадии все рассуждения и умозаключения детей зависят и определяются конкретным содержанием жизненного опыта. Дети опираются на конкретные примеры, действия, образы как на основу рассуждения.

2. Абстрактно-понятийная стадия.

Дети начинают мыслить абстрактными понятиями, общими понятиями, общими законами, усваивают систему понятий. У детей появляется способность рассуждать, обосновывать свои рассуждения, доказывать правильность своих выводов, осознавать и контролировать процесс рассуждения.

5

Развитие логического мышления Таким образом, мышление младшего школьника переживает переломный этап. Еще недавно оно основывалось только на собственном опыте и ощущениях от окружающего мира. Но, осваивая школьную программу, ребенок учится не просто читать и писать, а соотносить символы со значениями и оперировать абстрактными единицами. Существует много различных пособий для развития логического мышления. Материалы О.А. Холодовой являются эффективными и интересными методическими пособиями для детей, с помощью которых можно развивать у них познавательные способности, в том числе логическое мышление. 5

Развитие логического мышления

Таким образом, мышление младшего школьника переживает переломный этап. Еще недавно оно основывалось только на собственном опыте и ощущениях от окружающего мира. Но, осваивая школьную программу, ребенок учится не просто читать и писать, а соотносить символы со значениями и оперировать абстрактными единицами.

Существует много различных пособий для развития логического мышления.

Материалы О.А. Холодовой являются эффективными и интересными методическими пособиями для детей, с помощью которых можно развивать у них познавательные способности, в том числе логическое мышление.

5

Юным умникам и умницам. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях Холодовой О.А. С целью развития логического мышления в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. 5

Юным умникам и умницам. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях Холодовой О.А.

С целью развития логического мышления в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.

5

Примеры заданий 5

Примеры заданий

5

Примеры заданий 5

Примеры заданий

5

Примеры заданий 5

Примеры заданий

5

Примеры заданий 5

Примеры заданий

5

Вывод Таким образом, развитие логического мышление у первоклассников крайне важно для дальнейшего обучения. Первоклассник должен научиться находить и выделять признаки разных предметов; выделять главное и существенное; сравнивать предметы; выделять черты сходства и различия; выявлять закономерности. Для этого существуют различные методы и дидактические материалы. В дидактических материалах Холодовой О.А. «Юным умникам и умницам» собраны упражнения, которые интересны первокласснику и помогут в развитии логического мышления. В процессе выполнения упражнений по материалам Холодовой О.А. дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. 5

Вывод

Таким образом, развитие логического мышление у первоклассников крайне важно для дальнейшего обучения. Первоклассник должен научиться находить и выделять признаки разных предметов; выделять главное и существенное; сравнивать предметы; выделять черты сходства и различия; выявлять закономерности.

Для этого существуют различные методы и дидактические материалы. В дидактических материалах Холодовой О.А. «Юным умникам и умницам» собраны упражнения, которые интересны первокласснику и помогут в развитии логического мышления.

В процессе выполнения упражнений по материалам Холодовой О.А. дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новикова Дарья Дмитриевна

Дата: 15.10.2022

Номер свидетельства: 615043


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства