kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.П.Астафьев "Капалуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе по произведению В.П.Астафьева "Каалуха"с применением моделирования.Урок выполнен в форме презентации, так же используется флипчарт для интерактивной доски с примерами моделей : модель-описание "Капалухи" и модель- рассуждение "Капалуха-мама" (моё отношение к глухарке).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

КЛАСС -3-Б

УЧИТЕЛЬ:ЩУКИНА Т.Ш.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой

Тип урока: Изучение нового материала

Тема урока: В. П Астафьев «Капалуха»

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления детьми произведения В. П. Астафьева; стимулировать поисковую деятельность обучающихся, создать условия для систематизации изучаемого материала.

Задачи:

  1. обогащение и уточнение словаря;

  2. прививать интерес и любовь к природе, ее секретам и тайнам;

  3. учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает;

  4. развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы;

  5. развивать умение самостоятельно определять жанр и тему произведения- (составлять модель-обложка),различные виды моделей по содержанию произведения:

  6. развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор;

  7. развитие устной речи учащихся, формирование самоконтроля и взаимоконтроля;

  8. воспитание чувства любви к матери, экологической и эстетической чуткости.

  9. учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем

Оборудование:

презентации

правила поведения в лесу;

иллюстрации к тексту;

портрет автора;

раздаточный материал;

опорные слова;

карточки для самооценки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организатор - фасилитатор

разбивает на группы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий

Определять жанр, тему, формулировать основную мысль произведения; сравнивать произведения по жанрам; осмысленно читать текст вслух и про себя; давать характеристику героям; формулировать вопросы по тексту и уметь давать полные ответы на вопросы товарищей; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; давать оценку своей работе, работе своей группы, оценивать работу на уроке других групп.

Личностные УУД:

Знание основных правил отношения к природе, осознание того, что человек – часть природы, воспитание любви к матери, умение работать в группах, распределять роли, вести диалог;

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группах, парах сменного состава; умение представлять высказывания в письменной и устной форме; умение вести диалог в группе, учитывая разные мнения;

Познавательные УУД:

Поиск информации

( биография автора, сообщение о глухарях, работа со словарём), открытие этих знаний всем детям; выбор эффективных способов решения задач

( распределение на группы не только по определению жанра, но и по значку; составление пословиц: первая часть написана с заглавной буквы);

Регулятивные УУД:

Умение оценивать свою работу, работу своей группы, оценивать работу других групп на уроке; контроль работы, распределение время на выполнение заданий.

1.Оргмомент

Ты улыбкой ,как солнышком, брызги.

Выходи поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого жизни

Предостаточно бед и забот!

Разве любы нам хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь!

Давайте, ребята, улыбнемся друг другу, нашим гостям. Приятного вам дня.

2.Актуализация и введение в тему:

Сегодня мы продолжим чтение рассказов из раздела «ЛЮБИ ЖИВОЕ» и отправимся в удивительную зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. И у нас есть все для этого путешествия:

-НОГИ, чтобы идти

-УШИ, чтобы слышать

-ГЛАЗА, чтобы видеть

- И СЕРДЦЕ, чтобы все это понять.

Пусть эпиграфом к уроку будут слова великого руководителя кукольного театра С.П.Образцова(слайд 2)

«Самое главное – видеть, чувствовать и любить все живое. Только так можно вырастить в сердце любовь..»


А теперь загадка:

ДОМ СО ВСЕХ СТОРОН ОТКРЫТ,

ОН РЕЗНОЮ КРЫШЕЙ КРЫТ.

ЗАХОДИ В ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ –

ЧУДЕСА УВИДИШЬ В НЕМ…….(ЛЕС)



4.СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДОВ


  • У каждого человека с самого раннего детства есть любимый уголок природы: у одного это берег реки, у другого – поляна в лесу или просто маленький садик. Слайд 3,4,5


  • Но есть в природе такой уголок, который привлекает своим величием и красотой, великодушием, свежестью, заманчивостью, таинственностью. Это – лес.


  • Лес красив во все времена года!

Зимой лес спит под снежным покрывалом. Слайд 6

Весной оживает, наполняется ароматом первых цветов. Слайд 7

Летом – угощает нас душистыми ягодами. Слайд 8

А осенью становится разноцветным, волшебным, удивительным. Слайд 9


  • Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Для зверей и птиц лес – это дом, в котором они живут, поэтому они берегут лес, ухаживают за ним.

Человек, который не любит лес и наносит ему вред, никогда не станет лесу другом и не узнает его удивительных лесных тайн и историй.

(2 минуты)

УЧИТЕЛЬ

На уроках окружающего мира мы с вами изучали правила поведения в лесу.

Перед вами на партах лежит конверт с зелёным кружком с правилами поведения. Из предложенных правил выбирайте только те, которые мы станем соблюдать в лесу!

не опаздывай

не разоряй птичьих гнёзд

нельзя ходить без необходимости в автобусах

 не нарушай тишины

не мешай лесным жителям

не оставляй мусор

Не ходи по проезжей части

не разговаривай с полным ртом

не разводи костров

не шуми в лесу


Слайд 10

Молодцы , вы знаете Правила поведения в лесу.

Сегодня мы побываем в самом большом лесу , который называется тайга

Тайга –это огромный, дикий и труднопроходимый лес. В котором растут в основном хвойные деревья. Слово тайга означает «дремучий лес».(слайды 11)

А на физической карте России тайга выглядит так (слайд12), по площади она занимает 2150км.

А теперь возьмите в руки конверты с синим кружком – это пословицы. Соберите их. На одной карточке начало пословицы, а конец – на другой. Ваша задача соединить начало и конец пословиц, чтобы получить верные высказывания.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Всякая птица тепла ищет.

Всякая птица к своей стае летит

Большой птице большое гнездо нужно.

Всякая птица своим пером красуется.

Каждая птица кричит по-своему. (чтение учащимися получившихся пословиц)

-Что объединяет все эти пословицы?

Посмотрите небольшой отрывок фильма и скажите о какой птице идет речь?

Запись токования глухаря

Сообщение о глухарях(ученик)

ГЛУХАРЬ (слайд 13)– одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах. Гнездятся прямо на земле.(слайд 14) Обычно, держатся тех мест, где вывелись. Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Малыши едва обсохнув, ходят за матерью и вскоре начинают кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же и учит их добывать корм и прятаться в минуты опасности.

Глухарка (слайд 15)светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда самец-глухарь поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За это его и прозвали ГЛУХАРЕМ.


3.Определение темы и цели урока.

-Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о глухаре? Откройте учебники на странице 101, прочитайте название произведения. Кого так называют, как вы считаете? Капалуха –так сибирские охотники называют самочку глухаря. А написал это произведение Виктор Петрович Астафьев.( Слайд 16)

4.Словарная работа

В тексте встретятся трудные слова(слайд 17,18)

  • При-бли-жа-лись

  • К аль-пийс-ким

  • По-ко-роб-лен-ные

  • Ред-ко-ла-пых е-лей

  • По-ше-ве-ли-ва-ли

  • Блед-но-лист-ным

  • До-цве-та-ю-щим

  • Чер-нич-ни-ком

  • Рас-пу-щен-ны-ми

  • За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти

  • За-рож-да-ю-щий-ся

  • По-до-шед-ший


Встретятся непонятные, незнакомые слова

Просека – полоса в лесу ,очищенная от деревьев. (слайд 15)

Валежник –сухие сучья, деревья, упавшие на землю.(слайд 16)

Черничник – заросли черники.(слайд 17)



ФИЗМИНУТКА (слайд 18)

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

В лес сегодня мы пришли,

Ягодки в лесу нашли.

Ягод много наберём,

И гостям своим снесем..

(Угостить ягодами)


5.Чтение учителем текста (3минуты)

Задание перед чтением –по ходу чтения определить жанр и тему произведения, составить обложку.

В.П.Астафьев







КАПАЛУХА










Сравнение обложек, обоснование.


6. А теперь поработаем над содержанием данного произведения:

На партах у вас конверты с вопросами. Сейчас вы будете читать текст –(каждая группа свою часть) и отвечать на вопросы, которые соответствуют прочитанной вами части. Читайте внимательно, чтобы дети поняли, о чем говорится в вашем отрывке и в конце урока все без ошибок могли составить предложенные вам модели


1 группа

Работа по 1-й части рассказа.

От слов ­–Мы приближалиь к альпийским уральским лугам…

до слов Я поспешил к бугорку…

Вопросы:

1. Где происходило действие?

2. Что делали дети в тайге?

3. Где поднялся шум?

2 группа


Б) Работа по 2-й части рассказа.

Чтение от слов Я поспешил к бугорку…

До слов Капалуха металась в стороне…

Вопросы:

1. Что обнаружили дети на бугорке?

2. Почему сердце автора забилось от испуга?

3. Как выглядело гнездо?

4. Почему дети не взяли яйца?


3 группа


В) Работа по 3-й части рассказа.

Чтение от слов Капалуха металась в тороне…

До слов И все весело побежали от капалухиного гнезда.

Вопросы:

1.Прочитайте, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.

2.При помощи каких слов автор помогает нам понять состояние птицы? (работа с текстом).

3. Какой матерью была капалуха?

4.Как вы думаете, почему она «пыталась и не могла взлететь?»

5.Почему крылья птицы «закостенели»?

6.Что увидели ребята, когда капалуха «наконец взлетела на ветку»?

7.Почему же брюшко у птицы было голое?


4 группа

Г) Работа по 4-й части рассказа.

Чтение от слов И все весело побежали от капалухиного гнезда.

До конца рассказа

1. Как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

2. Сравните поведение капалухи до встречи с людьми и после?

3. Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи?

Каждая группа читает вопрос и отвечает .


7.Задания для групп :

составить «Модель-цепочка событий»,

«Модель –описание капалухи»,


Защита моделей


8.Прочитайте последний абзац.

-Почему именно им завершает произведение Астафьев?(автор еще раз хочет показать волнение и беспокойство птицы, ее заботу о своем потомстве ;он хочет напомнить, что скоро появятся 4 новые маленькие жизни, которые по счастливой случайности не погибли).


А теперь я бы хотела, чтобы вы составили модель-рассуждение ,свое отношение и чувства, которые вы испытываете к капалухе-маме.

Не только людям присуща забота за своими детьми. Многие животные так же бережно и нежно опекают своих детенышей, дарят им свою любовь и учат всему, что знают, чтобы те смогли выжить в диком мире. А маленькие зверята также сильно любят своих мам...

Материнская любовь, это самое высокое чувство, которое существует на нашей планете, с этим навряд ли кто может поспорить. Конечно же, в каждом правиле есть свои исключения, но зачастую они встречается все чаще у людей, чем у животных. В доказательство этому, мы подобрали самые интересные фотографии, где показана материнская любовь у животных к своим детям.

Посмотрев эти снимки, мы надеемся, что вы прочувствуете искренность чувств и эмоциональную связь между малышом и матерью, а это поистине впечатляющее зрелище!


(Пока учащиеся составляют модель -показ презентации о материнской любви в животном мире.) презентация 2


9.Чтение своих моделей. Обоснование.


10.РЕФЛЕКСИЯ


-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Чему учит этот рассказ?(КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ, БЕРЕЧЬ, ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ, ЗАБОТИТЬСЯ О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ)

-Что вам захотелось сделать после этого урока?

-А с каким еще рассказом мы знакомились, где говорится о материнской любви среди животных.(«Еще раз про Мальку»Белова)


ИТОГ УРОКА


-Дайте оценку уроку (смайлики),понравился или нет?

-Оцените работу вашей группы (в баллах)

-Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимает желтый кружок, кто остался равнодушным- поднимает красный.

СПАСИБО ЗА УРОК!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд 19)

1-группа

-пересказ от имени одного из героев, модель-«сравнение « (мальчика и рассказчика);

2 группа

-подготовить викторину по рассказу в форме теста,модель-«сравнение» поведения капалухи до встречи с людьми и после

Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Урок литературного чтения  в 3- классе В. П. Астафьев «Капалуха» Учитель Щукина Татьяна Шаликовна МБОУ Кольчугинская школа №1

Урок литературного чтения в 3- классе

В. П. Астафьев

«Капалуха»

Учитель

Щукина Татьяна Шаликовна

МБОУ Кольчугинская школа №1

ЛЮБИ ЖИВОЕ Самое главное –видеть, чувствовать и любить всё живое.Только так можно вырастить в сердце любовь… С.П.Образцов

ЛЮБИ ЖИВОЕ

  • Самое главное –видеть, чувствовать и любить всё живое.Только так можно вырастить в сердце любовь…

С.П.Образцов

Правила поведения в лесу -Не разводи костров ! -Не разоряй птичьих гнезд! -Не оставляй мусор! -Не мешай лесным жителям!

Правила поведения в лесу

-Не разводи костров ! -Не разоряй птичьих гнезд!

-Не оставляй мусор! -Не мешай лесным жителям!

ТАЙГА ТАЙГА –ЭТО ОГРОМНЫЙ, ДИКИЙ И ТРУДНОПРОХОДИМЫЙ ЛЕС, В КОТОРОМ РАСТУТ В ОСНОВНОМ ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ. СЛОВО ТАЙГА ОЗНАЧАЕТ «ДРЕМУЧИЙ ЛЕС»

ТАЙГА

ТАЙГА –ЭТО ОГРОМНЫЙ, ДИКИЙ И ТРУДНОПРОХОДИМЫЙ ЛЕС, В КОТОРОМ РАСТУТ В ОСНОВНОМ ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ. СЛОВО ТАЙГА ОЗНАЧАЕТ «ДРЕМУЧИЙ ЛЕС»

Тайга располагается в северной части лесной зоны и занимает 80% всей её площади. Тайга – самая древняя и самая снежная часть природы России. Её ширина в европейской части достигает 800 км, а в Западной и Восточной Сибири – 2150 км.

Тайга располагается в северной части лесной зоны и занимает 80% всей её площади.

Тайга – самая древняя и самая снежная часть природы России.

Её ширина в европейской части достигает 800 км, а в Западной и Восточной Сибири – 2150 км.

В.П.Астафьев

В.П.Астафьев

Словарная работа.

Словарная работа.

  • При-бли-жа-лись
  • К аль-пийс-ким
  • По-ко-роб-лен-ные
  • Ред-ко-ла-пых е-лей
  • По-ше-ве-ли-ва-ли
  • Блед-но-лист-ным
  • До-цве-та-ю-щим
  • Чер-нич-ни-ком
Просека – полоса в лесу ,очищенная от деревьев

Просека – полоса в лесу ,очищенная от деревьев

Валежник – сухие сучья, деревья,упавшие на землю

Валежник – сухие сучья, деревья,упавшие на землю

Черничник – заросли черники.

Черничник – заросли черники.

Физкультминутка.

Физкультминутка.

Домашнее задание:  -подготовить пересказ текста от имени героев; модель- сравнение(мальчика и рассказчика)  -подготовить викторину в форме теста; модель-сравнение (поведение капалухи до встречи с людьми и после)

Домашнее задание: -подготовить пересказ текста от имени героев; модель- сравнение(мальчика и рассказчика) -подготовить викторину в форме теста; модель-сравнение (поведение капалухи до встречи с людьми и после)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В.П.Астафьев "Капалуха"

Автор: Щукина Татьяна Шаликовна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181386


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства