Просмотр содержимого документа
«Выступление на городской педагогической конференции. Разноуровневое обучение в начальной школе.»
МБОУ СОШ №17 г.-к.Кисловодск
Разноуровневое обучение в начальной школе. Уровневый подход к оценке достижения учащимися планируемых предметных и личностных результатов на уроке.
Лютик Е.Б.
учитель начальных классов
2017-2018уч. год
Положение ФГОС:
«Начальное образование должно
гарантировать разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий
и образовательного развития»
Конвенция о правах ребёнка:
«Ребёнок имеет право на сохранение
своей индивидуальности»
Базовые педагогические
технологии
Уровневая дифференциация
Обучение на основе «учебных ситуаций»
Проектная деятельность
Информационные технологии
Понятие “дифференцированное обучение”
в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Положительные стороны
дифференцированного обучения
Сильным учащимся можно уделить время;
Слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
Повышается уровень мотивации сильных учеников.
Цели дифференцированного обучения:
организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача:
увидеть индивидуальность ученика
и сохранить ее,
помочь ребенку
поверить в свои силы,
обеспечить
его максимальное развитие.
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.
Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы).
Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока
Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Способы дифференциации учебной деятельности
По уровню творчества (репродуктивные и творческие)
По уровню трудности
По содержанию учебных заданий
По объёму
По степени самостоятельности
По способу организации деятельности
По степени и характеру помощи учащимся
По характеру учебных действий
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ:
по уровню творчества
по уровню
трудности
по объёму
ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА
ЗАДАНИЯ
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ
типовые упражнения
решение задач знакомых видов,
решение примеров на изученные
вычислительные приёмы,
решение простых уравнений
поиск закономерностей;
задания на классификацию математических объектов;
задания с недостающими и лишними данными;
выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и нерав-в
нестандартные задачи и задания
Пример:3 класс 1 четверть
Что тебе вспоминается о летних каникулах?
1.С помощью каких 6 слов можно передать эти воспоминания.
Назови эти слова. Поясни их выбор.
2.Подготовь устные воспоминания о летних каникулах.
3.Возможно, ты пожелаешь записать свои воспоминания,
зарисовки для будущего художественного журнала класса.
усложнение материала, которое используется в задании;
увеличение количества действий в выражений, в решении задачи;
использование обратного задания вместо прямого;
выполнение операции сравнения в дополнение к основному;
использование букв вместо чисел или отдельных цифр
Пример:тема «Согласные звуки» 1 класс.
ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся
Основное задание – I группа учащихся
Дополнительное задание - II группа и III группа
II группа III группа
связано с основным отличное от основного
более высокого репродуктивное из другого раздела
уровня трудности
аналогичное на смекалку
творческое нестандартные
Пример:Дана задача.
Две книги стоят 32 рубля. Одна из них стоит 20 рублей.
Сколько стоит другая книга?
Реши задачу.
Составь к этой задаче обратную и реши её.
Составь к этой задаче две обратных и реши их.
ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРИ ЭТОМ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕДИНО
по степени
самостоятельности учащихся;
по степени и характеру
помощи учащимся;
по характеру
учебных действий
ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Знакомство с заданием одинаково
Исполнительский этап:
I группа – с учителем
II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно
III группа - самостоятельно
Пример:
Составьте из отдельных слогов целые слова с сочетанием ЖИ.
ПРУ ХИ
ЖИ
Е О
НА РУ
2 и 3 группывыполняют задание самостоятельно.
1 группа– под руководством учителя.
Один ученик работает у доски.
Соединяет слоги стрелочками, составляя слово.
Затем дети записывают слово самостоятельно.
ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ
Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание.
Направляющая– дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания.
Обучающая– учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ-
оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации
варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом
вариант 1 – основное задание
вариант 2 – задание большего объёма
вариант 3 – творческое задание
применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности(если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ
Вариант 1.Обозначьте цифрами порядок
действий и вычислите значение
выражений:
(24 +46) : 5
27 + 2 х 3
Вариант 2.Обозначьте цифрами порядок
действий и вычислите значение
выражений:
27:3 + (21 - 3)
48 : 3 + 5х 8 – 6
Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок
действий: : +( - )х
Подберите числа и вычислите.
Современная система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:
самостоятельный и самоценный элемент содержания;
средство повышения эффективности преподавания и учения;
фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
регулятор программы обучения.
Всё очевиднее становится необходимость сделать оценку более дифференцированной и содержательной, сместив акцент на формирование реалистичной самооценки и усиление внутренней мотивации. Поэтому меняются принципы оценивания и содержание оценки.
При выборе форм текущего оценивания приоритетными становятся продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Предлагается уровневый подход : решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.
учимся оценивать свой ответ
учимся оценивать свое состояние
Правила сотрудничества
Линеечки учебных достижений
2
3
4
1
Чтобы оценить личностные результаты, нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких технологий является «портфолио». А как проследить личностный рост, движение, изменения. Как правильно скорректировать работу, помочь ребёнку, научить учащегося самого анализировать. Это труднейшая работа, ведется мной с 1 класса, с первого урока.