Пятницкий филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Чернава Измалковского муниципального района Липецкой области»
Открытый урок по окружающему миру
«Жизнь животных»
(1 класс)
Подготовил: учитель начальных классов
Савенкова И. В.
2013г
Окружающий мир.
1 класс УМК «Планета знаний»
Учитель: Савенкова И. В.
Тема: «Жизнь животных», 1 час
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления детей с основными жизненными проявлениями животных – строительством жилищ, разнообразием жилищ, питанием, некоторыми способами добывания пищи.
Планируемые результаты:
Предметные: знать группы животных, уметь рассказывать о жилищах животных, чем питаются животные. Личностные: осознавать ценность природы, выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями.
Познавательные: использовать знаково-символические средства (рисунки) для решения учебных задач, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками при выполнении заданий в паре, устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Оборудование: учебник Окружающий мир; Рабочая тетрадь №2; интерактивная доска, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.
I.Самоопределение к деятельности.
(Включить учащихся в деятельность, настроить на положительные эмоции)
Добрый день ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Посмотрите, пожалуйста, сколько у нас сегодня гостей! Встаньте тихонечко и поздоровайтесь с ними.
II. Актуализация знаний.
(Выявить опорные знания по теме, повторить материал, необходимый для открытия нового знания)
- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
- На какие группы делятся животные? (Работа на интерактивной доске) ( Слайд 1, 2,3)
Насекомые – рыбы Птицы- звери Земноводные – пресмыкающиеся
- Давайте ещё раз назовём, чем отличаются одни животные от других.
III. Постановка учебной задачи.
- Мы познакомились с группами животных. Больше вам ничего не интересно узнать о них?
Как я вам уже говорила, почти все места на земном шаре обитаемы. На суше, в океане и даже в вечных снегах – обитают живые существа
- Посмотрите, пожалуйста, из какой сказки этот домик? ( Теремок) (Слайд 4)
- Кто в нём живёт? А видели у нас в поле такие домики? А где же живут животные?
Молодцы! Мы будем сегодня говорить о жилищах животных.
- Зачем заготавливают сено? Зерно? ( Для питания)
.Мы будем говорить на уроке о том, где живут, как питаются животные.
- А каким словом можно это обобщить? (Жизнь)
Молодцы!! Именно сегодня о жизни животных мы начнём говорить.
Тема урока: «Жизнь животных» (Слайд 5)
- Какие цели поставим перед собой? Что нам нужно узнать?
IV. Открытие нового знания.
Жилища животных
1. Работа с учебником. (с. 86) ( Слайд 6)
Животные приносят потомство и заботятся о нём. Многие животные строят для своей семьи жильё. Попробуем определить: кому какое жильё принадлежит.
Прилетела к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. ( Ласточка)
- А вы видели ласточек?
- Где они строят свои дома?
Ласточки живут везде. Их нет только на Севере. Гнёзда они не вьют, а лепят из комочков грязи, песка и глины. Внутри ласточки выстилают перьями, пухом. ( Катя)
С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
В холодное время года белки прячутся в дупла, выдолбленные дятлом или поселяются в собственных шарообразных гнёздах. Внутри гнездо выстилается мхом, травинками, листьями и шерстью. Получается мягкая подстилка. В гнездо делается один или два выхода. Зимой, в морозы, белка затыкает их мхом. (Белка)
У неё во рту пила
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котёл попала. (Щука)
- Где живёт щука? ( В реке, озере)
Щука распространена как в реках, так и в озёрах. Из зарослей нападает на других рыб и лягушек. Окраска у щуки пятнистая. Она делает её незаметной среди коряг. Щука лежит неподвижно и подстерегает добычу. (Даша)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. ( Муравьи)
- Как называются домики муравьёв?
В России обитает примерно 125 видов муравьёв. Самый обычный – рыжий лесной муравей. Кажется, что муравьиная куча – это куча мусора. Но это ошибка. Жилища муравьёв – муравейники, их гнёзда, имеют сложное строение. (Денис)
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла …
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали! Это …(птица)
- Что вьют себе птицы?
- Из чего он сделан? Птица на рисунке – это иволга. Давайте послушаем, как она поёт.
2. Релаксация.
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. ( Лиса)
Нора – самое простое жилище зверей. Норы роют: лисица, крот, хомяк, барсук. Нора лисицы имеет несколько входов. Через длинные коридоры они ведут в гнездо, выстланное сухой травой.
- Почему в норах зверей несколько ходов?
Самый искусный строитель – бобр. Для жилья он роет норы и строит хатки. Вход в нору находится под водой. Хатки – это кучи из стволов молодых деревьев, сучьев и веток. В реках ниже по течению бобры сооружают плотины из деревьев, хвороста, скреплённых глиной и илом. ( Слайд 7) (Света З.)
3. Работа в парах.
Собрать жилище животного (Скворечник)
- Что же у вас получилось? (Слайд 8)
- Ребята, а кто мастерит скворечники и зачем?
4.Вывод. Закрепление изученного.
Давайте ещё раз вспомним, с какими жилищами животных мы познакомились.
V.Физкультминутка
Мы шли, шли, шли
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Руки - вверх, хлопок над головой,
Руки – вниз, хлопок – другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки на голову кладём
И вразвалочку идём.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – шалунишки.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора
4. Продолжение работы над открытием нового знания.
Питание животных.
- Вы были когда в зоопарке? Кто там живёт?
- Почему наши звери такие грустные?
- Как мы можем их развеселить? (Слайд 9)
Дать любимую пищу. ( Работа на интерактивной доске)
5. Чем питаются разные животные? Работа с учебником с. 87
- Назовите животных, изображенных на рисунках.
- Кто чем питается?
Оказывается, что разные животные любят разную пищу.
Это интересно…
И почему?
Однажды вблизи Бостона появилась неисчислимая масса гусениц. Они проникали в сады и на поля, уничтожали все подряд: посевы, плоды на деревьях, овощи. Людям грозил голод. Но они ничего не могли поделать. К счастью, на гусениц - вредителей обратила внимание одна птица. Она в короткий срок справилась с насекомыми.
В честь такого важного события жители Бостона воздвигли в главном парке памятник ВОРОБЬЮ.
- Выходит, что воробей питается не только зерном, но и гусеницами.
6. Закрепление изученного. Работа в рабочей тетради с. 24 (Слайд 10)
Самостоятельная работа. ( Взаимопроверка) Ученик работает на интерактивной доске.
Деление животных на 3 вида по способу добывания пищи. (Слайд 11)
Растительноядные Хищники Всеядные
Хитрый вопрос
- Давайте представим, что в Теремок впустили ежа. Что бы произошло?
- Что можем сказать о питании животных?
- Какой вывод можем сделать из нашего урока?
- Как мы должны относиться к животным?
Животные – живые существа
И им забота наша так важна,
Чтобы могли летать, дышать, детей растить
И мирно на планете нашей жить. ( Видеоролик)
Рефлексия.
- Что запомнилось больше всего?
- Что было самым интересным?
- Ребята, каждый из вас старался, принимал на уроке активное участие. Сейчас вам нужно оценить себя. (Самооценка)
Подойти к Дереву Знаний, выбрать себе птичку и поместить её на дереве.
(Слайд 12)
Я тоже дам оценку вашей работе.
Молодцы. Очень хорошо работали. Спасибо за урок.