Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по теме: "Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников"
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по теме: "Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников"
Сохранение психологического здоровья школьников очень важна. В презентации рассказывается, как мы отслеживаем адаптацию школьников в 1,5 и 10 классах с целью сохранения психологического здоровья
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по теме: "Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников"»
Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников
Единственная красота , которую я знаю –
это здоровье.
Генрих Гейне
Здоровье и качество жизни детей признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло своё отражение в Концепции модернизации российского образования.
Здоровью –да!
Для детей и подростков тема здоровья должна стать привлекательной и актуальной. Поэтому специалистам образования необходимо владеть методическими приемами, позволяющими заинтересовать детей проблемой сохранения здоровья.
Здоровье – это…
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов
Три составляющих здоровья:
Физическое здоровье
Спорт
Здоровое питание
Экология
Социальное здоровье
Способность общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество, в котором мы живем, работать для этого и быть способным
Психологическое здоровье
Психологическое здоровье характеризует личность в целом
(в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам)
В конце 70-х годов среди психологических дисциплин выделилась психология здоровья и началось её утверждение в качестве самостоятельной сферы психологических исследований
Что значит быть психологически здоровым человеком?
А. Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих психически здорового человека:
человечность;
уверенность в себе;
самообладание;
потребность в знаниях
потребность в самоактуализации ( самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).
Психологическое здоровье
Психологическое здоровье относится к личности в целом , находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Оно предполагает интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлечённость своим делом, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого
Цель образования
Целенаправленное влияние на
развитие потребности и способности личности
к саморазвитию –
главный
здоровьесберегающий
ресурс.
Психологическое здоровье
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:
состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
адекватное социальное поведение;
умение понимать себя и других;
более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
умение делать выбор и нести за него ответственность
Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различныепсихологические факторы(влечения, эмоции, чувства), умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия.
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:
Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
Полное спокойствие
Уверенность в своих силах
Вдохновение
2.Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха.
Психологически здоровый школьник
У школьника это сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Соответственно психическое нездоровье будет означать несбалансированность, асинхронию внутренних и внешних особенностей личностных изменений.
Психологическое здоровье школьника – одно из главных условий образовательного процесса.
Не каждому ребенку комфортно от пребывания в школе, от общения с каким-либо учителем и учащимися. Часто нарушаются его права и автономия. Он их порой и не знает, а иногда путает с обязанностями и не может противостоять давлению несправедливых взрослых и сверстников.
Часто школьник живет по двойным стандартам морали и норм доведения, полагая, что ведет себя, «как его учили». Очень часто ученики не умеют адаптироваться в классе, но считают, что иначе и быть не может. Невозможно предугадать, как они будут вести себя в различных условиях.
Семья – ресурс здоровья детей
Благоприятный психологический климат, нравственная атмосфера, сознательное, ответственное и конструктивное родительское поведение есть важнейшие факторы сохранения здоровья детей.
Причины нарушения психического и психологическогоздоровья
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью
Неблагоприятные факторы, стрессы , воздействующие на психику
Поддержка и укрепление психологического здоровья учащихся
Образование является наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.
Актуальные задачи образования:
Содействие в сохранении всех трех составляющих здоровья, посредством различных образовательных программ, воспитание потребности в заботе о своем здоровье и здоровье близких.
Установление взаимодействия с семьей.
!
Советы психолога
Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
доверие к ребенку;
уважительное отношение;
в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
детей нельзя обманывать - дети очень чувствительны к фальши;
меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.