УРОК-ВИКТОРИНА
по литературному чтению в 3 классе
Учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ №18
Толмачёва Л.А.
Тема: Сказки А.С.Пушкина.
Цель: воспитывать любовь к сказкам А.С.Пушкина, воспитывать любовь к чтению, развивать речь детей, воображение, сообразительность, воспитывать коллективизм при работе в команде, дружбу, внимание.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, игровое поле, «чёрный ящик», зеркало, яблоко, выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина, альбом картин по сказкам, альбомные листы, цветные карандаши.
Сценарий занятия
Орг. момент.
Актуализация знаний. Слайд 2
- Дорогие дети, уважаемые гости! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам книг А.С.Пушкина. У каждого из нас есть своё любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки нас многому учат.
А сегодня нам самим предстоит преодолеть немалые трудности и препятствия, которые встречались на пути сказочных героев.
II. Работа по теме урока-викторины.
Игра «Крестики-нолики» Слайд 3
- Итак, начинаем игру, которая называется «Крестики-нолики». Оценивать игру будут наши Знатоки, которые лучше всех знают сказки Пушкина (заранее выбранные дети)
От каждой команды к доске выходят по одному человеку, которые тянут жребий. Команда, вытянувшая «Х», называется «Крестики» и начинает игру, т.е. выбирает на поле первый конкурс.
- Посмотрите на игровое поле, состоящее из клеток с заданиями. Слайд 4
Подскажи словечко | Сказка за сказкой | Свет мой, зеркальце, скажи |
Там на неведомых дорожках | Так всё начиналось | За морем житьё не худо |
Чудесные предметы | Что за прелесть эти сказки | Вопросы учёного кота |
Правила игры таковы:
каждый следующий конкурс выбирает проигравшая команда
итоги подводим после каждого конкурса. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков за свои задания.
Второй способ: выигрывает та команда, сумевшая выстроить свои значки на игровом поле по вертикали, по горизонтали или по диагонали – как в детской игре «Крестики-нолики»
- Итак, выбираем первый конкурс!
1. Подскажи словечко Слайд 5
- Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить стихотворение по нескольким строчкам:
Буря мглою небо кроет…
Мороз и солнце; день чудесный!...
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том…
Уж небо осенью дышало…
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь…
2. Сказка за сказкой Слайд 6
- По условиям следующего конкурса вспомните и назовите как можно больше сказок, которые написал А.С. Пушкин. Победит команда, за которой останется последнее слово.
Слайды 7 – 11
(«Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе»)
3. Там на неведомых дорожках Слайд 12
- Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с его героями, смогли бы мы их узнать?
Ну, попробуй отгадать,
Как героя звать?
Живёт он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых. (Балда.)
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла. (Мачеха)
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает. (Царевна-Лебедь)
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся. (Золотой петушок)
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор. (Тридцать три богатыря)
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (Старуха.)
4. Так всё начиналось Слайд 13
- У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её началу?
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
А царица у окна
Села ждать его одна.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он.
5. За морем житьё не худо Слайд 14
- За морем житьё не худо;
В свете ж вот какое чудо…
-- Именно так начинали свой рассказ купцы, приплывшие к царю Салтану. Далее шло описание «заморских чудес». Что это, как не хорошая реклама? В этом конкурсе придумайте свой вариант рекламы «чуда», привезённого из-за моря.
(В это время звучит музыка)
(Одна команда описывает сеть; другая команда – золотого петушка)
6. Чудесные предметы Слайд 15
- Порой, чтобы заполучить какой-то чудесный предмет, героям сказок приходилось разгадывать сложные загадки. В следующем конкурсе вам придётся задавать вопросы, чтобы узнать, что же находится в чёрном ящике. Я буду отвечать только «да» или «нет».
В ящике находится предмет, имеющий отношение к сказкам А.С.Пушкина.
(Для одной команды это зеркало; для другой – яблоко)
7. Что за прелесть эти сказки Слайд 16
- Каждая из команд готовила к уроку инсценировку отрывка одной из сказок А.С.Пушкина. Есть возможность проявить свои артистические способности. Начали!
8. Свет мой, зеркальце, скажи Слайд 17
- С такими словами обращалась царица к волшебному зеркалу. И оно говорило ей правду о её внешности. Перед вами лежат листы бумаги и цветные карандаши. Нарисуйте портрет того, кто сидит напротив вас.
(На рисование даётся две минуты, в течение которых звучит музыка. Затем команды меняются портретами, а каждый игрок должен найти свой портрет. Жюри оценивает, насколько оригинал схож с портретом)
II. Рефлексия. Слайд 18
Вопросы учёного кота:
- Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является учёный кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов.
- Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (о. Буян)
- За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу в лоб.)
- Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде».)
- Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха)
- Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (ветер)
- Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко)
- В кого превращается князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля.)
Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу? (Царь Дадон)
II. Подведение итогов.
- Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
Команда победителей награждается шоколадками «Сказки Пушкина», проигравшая команда конфетами «Белочка».