КЛАСС -3-Б
УЧИТЕЛЬ:ЩУКИНА Т.Ш.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой
Тип урока: Изучение нового материала
Тема урока: В. П Астафьев «Капалуха»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления детьми произведения В. П. Астафьева; стимулировать поисковую деятельность обучающихся, создать условия для систематизации изучаемого материала.
Задачи:
обогащение и уточнение словаря;
прививать интерес и любовь к природе, ее секретам и тайнам;
учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает;
развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы;
развивать умение самостоятельно определять жанр и тему произведения- (составлять модель-обложка),различные виды моделей по содержанию произведения:
развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор;
развитие устной речи учащихся, формирование самоконтроля и взаимоконтроля;
воспитание чувства любви к матери, экологической и эстетической чуткости.
учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем
Оборудование:
презентации
правила поведения в лесу;
иллюстрации к тексту;
портрет автора;
раздаточный материал;
опорные слова;
карточки для самооценки
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организатор - фасилитатор разбивает на группы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий | Определять жанр, тему, формулировать основную мысль произведения; сравнивать произведения по жанрам; осмысленно читать текст вслух и про себя; давать характеристику героям; формулировать вопросы по тексту и уметь давать полные ответы на вопросы товарищей; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; давать оценку своей работе, работе своей группы, оценивать работу на уроке других групп. | Личностные УУД: Знание основных правил отношения к природе, осознание того, что человек – часть природы, воспитание любви к матери, умение работать в группах, распределять роли, вести диалог; Коммуникативные УУД: Умение работать в группах, парах сменного состава; умение представлять высказывания в письменной и устной форме; умение вести диалог в группе, учитывая разные мнения; Познавательные УУД: Поиск информации ( биография автора, сообщение о глухарях, работа со словарём), открытие этих знаний всем детям; выбор эффективных способов решения задач ( распределение на группы не только по определению жанра, но и по значку; составление пословиц: первая часть написана с заглавной буквы); Регулятивные УУД: Умение оценивать свою работу, работу своей группы, оценивать работу других групп на уроке; контроль работы, распределение время на выполнение заданий. |
1.Оргмомент
Ты улыбкой ,как солнышком, брызги.
Выходи поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого жизни
Предостаточно бед и забот!
Разве любы нам хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Давайте, ребята, улыбнемся друг другу, нашим гостям. Приятного вам дня.
2.Актуализация и введение в тему:
Сегодня мы продолжим чтение рассказов из раздела «ЛЮБИ ЖИВОЕ» и отправимся в удивительную зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. И у нас есть все для этого путешествия:
-НОГИ, чтобы идти
-УШИ, чтобы слышать
-ГЛАЗА, чтобы видеть
- И СЕРДЦЕ, чтобы все это понять.
Пусть эпиграфом к уроку будут слова великого руководителя кукольного театра С.П.Образцова(слайд 2)
«Самое главное – видеть, чувствовать и любить все живое. Только так можно вырастить в сердце любовь..»
А теперь загадка:
ДОМ СО ВСЕХ СТОРОН ОТКРЫТ,
ОН РЕЗНОЮ КРЫШЕЙ КРЫТ.
ЗАХОДИ В ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ –
ЧУДЕСА УВИДИШЬ В НЕМ…….(ЛЕС)
4.СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДОВ
У каждого человека с самого раннего детства есть любимый уголок природы: у одного это берег реки, у другого – поляна в лесу или просто маленький садик. Слайд 3,4,5
Но есть в природе такой уголок, который привлекает своим величием и красотой, великодушием, свежестью, заманчивостью, таинственностью. Это – лес.
Зимой лес спит под снежным покрывалом. Слайд 6
Весной оживает, наполняется ароматом первых цветов. Слайд 7
Летом – угощает нас душистыми ягодами. Слайд 8
А осенью становится разноцветным, волшебным, удивительным. Слайд 9
Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Для зверей и птиц лес – это дом, в котором они живут, поэтому они берегут лес, ухаживают за ним.
Человек, который не любит лес и наносит ему вред, никогда не станет лесу другом и не узнает его удивительных лесных тайн и историй.
(2 минуты)
УЧИТЕЛЬ
На уроках окружающего мира мы с вами изучали правила поведения в лесу.
Перед вами на партах лежит конверт с зелёным кружком с правилами поведения. Из предложенных правил выбирайте только те, которые мы станем соблюдать в лесу!
не опаздывай | не разоряй птичьих гнёзд |
нельзя ходить без необходимости в автобусах | не нарушай тишины |
не мешай лесным жителям | не оставляй мусор |
Не ходи по проезжей части | не разговаривай с полным ртом |
не разводи костров | не шуми в лесу |
Слайд 10
Молодцы , вы знаете Правила поведения в лесу.
Сегодня мы побываем в самом большом лесу , который называется тайга
Тайга –это огромный, дикий и труднопроходимый лес. В котором растут в основном хвойные деревья. Слово тайга означает «дремучий лес».(слайды 11)
А на физической карте России тайга выглядит так (слайд12), по площади она занимает 2150км.
А теперь возьмите в руки конверты с синим кружком – это пословицы. Соберите их. На одной карточке начало пословицы, а конец – на другой. Ваша задача соединить начало и конец пословиц, чтобы получить верные высказывания.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Всякая птица тепла ищет.
Всякая птица к своей стае летит
Большой птице большое гнездо нужно.
Всякая птица своим пером красуется.
Каждая птица кричит по-своему. (чтение учащимися получившихся пословиц)
-Что объединяет все эти пословицы?
Посмотрите небольшой отрывок фильма и скажите о какой птице идет речь?
Запись токования глухаря
Сообщение о глухарях(ученик)
ГЛУХАРЬ (слайд 13)– одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах. Гнездятся прямо на земле.(слайд 14) Обычно, держатся тех мест, где вывелись. Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Малыши едва обсохнув, ходят за матерью и вскоре начинают кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же и учит их добывать корм и прятаться в минуты опасности.
Глухарка (слайд 15)светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда самец-глухарь поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За это его и прозвали ГЛУХАРЕМ.
3.Определение темы и цели урока.
-Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о глухаре? Откройте учебники на странице 101, прочитайте название произведения. Кого так называют, как вы считаете? Капалуха –так сибирские охотники называют самочку глухаря. А написал это произведение Виктор Петрович Астафьев.( Слайд 16)
4.Словарная работа
В тексте встретятся трудные слова(слайд 17,18)
Встретятся непонятные, незнакомые слова
Просека – полоса в лесу ,очищенная от деревьев. (слайд 15)
Валежник –сухие сучья, деревья, упавшие на землю.(слайд 16)
Черничник – заросли черники.(слайд 17)
ФИЗМИНУТКА (слайд 18)
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
В лес сегодня мы пришли,
Ягодки в лесу нашли.
Ягод много наберём,
И гостям своим снесем..
(Угостить ягодами)
5.Чтение учителем текста (3минуты)
Задание перед чтением –по ходу чтения определить жанр и тему произведения, составить обложку. В.П.Астафьев
КАПАЛУХА
Сравнение обложек, обоснование.
6. А теперь поработаем над содержанием данного произведения:
На партах у вас конверты с вопросами. Сейчас вы будете читать текст –(каждая группа свою часть) и отвечать на вопросы, которые соответствуют прочитанной вами части. Читайте внимательно, чтобы дети поняли, о чем говорится в вашем отрывке и в конце урока все без ошибок могли составить предложенные вам модели
1 группа
Работа по 1-й части рассказа.
От слов –Мы приближалиь к альпийским уральским лугам…
до слов Я поспешил к бугорку…
Вопросы:
1. Где происходило действие?
2. Что делали дети в тайге?
3. Где поднялся шум?
2 группа
Б) Работа по 2-й части рассказа.
Чтение от слов Я поспешил к бугорку…
До слов Капалуха металась в стороне…
Вопросы:
1. Что обнаружили дети на бугорке?
2. Почему сердце автора забилось от испуга?
3. Как выглядело гнездо?
4. Почему дети не взяли яйца?
3 группа
В) Работа по 3-й части рассказа.
Чтение от слов Капалуха металась в тороне…
До слов И все весело побежали от капалухиного гнезда.
Вопросы:
1.Прочитайте, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.
2.При помощи каких слов автор помогает нам понять состояние птицы? (работа с текстом).
3. Какой матерью была капалуха?
4.Как вы думаете, почему она «пыталась и не могла взлететь?»
5.Почему крылья птицы «закостенели»?
6.Что увидели ребята, когда капалуха «наконец взлетела на ветку»?
7.Почему же брюшко у птицы было голое?
4 группа
Г) Работа по 4-й части рассказа.
Чтение от слов И все весело побежали от капалухиного гнезда.
До конца рассказа
1. Как изменилось поведение капалухи после ухода людей?
2. Сравните поведение капалухи до встречи с людьми и после?
3. Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи?
Каждая группа читает вопрос и отвечает .
7.Задания для групп :
составить «Модель-цепочка событий»,
«Модель –описание капалухи»,
Защита моделей
8.Прочитайте последний абзац.
-Почему именно им завершает произведение Астафьев?(автор еще раз хочет показать волнение и беспокойство птицы, ее заботу о своем потомстве ;он хочет напомнить, что скоро появятся 4 новые маленькие жизни, которые по счастливой случайности не погибли).
А теперь я бы хотела, чтобы вы составили модель-рассуждение ,свое отношение и чувства, которые вы испытываете к капалухе-маме.
Не только людям присуща забота за своими детьми. Многие животные так же бережно и нежно опекают своих детенышей, дарят им свою любовь и учат всему, что знают, чтобы те смогли выжить в диком мире. А маленькие зверята также сильно любят своих мам...
Материнская любовь, это самое высокое чувство, которое существует на нашей планете, с этим навряд ли кто может поспорить. Конечно же, в каждом правиле есть свои исключения, но зачастую они встречается все чаще у людей, чем у животных. В доказательство этому, мы подобрали самые интересные фотографии, где показана материнская любовь у животных к своим детям.
Посмотрев эти снимки, мы надеемся, что вы прочувствуете искренность чувств и эмоциональную связь между малышом и матерью, а это поистине впечатляющее зрелище!
(Пока учащиеся составляют модель -показ презентации о материнской любви в животном мире.) презентация 2
9.Чтение своих моделей. Обоснование.
10.РЕФЛЕКСИЯ
-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
-Чему учит этот рассказ?(КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ, БЕРЕЧЬ, ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ, ЗАБОТИТЬСЯ О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ)
-Что вам захотелось сделать после этого урока?
-А с каким еще рассказом мы знакомились, где говорится о материнской любви среди животных.(«Еще раз про Мальку»Белова)
ИТОГ УРОКА
-Дайте оценку уроку (смайлики),понравился или нет?
-Оцените работу вашей группы (в баллах)
-Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимает желтый кружок, кто остался равнодушным- поднимает красный.
СПАСИБО ЗА УРОК!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд 19)
1-группа
-пересказ от имени одного из героев, модель-«сравнение « (мальчика и рассказчика);
2 группа
-подготовить викторину по рассказу в форме теста,модель-«сравнение» поведения капалухи до встречи с людьми и после