Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием информационно - коммуникативных технологий по окружающему миру на тему: "Лес - природное сообщество" »
Тема: «Лес и его обитатели»
Цели:
познакомить детей с понятием «природное сообщество»;
закрепить знания об особенностях леса, его животном и растительном мире;
показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе (ярусы, цепочки питания);
развивать познавательный интерес, умение рассуждать, учиться видеть красоту леса;
воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.
- Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущем уроке?
Задание 1 А поможет нам в этом кроссворд. Внимательно дослушивайте задания до конца и поднимайте руки.(проверка производится стиранием каждой строчки ответа)
1.Рыхлая горная порода. Состоит из отдельных мелких частиц разного цвета. В природе чаще всего жёлтого цвета. Применяется в строительстве.(песок)
2.Осадочная порода, образовавшаяся на болотах из частей водных растений.(торф)
3. Какой строительный материал делают из глины? (кирпич)
4. минерал представляющий собой белые зёрна с неровными краями, словно смазанные жиром. (кварц)
5.Самый твёрдый минерал. (алмаз)
- О чём же мы говорили на прошлом уроке? (о почве)
- Что такое почва? (верхний, плодородный слой земли)
Задание 2
- Давайте вспомним состав почвы. Выберите из компонентов те, которые входят в состав почвы.
- Как можно назвать одним словом оставшиеся компоненты? (полезные ископаемые)
Задание 3
Найдите и исправьте в тексте 6 ошибок в высказывании. (ведётся фронтальная работа по предложению. Дети зачёркивают ошибки и сверху надписывают правильные ответы. Затем на второй странице зачитывают правильный текст)
Без ошибок:
Почвой называют верхний, плодородный слой земли. В природе существует большое число типов почв. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашего края преобладает чернозёмные почвы. Почвы нуждаются в охране.
Найди 6 ошибок в тексте:
Почвой называют верхний слой земли. В природе существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают подзолистые почвы. Почвы не нуждаются в охране.
III. Новая тема
Определение темы урока.
Эпиграф: «Охранять природу – значит охранять Родину!» (на доске)
- Ребята, прочитайте эпиграф к нашему уроку. Что вы понимаете под словом «природа».
Природа – всё что нас окружает и не сделано руками человека.
- Сегодня на уроке мы отправимся за знаниями. А куда и за какими знаниями мы отправимся, вы узнаете отгадав синквейн. (гиперссылка в предыдущей страницы)
1. ------------
2. Зелёный, красивый
3. Шумит, защищает, радует
4. «Лёгкие нашей планеты»
5. Природа
- О чём идёт речь? (о лесе)
- Всё ли мы знаем о лесе?
- Давайте определимся что знаем? (заполнение таблицы) (по ходу заполняется таблица. В графе знаем пишется всё то, что дети скажут о том, что знают. Далее появляется вопросительный знак)
Знаем
Что такое лес
Обитатели леса
Растения леса
……..
Не знаем
?
- Что мы не знаем о лесе? Вы можете сейчас ответить на этот вопрос?
Сегодня на уроке мы расширим сови знания о лесе.
- Давайте отталкнёмся от того, что мы знаем о лесе?
Определение ярусности растений.
- Что такое лес? (много деревьев)
- Что вы можете сказать об обитателях леса?
- Что вы можете сказать о растениях леса?
- Ребята, а откуда взялись эти растения? Кто их посадил? (никто)
Верно, лес может существовать многие тысячелетия и не нуждается в специальном уходе со стороны человека.
-Согласны ли вы с высказыванием «Лес – царство деревьев» (нет). Почему?(растут и деревья, и травы,…)
- Ребята, внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить? (лестница, ступеньки, дом)
(А можно ли его сравнить с домом?)
- Какие бывают дома?(одноэтажные и многоэтажные)
- А лес – это какой дом? (многоэтажный). Почему? (растёт неравномерно)
- Да, ребята, лес растёт неравномерно, как бы этажами или ярусами.
- Можете ли вы объяснить, что такое ярус? Давайте уточним понятие – ярус.
Откройте словарь и прочитйте значение слова – ЯРУС.
(Ярус – ряд горизонтально расположенных предметов)
- Как же расположены деревья в лесу? (ярусами)
- Какое новое знание мы получили? ( 1. растения в лесу растут ярусами)
Классификация ярусов
- Что необходимо для жизни растений в лесу? (свет, влага, питательные вещества)
- Влияет ли это на ярусность растений? Как?( растения которые любят свет – высокие, тень низкие…)
- Давайте выделим ярусы леса и дадим им названия.
Работать будем в парах. Намните мне главные правила работы в парах ( уметь договариваться и работать сообща).
Каждый ярус имеет своё название
Возьмите конверт № 1. Достаньте карточкуи запишите эти названия. Как одним словом назвать растения входящие в каждый ярус. (дети надписывают ярусы, поверка на доске перетягиванием)
Оценивание: посмотрите в свои карточки правильно ли вы выполнили работу. Оцените выполнение первого задания, используйте памятку на доске.
0 ошибок -!
1-2 ошибки - +
3 и более - -
Заселение ярусов
- Сколько ярусов мы выделили? Какие?
- Давайте заселим наши ярусы. Возьмите вторую карточку и карточки зелёного цвета на столах. . Разложите их во второй колонке соответственно ярусам.
Проверка (производится стирание каждой сточки)
Оценивание: посмотрите в свои карточки правильно ли вы выполнили работу с заданием № 2. Оцените себя.
0 ошибок -!
1-2 ошибки - +
3 и более - -
- Итак какой мы можем сделать вывод? (каждое растение растёт на своём ярусе)
- От чего это зависит? (свет, влага, питательные вещества)
Так, что мы узнали? (№2 Каждое растение является представителем определённого яруса. Это зависит от света, влажности, питательных веществ )
Дидактическая игра «Покажи ярус» гиперссылка с предыдущей страницы. Учитель показывает картинку с растением дети – ярус на котором оно растёт:
Высокие деревья – потянуться
Низкие деревья – руки к плечам
Кустарники – руки на пояс
Травы - наклон
Грибы, мхи и лишайники - присесть
Определение ярусности животных.
«Один художник решил нарисовать лес. – Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка.
Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы. – Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- Как вы думаете, ребята, почему засох лес? Кого ещё должен был нарисовать художник? (животных)
- А будет ли отражаться ярусность на животных?
- От чего будет зависеть ярусность у животных? (от питания, от того где находят себе укрытие) Докажите. ( кто будет жить в кроне деревьев – на самом высоком ярусе?...)
-Назовите классификацию животных.
- Давайте дополним наши карточки представителями групп животных. Возьмите на столе карточки жёлтого цвета и распределите названия животных соответственно ярусам.
Проверка: (производится стирание каждой сточки)
Оценивание: посмотрите в свои карточки правильно ли вы выполнили работу. Оцените себя
0 ошибок -!
1-2 ошибки - +
3 и более - -
- Так почему же именно эти животные обитают на данных этажах? (добывают питание, находят укрытие)
-Какое новое знание получили?
Каждое животное является представителем определённого яруса. Это зависит от питания и места укрытия (убежища) животного.
Понятие сообщества
- Ребята, нам пришло сообщение от мудрой совы:
«Учёные называют лес «природным сообществом» почему?»
- Давайте откроем учебники на странице 48 – 49 и найдём ответ в тексте учебника.
- Как же мы можем назвать лес? (ЛЕС – природное сообщество(запись)
- Назовите звенья природного сообщества.
Растения связаны с животными - как, можно подтвердить словами из текста на странице 48.
Животные связаны с растениями – как.
Грибы и бактерии связаны с растениями и животными – как.
(в прямоугольники вписывается название звеньев: растения, животные, грибы и бактерии. С помощью стрелок устанавливаются закономерности).
- Какое новое знание мы получили?
Лес является природным сообществом. В природе всё взаимосвязано и если исчезнет одно из звеньев – это приведёт к гибели других.
- Выберите те слова, которые относятся к теме - лес. (лес – природное сообщество, ярусы, грибы и бактерии, растения, животные, свет, влага, питательные вещества, питание, место укрытия, почва, солнце, полезные ископаемые, водоёмы.
С помощью вопросов выстраивается опорная таблица всего урока.
- Что такое лес?(природное сообщество)
- Как расположены компоненты природного сообщества? (они расположены равномерно? Как это называется?)
- Назовите сами компоненты природного сообщества?(растения, животные, бактерии и грибы)
- Отчего зависит нахождение растения или животного в определённом ярусе?(влага, свет, питательные в – ва – для растений, бактерий и грибов; питание, место укрытия – для животных)
- Можете ли вы теперь ответить на вопрос чего мы не знали о лесе, но узнали в течении нашего урока? (заполнение таблицы)
Оценивание
Оцените свою работу на уроке в лесенке успеха и с задних парт передайте оценочные листы.
Домашнее задание.
Стихотворение: Письмо дуба к людям
Здравствуйте, мои друзья! Из леса шлю привет свой я. В письме хочу Вам рассказать, Как важно лес наш защищать.
Я старый Дуб, живу в лесу Уже почти полвека… Но не встречал я никого «Страшнее» ЧЕЛОВЕКА.
Когда приходит в гости он, Всё сразу затихает… И лес прекрасный, шумный наш, Как будто засыпает.
Не скачет белка по ветвям, В дупле дрожит от страха, И в глубину, на дно пруда, Нырнула черепаха.
Не слышно птичьих голосов, Не квакают лягушки, Под лопухом зайка сидит, Поджавши хвост и ушки.
Идут ребята по тропе И песни напевают, В букет цветы прям на ходу С корнями вырывают.
А если вдруг пожар в лесу Возник от чьей-то спички – Деревья гибнут и цветы, Растения и птички!
Весь день трудяга-паучок Плел паутинки сети. Прошёл по лесу паренёк, Сорвал их, не заметил…
А паучок в засаде ждал, Что попадёт в ловушку Его детишкам на обед Комарик или мушка.
Не разоряйте птичьих гнёзд! Птенцы боятся шума, Без звонких птичьих голосов Лес выглядит угрюмо.
Не надо бабочек ловить, Пускай себе порхают, С цветка летая на цветок, Они их опыляют.
Открою я секрет простой, Что любит Лес Вас всей душой. И Вам подарки круглый год Готов дарить лесной народ.
Придешь зимой, когда мороз, И наберёшь дровишек воз. Подышишь воздухом еловым И будешь целый год здоровым!
Весной увидеть сможешь ты Средь снега первые цветы! А хворь берёза исцелит И своим соком угостит.
Лето и осень – просто клад! Подарками наш лес богат. Ежевика, земляника, Малина, клюква и черника.
Грибы, орехи собирай, Но слов моих не забывай! Ты – Человек! Ты – Царь природы! И о тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому Иль на гибель всех обречь. Помоги траве родиться, Белкам жить, а рекам – течь. Ты на свете самый главный, Значит должен всех БЕРЕЧЬ!
В конце письма хочу сказать: – Ребята, вас я буду ждать. Мой адрес прост…Дремучий лес, Полный загадок и чудес.
С уважением старый Дуб.
- Сегодня на уроке мы устанавливали закономерности.
- Какой компонент прозвучал в стихотворении, но мы не разговаривали о нем на уроке?
Попробуйте дома составить таблицу закономерностей лес – человек.