kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-проект по окружающему миру по теме "Растениеводство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является составным звеном темы "Наш край. Его цели: сформировать представления учащихся о растениеводстве в своём крае; ознакомить с отраслями растениеводства; расширить знания о растениях. В ход урока органично вплелись отчёты ребят по темам исследовательских работ по выращиванию томатов и картофеля, на примере цветковых растений рассматривается их жизненный цикл.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект по окружающему миру по теме "Растениеводство"»

Растениеводство в нашем крае.

I. Организация урока. Прозвенел для нас звонок, начался новый урок.

Повернулись друг к другу, улыбнулись друг другу.

У всех хорошее настроение. Всем хочется узнать что-то новое.

II. Актуализация ранее изученного материала, изучение нового материала.

- Вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительному миру растений. Много у нас зелёных друзей. Давайте вспомним, на какие группы делятся все растения. Вот гуляете вы в лесу, по лугу и вас окружают растения, которые мы называем…( Дикорастущие ) - Почему ? (Растут сами, их никто не сажал, не ухаживал за ними.)

-Пришли в огород, а там растут… (Культурные растения. Их посадил человек и ухаживает за ними). Вот о них и пойдёт речь сегодня на уроке.

Серьёзные проблемы сегодня будем мы решать-наблюдать, анализировать, рассуждать. На такой вопрос нам предстоит найти ответ: есть растениеводство в нашем крае или нет?

- Что такое растениеводство «водство»- что это значит? (вести, разводить, водить) Значит, что же такое растениеводство?Слайд

- Давайте посмотрим, как трактуется это слово в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Слайд

-Для чего занимаются растениеводством? (продукты питания, корм для животных, материал для промышленности) Слайд

С растениеводством связано имя Николая Ивановича Вавилова - российского генетика, растениевода, академика. Всю свою жизнь в науке, начиная со студенческой скамьи, Н.И.Вавилов посвятил изучению культурных растений, преследуя благородную цель - повысить их урожайность, устранить тем самым угрозу нехватки продуктов питания для жителей нашей страны и всего человечества.(Слайд)

-Сегодня на уроке мы узнаем, как появились некоторые культурные растения в России и ещё что-то новое, пока это секрет.

А разгадать его поможете вы, вспомнив материал предыдущих уроков.

1группа - кроссворд (р.Олонка) СОРТ

2группа - кроссворд ОТРАСЛЬ

3группа – готовит мини-сообщения.

Проверка заданий будет проходить по ходу урока. (Время работы- 5 минут)

За разведение культурных растений и их выращивание и отвечает растениеводство.

III. Изучение нового материала. 1группа (проверка задания)

1 группа ребят открывает для нас слово- СОРТ. – Что это значит? (Сорт-это группа растений, отличающихся по определенным признакам).- Посмотрите, сколько сортов одних только роз, яблонь, картофеля, огурцов! Слайд

- Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют огороды, где выращивают картофель. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году.) И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Больной картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции. Для каждой области существует свой определенный набор сортов, который в условиях региона дает хороший урожай, а это связано с природными условиями. Одни растения растут лучше там, где тепло, другие наоборот. Один секрет мы раскрыли, перейдём к следующему

Группа№2 подарит нам ещё одно новое слово- это….отрасль. Кто знает, что это такое? Слайды

Растениеводство делится на несколько основных отраслей. Что такое отрасль? Отрасль- это область деятельности человека. Прочитайте названия отраслей растениеводства. Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

- Поговорим о первой отрасли- ПОЛЕВОДСТВЕ и не просто поговорим, а попробуем провести мини-исследование. Каждая группа сейчас будет работать со своими культурами по плану, который будет помогать им в работе и затем поделится со всеми нами, какие открытия она сделала. Готовы?

Группа№1. Вы будете сравнивать рожь и пшеницу (приложение №1) Слайд

Вывод:

Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи - длинные, твердые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Из зёрен пшеницы пекут белый хлеб, получают манную и пшеничную крупу, макароны, лапшу, а изо ржи - ржаной (чёрный) хлеб. Зерно - плод этих растений, поэтому эти культуры можно назвать зерновыми.

- Ещё к зерновым относятся овёс, гречиха, ячмень, просо. Зерна овса продолговатые, из них варят кашу, овсяное печенье, геркулесовую кашу, овсяную муку. Овёс кормит не только людей, но и животных. Гречиха отличается зернами коричневого цвета и необычной формы. Из нее получают гречневую крупу. Из ячменя получают перловую крупу, а из проса - пшено.



Группа№2. Вы будете работать с подсолнечником (приложение№2) Вывод:

Слайд

На предприятиях пищевой промышленности подсолнечник перерабатывают и производят из него: подсолнечное масло, которое затем употребляется для приготовления пищи и для технических нужд. Из подсолнечного масла получают маргарин. Масло также используется в лакокрасочной и мыловаренной промышленности. 3 некоторых странах отработанное кулинарное масло используют в качестве добавки к моторному топливу. Отходы производства подсолнечного масла (жмых и шрот) используются для производства халвы и как высокобелковый корм для скота. В России ещё до изобретения производства подсолнечного масла, поджаренные семянки использовались как народное лакомство (семечки).

Подсолнечник называют перуанским цветком солнца. Привёз в Россию Пётр1. Большинство видов подсолнечника крупные растения - до 3 метров высотой. Обладает мощной корневой системой. Стебель и листья густо покрыты щетинистыми волосками. Листья овально-сердцевидные с тремя главными жилками. Цветки подсолнечника собраны в соцветие корзинку. К осени на месте цветков созревают плоды. Плод подсолнечника сухой - семянка. Подсолнечник опыляется пчёлами, и эти цветки привлекают их внимание. После опыления на месте цветков появляются плоды - семянки, в которых и накапливаются образованные в листьях вещества. Снаружи корзинка как бы обёрнута зелёными листочками. Это обёртка.

Группа№3. Вы будете работать с льном и хлопком (приложение№ З) Слайд

Растёт на полях высокий неветвящийся лён, названный долгунцом. Из стебля такого льна получают длинное волокно. Тонкий, совершенно прямой стебель только у самой вершинки имеет веточки с узкими листочками и голубыми цветками. Лён цветёт лишь полдня. Затем вместо цветочков появляются зелёные коробочки с семенами, содержащими до сорока процентов масла. Проваренное льняное масло употребляют для приготовления масляных красок.

Итак, изо льна и хлопка получают волокно, из волокна - нити, из нитей ткут ткан j Из льняных волокон получают белоснежное тяжёлое полотно; из полотна шьют скатерти, простыни, назолочки, бельё. Лён, густо посеянный и снятый с поля во время цветения, даёт особенно нежное волокно, идущее на тонкий, лёгкий батист. Льняное полотно - лучшая, наиболее крепкая ткань.

-Видите, как много продуктов мы получаем, занимаясь выращиванием полевых культур.

-А как же обойтись без ещё одной полевой культуры, называемой в народе вторым хлебом? Догадались, о чём пойдёт речь? О картофеле (Аукцион знаний о картофеле)0 отчёт Арсения по его исследовательской работе

Кроме перечисленных культур в полеводстве выращиваются ещё и кормовые травы. Это травы, используемые на корм скоту зелеными, в виде сена, силоса, сенажа, травяной и сенной муки ( клевер, тимофеевка, люцерна, овсяница) Слайд

Сделайте вывод, чем занимается полеводство.

ПОЛЕВОДСТВО- это выращивание полевых культур. Физкультминутка

Следующая отрасль – овощеводство. Слайд

Что такое овощеводство? Это выращивание овощных культур. Их много. Овощи выращивают не только на полях, но и на огоро­дах, а еще в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете?

-Овощи играют огромную роль в питании человека. В них много витаминов. А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько овощей в винегрете? Что вы о них знаете? (СООБЩЕНИЯ 3 ГРУППЫ

Слайд. Овощные культуры бывают: корнеплодные(морковь, свёкла), плодовые(томаты, огурец, перец), листовые(капуста, салат), луковые(лук и чеснок)

Выступление Насти с исследовательской работой по выращиванию томатов

Итак, какая отрасль отвечает за выращивание овощей? ( овощеводство )

На очереди отрасль – цветоводство. Слайды

- Чем занимается цветоводство?

-Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, друг другие- в теплицах, а третьи- в комнате?

- Какие ещё бывают цветы?

Декоративные растения радуют нас своей красотой, делают нашу жизнь счастливее. Посмотрим видеофрагмент. Обратите внимание, как раскрывается бутон розы. Правда чудо?

Викторина « Знаете ли вы цветы?»

  1. Какой цветок расцветает первым? (Примула)

  2. Какие цветы росли в поле, на котором заснул лев в сказке «Волшеб­ник Изумрудного города»? (Маки.)

  3. Какой цветок носит имя звезд? (Астра.)

  4. Какой цветок японцы называют «солнышком»? (Хризантему.)

  5. Какой цветок возвращает память тем, кто забыл о своих близких? (Незабудка)

  6. Какой цветок символизирует болтливость? (Колокольчик)

  7. Что символизирует красная роза? (Любовь)

  8. Какой цветок символизирует гордость? (Тюльпан)

  9. Какой синенький цветок римляне называли «царским»? (Василек)

  10. Какой цветок всегда следует за солнцем? (Подсолнух)


Вот мы и закончили свое знакомство со цветами. Подходит к концу наш

репортаж с Праздника цветов. Если вы хотите продолжить знакомство с зе­леными друзьями, отправляйтесь в лес, на луг, в поле, в сад, любуйтесь ими. Всюду они будут радовать вас своей красотой. Разводите, сажайте их на клумбах и в саду, пусть они украшают наши города, нашу землю

Выступление Риты Кукушкиной с исследовательской работой «Жизненный ЦИК цикл однолетних цветочных растений». Вопросы Рите:

-Следующая отрасль – плодоводство. Слайды

Посмотрите на экран и назовите плоды растений, которые вы знаете. Как и овощи, фрукты очень полезны для здоровья человека.

Выращиванием плодовых культур зани мается …. плодоводство

ЗАГАДКИ ПРО ЯГОДЫ И ФРУКТЫ

1) Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,

На куски его порежь, мякоть красную поешь. (Арбуз)

2) На ветке-конфетки с начинкой медовой, а кожа на ветке породы ежовой. (Крыжовник)

3) Бусы красные висят из кустов на нас глядят, очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

4) Снесли птички синеньки яички, развесили по дереву: скорлупка мяконька, белок сладенький, а желток костяной. (Слива) На сучках висят шары, Посинели от жары. (Слива)

5) Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые, и маленькие детки. (Яблоко)

Круглое, румяное, с дерева упало, Любе в рот попало.

6) На припеке у пеньков много тонких стебельков, каждый тонкий стебелек держит алый огонек, разгребаем стебельки- собираем огоньки. (Земляника)

7) Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Вишня)

8) Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и чёрная смородина)

9) Низок, да колюч, сладок, не пахуч. Ягоды сорвёшь - всю руку обдерёшь. (Крыжовник)

10) В сенокос - горька, А в мороз - сладка, Что за ягодка? (Калина)

11) Золотистый южный фрукт. Персик - его лучший друг. Только тот крупнее и на зуб твердее. (абрикос)

12) Без него нам скучно всем в Новогодний праздник. Он - китайский господин Сочный, сладкий-сладкий. (апельсин)

13) Он и сочен, и душист, а снаружи золотист. К нам приехал этот фрукт из далёкой Африки. (мандарин)

14) Эти листья и плоды содержат фитонциды. Для кулинарии и врача они незаменимы.

Источник витамина С – от кашля избавленье. Те разноцветные плоды- леченье с наслажденьем. (Смородина)

Виноград и вишня лечат все сосуды. Абрикос - от сердца, груша- от простуды.

Апельсин, как витамин, знают все, незаменим! Ешьте фрукты, здоровейте, пейте сок и не болейте!

Люди многих профессий работают в растениеводстве. Лёгок ли их труд?

А что мы можем сделать, чтобы облегчить их труд или по крайней мере, чтобы что-то сэкономить? (не бросать хлеб, выращивать цветы и некоторые продукты питания, собирать лекарственные травы)

IV. Закрепление изученного. Тест

V. Итог урока.

- Молодцы, ребята! А теперь скажите, пожалуйста, о чём вы узнали сегодня на уроке? Какое новое открытие вы для себя сделали? Как полученные знания можно применить на практике?

Трудно представить нашу жизнь без растений, этих зелёных друзей человека.

Растения кормят и одевают нас, очищают окружающий нас воздух,

украшают наши жилища. Нам без них не прожить!

Вы все сегодня хорошо работали. Дома ещё раз прочитаете в учебнике о том, что такое растениеводство.

Урок закончен.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-проект по окружающему миру по теме "Растениеводство"

Автор: Картунен Светлана Андреевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152519


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства