«Мы, младшеклассники находившиеся на летних каникулах, беззаботные, веселые и шумные, соревнуясь между собой, помогали взрослым на сенокосе. Управляли лошадьми, возили копна сена. Я закончила три класса.
Жили в местности «Эе». Весь надой мы сдавали на маслозавод, оттуда увозили на фронт. Как сейчас помню, мы не отдыхали ни одного дня, не говоря уже об отпуске, у всех была норма работы, задания, которые надо неукоснительно выполнять. Доили 3 раза в день, в гурте, на материальной ответственности каждой была 21 корова. Если случался падеж хоть одной коровы, то надо было эту корову «восстановить», платить. Законы военного времени на селе были очень суровы. Нельзя было прогуливать, опаздывать ни на минуту, иначе будешь виноватой. Если, допустим, доярка теряла 1-2 коровы (пусть по болезни), то ее могли уголовно наказать, почему-то, как-то, все знали.
Жизнь и быт были очень тяжелыми. Например, в одном доме жили две-три, а иногда четыре семьи. Жили впроголодь, было очень голодное время, на каждого члена семьи выдавали 200 грамм муки, т.е. 6 кг.в месяц или один стакан зерна. Это надо было заслужить работой. Помню, что обуви постоянно не было, ходили босиком, утром, например, утром ноги мерзли, иногда приходилось греть ноги в свежем навозе-коровяке.
Когда мне исполнилось 13 лет, меня перевели на уборку хлеба. Все делали вручную. Очень хорошим подспорьем, основной тягловой силой была лошадь. Я же должна была делать снопы, идя за конной жаткой. Дневная норма каждого -500 штук, но не всегда это удавалось, поэтому приходилось задерживаться до поздна. Если за день не управишься, то домой не заходили, надо было норму во что бы то ни стало выполнить. Очень строго следили за выполнением нормы: делали записи, вывешивали итоги работы. Еще помню, что руки находились в безобразном состоянии, от непосильного и постоянного труда были красными, потрескавшимися, с кровоточащими болячками- ранами. Помню голодные дни, очень засушливое, знойное лето 41, 42, 43 годов, постоянно
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Все для фронта,все для победы! »
«Все для фронта, все для победы!"
Да, были , как века мгновения,
об этом тяжко вспоминать …
Цель моей работы:
Узнать, о жизни простого народа в годы Великой Отечественной войны, а также выяснить, какой вклад внесли женщины - труженицы тыла, приближая Великую Победу.
Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.
Методы исследования:
Встречи и беседы– Будаевой Анной Раднаевной.- - труженике тыла, ветеране труда, о матери-героине.
2. Изучение литературных источников, библиотечных архивов.
Этапы моей работы:
1. Встреча и беседа с – Будаевой Анной Раднаевной.
2. Изучение литературы и периодической печати.
3. Оформление работы.
Задачи моей работы:
;
2. Показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла;
3. Узнать, какой вклад внесли женщины- труженики тыла, приближая Великую Победу.
4. Донести моим сверстникам правду о той жестокой войне и тяжелом труде, которые легли на наших дедушек и бабушек.
Великая Отечественная Война
22 июня... Когда смотришь на листок календаря с этим числом, перед глазами встаёт ужасная картина 1941 года, самого важного и самого трагического года в истории нашего Отечества. Тогда весь народ - и стар и млад- встали на защиту своей Родины. А все остальные, кто не был призван на фронт, работали в тылу, работали за двоих, в полную силу. Все события эти остаются на страницах истории, и мы можем к ним прикоснуться. Знать и понимать всё это очень важно, поэтому я обратилась к своей бабушке–Будаевой Анне Раднаевне. Откуда, как не из уст близкого мне человека, я смогу подробно узнать обо всех тяготах жизни и быта военных лет. Вот о чем она мне рассказала:
«Мы, младшеклассники находившиеся на летних каникулах, беззаботные, веселые и шумные, соревнуясь между собой, помогали взрослым на сенокосе. Управляли лошадьми, возили копна сена. Я закончила три класса. И вот, однажды, когда мы пришли на обед, нам объявили о начале войны, о том, что огромная немецко-фашистская армия напала на нашу страну. Это было 22 июня 1941 года. В то время маме исполнилось 36 лет, а мне- 10. После, помню, все вокруг изменилось, лица посуровели, деревня опустела, почернела, стали приходить повестки на фронт, мужчины уехали, остались мы: женщины, старики и маленькие дети.
Настали тяжелые времена, не хватало одежды, обуви, продуктов питания, школу пришлось оставить и идти работать наравне со взрослыми, делали тот же объем работы, была одинаковая со взрослыми продолжительность дня: от зари до глубокой ночи, от темна до темна.
В то время, в 1941 году, моя мать работала дояркой, В 1942 году, когда мне исполнилось 12 лет, я стала работать самостоятельно дояркой. Были очень хорошие, чуткие наставники, за кем я тянулась, это женщины труженицы-героини: Ширеторова Будажап, Раднаева Будажап. Жили в местности «Эе». Весь надой мы сдавали на маслозавод, оттуда увозили на фронт. Как сейчас помню, мы не отдыхали ни одного дня, не говоря уже об отпуске, у всех была норма работы, задания, которые надо неукоснительно выполнять. Доили 3 раза в день, в гурте, на материальной ответственности каждой была 21 корова. Если случался падеж хоть одной коровы, то надо было эту корову «восстановить», платить. Законы военного времени на селе были очень суровы. Нельзя было прогуливать, опаздывать ни на минуту, иначе будешь виноватой. Если, допустим, доярка теряла 1-2 коровы (пусть по болезни), то ее могли уголовно наказать, почему-то, как-то, все знали.
Жизнь и быт были очень тяжелыми. Например, в одном доме жили две-три, а иногда четыре семьи. Жили впроголодь, было очень голодное время, на каждого члена семьи выдавали 200 грамм муки, т.е. 6 кг.в месяц или один стакан зерна. Это надо было заслужить работой. Помню, что обуви постоянно не было, ходили босиком, утром, например, утром ноги мерзли, иногда приходилось греть ноги в свежем навозе-коровяке. Было тяжело, но все верили в победу, надеялись на возвращение своих близких.
В 1943 году меня перевели на другую работу-пасти овец, коз. Это была другая местность-«Сээтрэй», где в подножье горы пасли и ухаживали за отарой коз, в отаре было 700 коз. Мы доили и делали брынзу, чтобы отправить на фронт, а из козьих шкур шили теплые куртки, также брали пух и отправляли на фронт. Я работала со старшей чабанкой Сангадиевой Дынсемой, очень доброй и работящей женщиной.
Когда мне исполнилось 13 лет, меня перевели на уборку хлеба. Все делали вручную. Очень хорошим подспорьем, основной тягловой силой была лошадь. Я же должна была делать снопы, идя за конной жаткой. Дневная норма каждого -500 штук, но не всегда это удавалось, поэтому приходилось задерживаться до поздна. Если за день не управишься, то домой не заходили, надо было норму во что бы то ни стало выполнить. Очень строго следили за выполнением нормы: делали записи, вывешивали итоги работы. Еще помню, что руки находились в безобразном состоянии, от непосильного и постоянного труда были красными, потрескавшимися, с кровоточащими болячками- ранами. Помню голодные дни, очень засушливое, знойное лето 41, 42, 43 годов, постоянно стоял дым.
В нашей местности было очень много волков, которые нападали на отару овец, коз, на табун лошадей, поэтому надо было пасти, смотреть, находиться рядом с отарой, табуном круглосуточно, по ночам, в любое время года дежурили, а ружья, чтобы хоть как-то напугать их, не было. Было одно спасение- костер. Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.
Конечно же, молодость брала свое. Мы веселились, встречались в клубе или просто под открытым небом пели, плясали ехор.
Скромный труд молодого чабана отмечен Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БМАССР и грамотами правления и партийной организации колхоза.
Колхозники сельхозартели имени Калинина, коллектив учителей Аргадинской средней школы Курумканского аймака выдвинули тов. Будаеву Анну Раднаевну своим кандидатом в депутаты Верховного Совета БМАССР по Гаргинскому избирательному округу №72.
В 1957 году впервые в аймаке внедрен кошарно-базовый метод выращивания ягнят.Инициатором этого ценного движения была чабан, депутат Верховного Совета БМАССР, ныне мать-героиня Анна Раднаевна Хубусгеева.
Бадма Ринчинович Хубусгеев всю жизнь проработал строителем.он ветеран войны и труда .
1965 год.
награжден путевкой на ВДНХ
Хубусгеев Бадма Ринчинович
Орденская книжка Анны Раднаевны
2005 год.Золотая свадьба
Горят на груди ветеранов
Медали «За доблестный труд»
Вера в Победу, Бога и песня спасли нас в те трудные годы, внучка, мы были хоть голодные, холодные, но счастливые »
Заключение:
Наш тыл поистине сделал неоценимый вклад в победу над фашизмом. Они прокормили, одели свыше 30 млн. человек! Это кажется невозможным, но всё было именно так! И это служило и должно служить примером для молодёжи. Мой проект – это призыв, это напоминание молодым о том, чтобы больше внимания уделяли своим дедушкам и бабушкам, прадедушкам и прабабушкам. Учились у них силе и твердости духа, активной жизненной позиции, любви к Родине .
Выводы:
1."Тыл - это половина Победы. Даже больше".
2.Основная часть тыловиков – женщины старики и дети, начиная с семи лет.
3.Обеспечение фронта всем необходимым было непосильным трудом. 4.Труженики тыла, как и весь народ, заплатили страшную цену за Победу в Великой Отечественной войне.
5.Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.