kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на городской педагогической конференции. Разноуровневое обучение в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать базовые педагогические технологии разноуровневого обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на городской педагогической конференции. Разноуровневое обучение в начальной школе.»

МБОУ СОШ №17 г.-к.Кисловодск Разноуровневое обучение в начальной школе. Уровневый подход к оценке достижения учащимися планируемых предметных и личностных результатов на уроке.    Лютик Е.Б. учитель начальных классов 2017-2018уч. год

МБОУ СОШ №17 г.-к.Кисловодск

Разноуровневое обучение в начальной школе. Уровневый подход к оценке достижения учащимися планируемых предметных и личностных результатов на уроке.

Лютик Е.Б.

учитель начальных классов

2017-2018уч. год

Положение ФГОС: «Начальное образование должно  гарантировать разнообразие  индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития» Конвенция о правах ребёнка:  «Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности»

Положение ФГОС:

«Начальное образование должно

гарантировать разнообразие

индивидуальных образовательных траекторий

и образовательного развития»

Конвенция о правах ребёнка:

«Ребёнок имеет право на сохранение

своей индивидуальности»

Базовые педагогические технологии

Базовые педагогические

технологии

  • Уровневая дифференциация
  • Обучение на основе «учебных ситуаций»
  • Проектная деятельность
  • Информационные технологии
Понятие “дифференцированное обучение”  в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени. Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Понятие “дифференцированное обучение”

в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Положительные стороны дифференцированного обучения

Положительные стороны

дифференцированного обучения

  • Сильным учащимся можно уделить время;
  • Слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
  • Повышается уровень мотивации сильных учеников.
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Цели дифференцированного обучения:

организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача:

увидеть индивидуальность ученика

и сохранить ее,

помочь ребенку

поверить в свои силы,

обеспечить

его максимальное развитие.

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

  • Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.
  • Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы).
  • Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
  • Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
  • Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока
  • Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Способы дифференциации учебной деятельности По уровню творчества (репродуктивные и творческие) По уровню трудности По содержанию учебных заданий По объёму По степени самостоятельности По способу организации деятельности По степени и характеру помощи учащимся По характеру учебных действий

Способы дифференциации учебной деятельности

По уровню творчества (репродуктивные и творческие)

По уровню трудности

По содержанию учебных заданий

По объёму

По степени самостоятельности

По способу организации деятельности

По степени и характеру помощи учащимся

По характеру учебных действий

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ:    по уровню творчества  по уровню  трудности

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ:

  • по уровню творчества

  • по уровню

трудности

  • по объёму
ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА ЗАДАНИЯ    РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ  типовые упражнения   решение задач знакомых видов,  решение примеров на изученные  вычислительные приёмы,  решение простых уравнений поиск закономерностей; задания на классификацию математических объектов; задания с недостающими и лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и нерав-в нестандартные задачи и задания Пример: 3 класс 1 четверть Что тебе вспоминается о летних каникулах? 1. С помощью каких 6 слов можно передать эти воспоминания. Назови эти слова. Поясни их выбор. 2. Подготовь устные воспоминания о летних каникулах. 3. Возможно, ты пожелаешь записать свои воспоминания,  зарисовки для будущего художественного журнала класса.

ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА

ЗАДАНИЯ

РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ

  • типовые упражнения

решение задач знакомых видов,

решение примеров на изученные

вычислительные приёмы,

решение простых уравнений

  • поиск закономерностей;
  • задания на классификацию математических объектов;
  • задания с недостающими и лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и нерав-в
  • нестандартные задачи и задания

Пример: 3 класс 1 четверть

Что тебе вспоминается о летних каникулах?

1. С помощью каких 6 слов можно передать эти воспоминания.

Назови эти слова. Поясни их выбор.

2. Подготовь устные воспоминания о летних каникулах.

3. Возможно, ты пожелаешь записать свои воспоминания,

зарисовки для будущего художественного журнала класса.

усложнение материала, которое используется в задании; увеличение количества действий в выражений, в решении задачи; использование обратного задания вместо прямого; выполнение операции сравнения в дополнение к основному; использование букв вместо чисел или отдельных цифр
  • усложнение материала, которое используется в задании;
  • увеличение количества действий в выражений, в решении задачи;
  • использование обратного задания вместо прямого;
  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному;
  • использование букв вместо чисел или отдельных цифр

Пример: тема «Согласные звуки» 1 класс.

ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся Основное задание – I группа учащихся Дополнительное задание - II группа и III группа  II группа III группа связано с основным отличное от основного более высокого репродуктивное из другого раздела уровня трудности аналогичное на смекалку творческое нестандартные Пример: Дана задача. Две книги стоят 32 рубля. Одна из них стоит 20 рублей. Сколько стоит другая книга?

ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся

Основное задание – I группа учащихся

Дополнительное задание - II группа и III группа

II группа III группа

связано с основным отличное от основного

  • более высокого репродуктивное из другого раздела

уровня трудности

  • аналогичное на смекалку
  • творческое нестандартные

Пример: Дана задача.

Две книги стоят 32 рубля. Одна из них стоит 20 рублей.

Сколько стоит другая книга?

  • Реши задачу.
  • Составь к этой задаче обратную и реши её.
  • Составь к этой задаче две обратных и реши их.
ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРИ ЭТОМ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕДИНО по степени самостоятельности учащихся;  по степени и характеру помощи учащимся;  по характеру учебных действий

ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЭТОМ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕДИНО

  • по степени

самостоятельности учащихся;

  • по степени и характеру

помощи учащимся;

  • по характеру

учебных действий

ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Знакомство с заданием одинаково Исполнительский этап:  I группа – с учителем  II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно  III группа - самостоятельно Пример: Составьте из отдельных слогов целые слова с сочетанием ЖИ.  ПРУ ХИ  ЖИ  Е О  НА РУ 2 и 3 группы выполняют задание самостоятельно. 1 группа – под руководством учителя. Один ученик работает у доски. Соединяет слоги стрелочками, составляя слово. Затем дети записывают слово самостоятельно.

ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

  • Знакомство с заданием одинаково
  • Исполнительский этап:

I группа – с учителем

II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно

III группа - самостоятельно

Пример:

Составьте из отдельных слогов целые слова с сочетанием ЖИ.

ПРУ ХИ

ЖИ

Е О

НА РУ

2 и 3 группы выполняют задание самостоятельно.

1 группа – под руководством учителя.

Один ученик работает у доски.

Соединяет слоги стрелочками, составляя слово.

Затем дети записывают слово самостоятельно.

ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ

ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ

  • Стимулирующаяученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание.
  • Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания.
  • Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом вариант 1 – основное задание вариант 2 – задание большего объёма вариант 3 – творческое задание

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ-

оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации

  • варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом

вариант 1 – основное задание

вариант 2 – задание большего объёма

вариант 3 – творческое задание

  • применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ Вариант 1.  Обозначьте цифрами порядок  действий и вычислите значение  выражений:  (24 +46) : 5  27 + 2 х 3  Вариант 2.  Обозначьте цифрами порядок  действий и вычислите значение  выражений:  27:3 + (21 - 3)  48 : 3 + 5х 8 – 6 Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок  действий: : +( - )х  Подберите числа и вычислите .

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ

Вариант 1. Обозначьте цифрами порядок

действий и вычислите значение

выражений:

(24 +46) : 5

27 + 2 х 3

Вариант 2. Обозначьте цифрами порядок

действий и вычислите значение

выражений:

27:3 + (21 - 3)

48 : 3 + 5х 8 – 6

Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок

действий: : +( - )х

Подберите числа и вычислите .

Современная система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как: самостоятельный и самоценный элемент содержания; средство повышения эффективности преподавания и уче­ния; фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования; регулятор программы обучения. Всё очевиднее становится необходимость сделать оценку более дифференцированной и содержательной, сместив акцент на формирование реалистичной самооценки и усиление внутренней мотивации. Поэтому меняются принципы оценивания и содержание оценки.
  • Современная система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:
  • самостоятельный и самоценный элемент содержания;
  • средство повышения эффективности преподавания и уче­ния;
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
  • регулятор программы обучения.
  • Всё очевиднее становится необходимость сделать оценку более дифференцированной и содержательной, сместив акцент на формирование реалистичной самооценки и усиление внутренней мотивации. Поэтому меняются принципы оценивания и содержание оценки.
При выборе форм текущего оценивания приоритетными становятся продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Предлагается уровневый подход : решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.

При выборе форм текущего оценивания приоритетными становятся продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Предлагается уровневый подход : решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.

учимся оценивать свой ответ

учимся оценивать свой ответ

учимся оценивать свое состояние

учимся оценивать свое состояние

Правила сотрудничества

Правила сотрудничества

Линеечки учебных достижений  2  3  4 1

Линеечки учебных достижений

2

3

4

1

Чтобы оценить личностные результаты, нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких технологий является «портфолио». А как проследить личностный рост, движение, изменения. Как правильно скорректировать работу, помочь ребёнку, научить учащегося самого анализировать. Это труднейшая работа, ведется мной с 1 класса, с первого урока.

Чтобы оценить личностные результаты, нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких технологий является «портфолио». А как проследить личностный рост, движение, изменения. Как правильно скорректировать работу, помочь ребёнку, научить учащегося самого анализировать. Это труднейшая работа, ведется мной с 1 класса, с первого урока.

Дифференцированный подход к обучению на уроках это: положительные эмоции повышение самооценки учащихся защищённость интерес к учёбе комфорт снижение барьеров страха доверие к педагогу доброжелательные отношения в классном коллективе.

Дифференцированный подход

к обучению на уроках это:

положительные эмоции

повышение самооценки учащихся

защищённость

интерес к учёбе

комфорт

снижение барьеров страха

доверие к педагогу

доброжелательные

отношения в классном коллективе.

Спасибо за внимание .   С новым учебным годом!

Спасибо за внимание .

С новым

учебным

годом!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Лютик Елена Борисовна

Дата: 01.06.2021

Номер свидетельства: 582233


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства