kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок с презентацией по теме Анализ произведения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение 3 класс» УМК «Планета Знаний»

Форма проведения: урок с использованием ИКТ.

 Цель урока:  продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта.

Задачи урока: совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста;

развивать у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью;

прививать любовь к литературе и поэтическому слову.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«чтение Пушкин Зимнее утро»


Тема: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»

Цель урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта.

Задачи урока: совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста;

развивать у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью;

прививать любовь к литературе и поэтическому слову.

Ход урока.

1.Подготовительная работа.

Для чего люди читают книги?

Из познавательных книг мы получаем знания, читая рассказы и повести, узнаём о событиях, которые произошли с персонажами, переживаем вместе с ними.

А вот о чём рассказывают стихи, мы поговорим об этом на сегодняшнем уроке.

Мы будем знакомиться со стихотворением «Зимнее утро».

Слайд 1. 2

Его написал А.С.Пушкин в 1829 году в тверском имении Вульфа, где Пушкин гостил у своего друга по пути в Петербург, когда возвращался с Кавказа.


2.Первичное восприятие. Слушание стихотворения.1 мин 20 с


3.Проверка первичного восприятия.

Понравилось ли стихотворение? Какое настроение у вас возникло, когда слушали стихотворение? Менялось ли оно по ходу чтения?


4.Постановка учебной задачи.

О каком времени года рассказывает стихотворение? Узнали ли вы что-то новое о зиме?

Посмотрите: вы ничего нового не узнали, но стихотворение вам понравилось, вызвало у вас определённое настроение. Значит, в стихотворении главное не знание, не информация, а переживания, чувства.

Такие произведения, основу которых составляют переживания, чувства человека, называются лирическими (лирика).

Слайд 3

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» относится к пейзажной лирике. Как вы думаете, что это значит?

Пейзаж – изображение природы. Пушкин рассказывает о своих чувствах через изображение природы.

Слайд 4 Цель нашего урока: научиться выразительно читать стихотворение. Как вы думаете, что значит выразительно, что будем выражать в чтении? (чувства, переживания автора)


5.Чтение и анализ текста.

Подумаем, как построено стихотворение, из скольких частей оно состоит,

и как эти части связаны между собой.

Откройте учебники на с. 8, посмотрите, из скольких частей состоит стихотворение?

(Стихотворение состоит из 5 частей.)

Как называется каждая такая часть? (Строфа)

Слайд 5

Сколько строк в 1 строфе? Как называется такая строфа? (шестистишие)

Прочитайте стихотворение, приготовьтесь прочитать вслух по строфам.

1 строфа.

Прочитайте 1 строфу. О чём говорится в 1 строфе? (о чудесном зимнем дне)

Слайд 6

Какое настроение возникает с первой строчки? Как показывает это поэт? (восклицание) К кому обращается герой в этой строфе? (к подруге)

Зачем лирический герой обращается к ней? (желание разделить радость, насладиться красотой, он не одинок)

Что вы можете сказать о подруге рассказчика? (она очень красива, может соперничать с самой Авророй)

Слайд 7

Посмотрите на слайд, кто такая Аврора? (Аврора - в римской мифологии богиня утренней зари.) Как лирический герой относится к своей спутнице? (с любовью и нежностью)

В этой строфе встретились и устаревшие слова. Подберите к ним синонимы.

Слайд 8

Нега – блаженство, удовольствие

Взор – взгляд, глаза

Как понимаете строку стихотворения «Открой сомкнуты негой взоры»? (проснись)

Слайд 9

Посмотрите на следующий слайд, выберите слова, которые определяют настроение лирического героя и показывают, как нужно читать строчки 1 строфы?

Грустно

Радостно

Торжественно

Печально

Празднично

2 строфа.

О чём говорится во 2 строфе? (о вчерашнем вечере)

С какого слова начинается эта строфа? В каком значении употребляется это слово?

Слайд 10

Изменилось ли настроение? Как?

Почему настроение было другим, что вызвало грусть, печаль? (другой была природа)

Как поэт описывает природу?

Слайд 11

Вьюга злилась

Мгла носилась

К какому литературному приёму прибегает поэт? (использует олицетворения)

Какие ещё изобразительные средства использует поэт?

Сравнение: луна желтела как бледное пятно

Эпитеты: мутное небо, бледное пятно, мрачные тучи, ты печальная

Слайд 12

Посмотрите на слайд, выберите слова, обозначающие, какие чувства мы должны передать при чтении 2 строфы.

Грусть

Радость

Веселье

Печаль

Тоска

Эта строфа заканчивается так: «А нынче … погляди в окно». Что значит нынче? (сегодня)



3 строфа

О чём говорится в 3 строфе? (о сегодняшнем утре)

Слайд 13

Найдите описание утра.

Голубые небеса

Великолепные ковры из снега

Снег блестит

Лес чернеет

Ель зеленеет

Речка блестит

Слайд 14

Что поражает автора в картине зимнего утра? (зиму обычно связывают с белым цветом. У Пушкина зимнее утро полно красок, жизнь многоцветна и разнообразна)

Как вы думаете, на каких словах нужно сделать логическое ударение? (обозначают краски)

Слайд 15

Какие чувства испытывает лирический герой, наблюдая картину зимнего утра?

Радость

Веселье

Печаль

Любование красотой природы

Грусть

Уныние

Восторг

Слайд 16

Сравните настроение и чувства лирического героя во 2 и 3 строфе? (они противоположны)

Пушкин в построении стихотворения прибегает к противопоставлению: вчера и сегодня, унылый вечер противопоставлен радостному утру. Такое противопоставление в литературе называется антитезой.

4 строфа.

О чём рассказывает 4 строфа? (Описывает комнату, откуда поэт наблюдает утро)

Чем нравится герою комната?

Что значит «янтарным блеском озарена»?

Что такое янтарь? Найдите в учебнике сноску под цифрой 4.

Слайд 17

Посмотрите на слайд. Что из слайда узнали о янтаре?

Янтарь – камень жёлтого цвета. Образовался из смолы древних хвойных растений.

Используют в ювелирном деле.

Как вы понимаете следующие слова:

Озарена – освещена

Велеть – приказать

Запречь – запрячь, запрягать

Слайд 18

Лежанка – длинный выступ у печки (у стены) для лежания.

Озарена – обратите внимание: слово написано на другой строке. Это не случайно. Оно подчёркивает переход от поэзии к прозе жизни, приближает стихотворную речь к прозаической, вводит в стихи бытовые слова: печь, лежанка, санки, кобылка.

Что ещё нравится автору в комнате? (треск печи)

Мы не только можем представить комнату, но и услышать потрескивание сухих поленьев в печи.



Слайд 19

Посмотрите на слайд, прочтите строки.

Вся комната янтарным блеском озарена.

Весёлым треском трещит затопленная печь.

Обратите внимание на выделенные буквы, назовите звуки, которые они обозначают.

ТР.СК,С,З создают ощущение потрескивающих поленьев в печи. Такой изобразительный приём называется аллитерацией.

Слайд 20

Какое настроение вызывает у автора комната, в которой он находится?

Какие слова помогают это понять?

Какое настроение будем передавать при чтении?

Прочитайте вопросительное предложение.

Почему у героя возникают мысли покинуть комнату?

5 строфа.

О чём рассказывает 5 строфа? (что собирается рассказчик показать своей подруге?)

Почему он приглашает свою подругу увидеть милые сердцу места? (разделить радость, восторг)

Слайд 21

В этой строфе речь идёт уже не о кобылке, а о нетерпеливом коне. В чём разница между бурой кобылкой и нетерпеливым конём? (разница в движении)

Слайд 22

Предадимся бегу нетерпеливого коня – предадимся бегу жизни, её разнообразию.

Какое настроение будем передавать при чтении этой строфы?

Какое настроение преобладает в стихотворении? (В стихотворении преобладают радостные чувства, восторг, поэт счастлив)

«Зимнее утро» - это одно из самых оптимистичных стихотворений Пушкина.


6.Выразительное чтение стихотворения.

О чём рассказывает это стихотворение? (о красоте зимнего утра; о том, как приятно разделить переживания с близким человеком)

Назовите, при чтении каких строф стихотворения будем передавать радость, веселье, восхищение окружающим пейзажем? (1, 3,4,5).

Какую строфу нужно читать грустно, печально? (2)


7.Итог урока.

Слайд 24

Использование круг – сигнала: красный цвет – не знаю, не запомнил;

зелёный цвет – знаю ответ;

жёлтый цвет – сомневаюсь, запомнил частично.

1) Как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились?

2) Кто автор этого стихотворения?

3) Когда было написано стихотворение «Зимнее утро»? (1829 г)

4) Почему стихотворение относится к пейзажной лирике?

5) Как меняется настроение и чувства лирического героя на протяжении стихотворения?

( радость, грусть, радость, восторг)

6) Какие изобразительные средства использовал поэт в этом стихотворении? (олицетворения, сравнение, эпитеты, аллитерация, антитеза)

5) Какие стихотворения называются лирическими? (рассказывают о чувствах, переживаниях человека)

6) О чём могут рассказывать стихи?


8. Слушание романса на стихи Пушкина «Зимнее утро»

Стихи Пушкина очень музыкальны. Некоторые из них положены на музыку. Послушайте сроки стихотворения «Зимнее утро» с музыкальным сопровождением.

9.Домашнее задание.

Выучить наизусть

Просмотр содержимого документа
«поясн.записка»

Пояснительная записка



Автор материала (ФИО)


Киселёва Елена Валентиновна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение


МБОУ «Отрадненская средняя общеобразовательная школа № 2» Кировского района Ленинградской области.


Название материала


Тема урока: «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Форма проведения: урок с использованием ИКТ.


Класс


3 класс

Учебный предмет


Литературное чтение.

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Урок разработан по учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение 3 класс» УМК «Планета Знаний»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)


Текстовый документ, презентация.

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)


Компьютер, проектор.

Информационный ресурс (Приложение к уроку)

Viki.rdf.ru А.С.Пушкин «Зимнее утро» исполняет Костя Егоров. Оформление Берюховой Е.К.

kosiy@mail.ru

.





Просмотр содержимого презентации
«зимнее утро анализ стих»

А.С. Пушкин ( 1799-1837) Портрет работы О. Кипренского.1827

А.С. Пушкин

( 1799-1837)

Портрет работы О. Кипренского.1827

«Зимнее утро»  Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня  (3 ноября 1829 года ) в Тверском имении П.И.Вульфа.  В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на пути в Петербург, возвращаясь с Кавказа.

«Зимнее утро»

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня

(3 ноября 1829 года ) в Тверском имении П.И.Вульфа.

В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на пути в Петербург, возвращаясь с Кавказа.

Лирика

Лирика

  • Произведения, основу которых составляют переживания, чувства человека , называются лирическими.
  • Стихотворение «Зимнее утро» относится к пейзажной лирике .
Цель урока : научиться выразительно читать стихотворение . Что значит «выразительно» ? Что мы должны выразить в чтении лирических произведений? Мы должны научиться передавать при чтении настроение и чувства лирического героя  ( автора)

Цель урока : научиться выразительно читать стихотворение .

  • Что значит «выразительно» ? Что мы должны выразить в чтении лирических произведений?
  • Мы должны научиться передавать при чтении настроение и чувства лирического героя

( автора)

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро
  • Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро" состоит из – 5 частей
  • Как называется каждая такая часть?
  • Одна такая часть называется строфа.
  • Сколько строк в одной строфе?
  • Как называется такая строфа?
  • Строфа, состоящая из 6 строк, называется шестистишие .
  • Приготовьтесь прочитать стихотворение по строфам.
Аврора – богиня утренней зари в римской мифологии .
  • Аврора – богиня утренней зари в римской мифологии .
Устаревшие слова:

Устаревшие слова:

  • Нега – блаженство, удовольствие, состояние безмятежного покоя, сон.
  • Взор – взгляд, здесь: взоры – глаза.
  • Открой сомкнуты негой взоры – проснись.
Настроение

Настроение

  • Грустное
  • Радостное
  • Торжественное
  • Печальное
  • Праздничное
  • Унылое
Вечор - вчера

Вечор - вчера

Олицетворения Вьюга злилась Мгла носилась Сравнение Луна как бледное пятно Эпитеты  (Эпитет – образное определение) Мутное небо Бледное пятно Мрачные тучи Ты печальная
  • Олицетворения
  • Вьюга злилась
  • Мгла носилась
  • Сравнение
  • Луна как бледное пятно
  • Эпитеты

(Эпитет – образное определение)

  • Мутное небо
  • Бледное пятно
  • Мрачные тучи
  • Ты печальная
Какие чувства надо передать при чтении 2 строфы?

Какие чувства надо передать при чтении 2 строфы?

  • Грусть
  • Радость
  • Веселье
  • Восторг
  • Печаль
  • Тоска
  • Уныние
Краски зимнего утра

Краски зимнего утра

  • Голубые небеса
  • Великолепные снежные ковры
  • Блеск снега на солнце
  • Лес чернеет
  • Ель зеленеет
  • Речка блестит
Чувства героя

Чувства героя

  • Радость
  • Веселье
  • Печаль
  • Торжественность
  • Любование красотой природы
  • Грусть
  • Уныние
  • Восторг
Сравните настроение и чувства героя во 2 и 3 строфе. Вчера Унылый вечер Сегодня Радостное утро Они противоположны. Такое противопоставление в литературе называется  антитезой .

Сравните настроение и чувства героя во 2 и 3 строфе.

  • Вчера
  • Унылый вечер
  • Сегодня
  • Радостное утро
  • Они противоположны.
  • Такое противопоставление в литературе называется

антитезой .

Янтарь – камень жёлтого цвета. Образовался из смолы древних хвойных растений. Используют в ювелирном деле.  Подберите синонимы к словам:  Озарена - освещена  Велеть - приказать  Запречь – запрячь, запрягать

Янтарь – камень жёлтого цвета. Образовался из смолы древних хвойных растений. Используют в ювелирном деле.

Подберите синонимы к словам:

Озарена - освещена

Велеть - приказать

Запречь – запрячь, запрягать

Лежанка – длинный выступ (у печки, у стены) для лежания.  Бытовые слова:  лежанка печь санки кобылка

Лежанка – длинный выступ (у печки, у стены) для лежания.

Бытовые слова:

лежанка

печь

санки

кобылка

В С я комна Т а ян Т арным бле СК ом
  • В С я комна Т а ян Т арным бле СК ом

О З а Р ена. Ве С ёлым ТР е СК ом ТР е Щ и Т

З а Т опленная пе Ч ь.

Назовите звуки, которые обозначают выделенные буквы.

Аллитерация – звукопись.

Какое настроение вызывает у автора комната, из которой автор наблюдает утро? Какие слова помогают это понять? Прочитайте вопросительное предложение. Почему герою не терпится покинуть комнату?
  • Какое настроение вызывает у автора комната, из которой автор наблюдает утро?
  • Какие слова помогают это понять?
  • Прочитайте вопросительное предложение.
  • Почему герою не терпится покинуть комнату?
В чём разница между кобылкой и нетерпеливым конём? Предадимся бегу нетерпеливого коня – предадимся бегу жизни, её разнообразию. Какое настроение будем передавать при чтении этой строфы? «Зимнее утро» - одно из самых оптимистичных стихотворений А.С.Пушкина.
  • В чём разница между кобылкой и нетерпеливым конём?
  • Предадимся бегу нетерпеливого коня – предадимся бегу жизни, её разнообразию.
  • Какое настроение будем передавать при чтении этой строфы?
  • «Зимнее утро» - одно из самых оптимистичных стихотворений А.С.Пушкина.
«З имнее утро»  Это стихотворение рассказывает  о красоте зимнего утра;  о том, как приятно разделить переживания  с близким человеком;

«З имнее утро»

Это стихотворение рассказывает

о красоте зимнего утра;

о том, как приятно разделить переживания

с близким человеком;

Итог урока:

Итог урока:

  • Красный цвет – не знаю, не запомнил;
  • Жёлтый цвет – сомневаюсь, запомнил частично;
  • Зелёный цвет – знаю ответ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок с презентацией по теме Анализ произведения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Автор: Киселёва Елена Валентиновна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238850


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства