kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окржающему миру в 3 классе "Культурные и дикорастущие растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по уебник Ивченковой Потапова "Окржабщий мир 3 класс" УМК "Панета знаний"

Тема: Кульурные и дикорастущие растения

Предметная цель: :  Формирование   умения    различать  дикорастущие  и  культурные    растения.

    Расширение  кругозора.

   Воспитание   коллективизма,  взаимовыручки,  взаимопонимания.

  Воспитывать  любовь  и  бережное  отношение  к  природе.

Личностные УУД: Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством разнообразных заданий.

Регулятивные УУД: Учить умению контролировать свою деятельность, умению работать по заданному алгоритму.

Коммуникативные УУД: Формировать умение работать в коллективе.

Познавательные УУД: Учить умению выполнять работу с опорой на схемы, проводить сравнение, классификацию, обобщение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект ур. дик. и кул. раст»







Конспект урока «Дикорастущие и культурные растения» 3кл.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

У.-Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на водоросли ,мхи,папоротники, хвойные и цветковые растения. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и слива, крыжовник и ежевика, мать-и-мачеха и помидор?

- У.- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

Д.- Растения кормят человека — яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат, человека —мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.

У.-Растительный мир нашей планеты очень богат. Растения приспособились к жизни в жаре и холоде, их можно увидеть в Арктике, где даже одетый человек мёрзнет, и в пустыне, где дожди – редкость .Кто поливает эти растения, рыхлит почву, подкармливает удобрениями?

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть расте­ния, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, со­бирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека, сами по себе.

Постановка учебной задачи.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

IV. Открытие нового знания.

-У.- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и слива ?

Д.- Общее — деревья, различие — ель растет в лесу, слива — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.

-У.- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор?

Д.- Общее — травяни­стые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.

- У.- На какие же группы можно поделить все растения ?

Д.- Первая группа — растения, которые выращивает специально чело­век; вторая группа — растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоеме.

У.-Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую — дикорастущими растениями.

Включаю презентацию слайд 1 и 2

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василек.

Рисунок василька.

-У.- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василёк).

- Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

Катя. -К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки,.

В этом желто-зеленом море-

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза-васильки,


У.-- Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ?

Д.- -Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.

У.- Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками?

Д.- (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

У.- Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки, Про василек народом придумано много песен и легенд. Послушайте одну украинскую легенду.

Анна. -Красивый стройный парень Василёк и русалка полюбили друг друга, но не сложилось у них счастье: Василёк не мог жить без земли, а русалка – без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесёт его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.

В народе говорили, что благодатная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные

колосья.

Откроем учебники,стр.87 читаем текст,по абзацам.

1.Чем культурные растения отличаются от дикорастущих?(ответы уч-ся)

2.Как люди научились выращивать растения?(ответы уч-ся)

3.Почему растения, выращиваемые человеком, стали урожайнее,чем их дикорастущие предки?

4.Что такое растениеводство?(наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений)

5. Какие отрасли включает современное растениеводство?

(полеводство,овощеводство,плодоводство,цветоводство)

Выскажите предположение: какой признак можно выбрать для определения культурного растения? (человек растение

_сажает,ухаживает за ним,убирает урожай,использует его..

Слайд 3.На какие группы можно разделить все растения?

(овощные,плодовые,зерновые,прядильные,декоративные)

Как думаете,какая отрасль растениеводства включает в себя 2 группы из этой таблицы и какие?(полеводство:зерновые и прядильные)

Рассмотрим эти группы подробнее.

Слайды 4-11

Овощные растения.Большинство этих растений человек выращивает уже несколько тысяч лет.Овощи пришли к нам из Южной Америки, с берегов Средиземного моря и Центральной Азии.В овощах-большое количество витаминов,поэтому они очень полезны.Как правило,все овощи требуют тщательного ухода.

Слайды 12-18

Плодовые .Человек в глубокой древности обратил внимание на деревья ,дававшие сочные и вкусные плоды,которые были богаты полезными веществами.Плодовые деревья выращивают на всей территории нашей страны,во всех природных зонах. Груша теплолюбива,их существует 1500 сортов.Ароматная мякоть груш содержит большое количество сахара и полезных веществ.

Яблоня –наиболее распространенное из наших плодовых деревьев.Это связано с тем,что она способна переносить морозы до 30 градусов.При правильном уходе одно дерево может дать 150-200кг плодов.Известно более 10 000 сортов яблонь.

К плодовым относятся не только фруктовые деревья ,но и кустарники, и травы, дающие нам плоды.

Слайды 19-23

Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку, получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения. Сегодня мы вам расскажем всё о хлебе. Приблизительно 17 тыс. лет назад в долине Нила поселились племена, которые начали собирать дикие злаки. Сначала они употребляли в пищу колоски. Позднее стали зёрна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

Ваня -Мучнистые зерна не очень вкусны.

Сырыми их кушать не очень приятно,

Но в зимнее время очень нужны,

И людям всё это было понятно!

Хранить их конечно, было легко.

За хлебным зерном отправлялось всё племя.

Ходить за зерном им пришлось далеко

И тратить на это бесценное время.

Пшеницу растить не умели пока

И землю возделывать тоже не смели.

Считали: растенья подвластны богам,

А спорить с богами они не хотели .

Однажды охотник просыпал зерно,

Упали на землю бесценные зёрна.

И вскоре,частично,оно проросло.

Охотник тот случай запомнил,бесспорно.

У.-Именно так люди научились выращивать хлебные зёрна.

Первоначально человек готовил себе из хлебных зёрен кашу.Затем стали

зёрна предварительно поджаривать для придания им сладковатого вкуса.



Дима.-Раньше многих других видов люди стали выращивать пшеницу. Сейчас ее посевы занимают почти половину земель, отведённых под зерновые культуры. Пшеница бывает яровая и озимая. Яровую высевают весной, а через 3-4 месяца уже собирают урожай. Озимую пшеницу сажают осенью, в сентябре. До заморозков ростки пшеницы прорастают и ждут весну под покровом снега. Рано весной пшеница идет в рост и быстро дает урожай.

Настя .-Культурная рожь произошла от сорняка, встречающегося среди посевов пшеницы. В суровых районах севера пшеница нередко погибала от холода, а рожь выживала. Человек это подметил и стал окультуривать растение. Так из сорняка рожь стала культурным растением. Она может pacти на любых почвах, хорошо переносит засуху и морозы. Она так же, как и пшеница, бывает яровая и озимая. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб.

Слайд 24-25

Учитель: . Самыми рас­пространенными из прядильных культурных растений являются лен и хлопчатник.

Лена.-Хлопчатник - ценное растение, дающее прекрасное волокно. Хлопчатник любит тепло, влагу. Цветки у этого растения крупные.

Плод - коробочка. Когда плод созревает, его створки раскрывают­ся, и из него выступает белая пушистая волокнистая масса. Это и есть хлопковое волокно, хлопок. На фабриках хлопок обрабатыва­ют, прядут из него нити, а затем производят ткани. Семена хлоп­чатника дают масло, которое идет на производство маргарина.

Слайд 26.

В старину на Руси любили загадывать загадку: «Голову едят, тело бросают, а кожу носят. Что это?» Попробуем разгадать загад­ку с конца.

В русских деревнях изготовляли нарядное полотно - батист. Оно было мягкое, тонкое и блестящее. Издавна славились и рус­ские кружева - легкие, воздушные, словно сплетенные из паутинок. Эти ткани и кружева не желтели со временем, как другие тка­ни, а становились еще более шелковистыми.Все они изготовлялись из одного и того же растения - льна. Это и есть ответ на последнюю часть загадки: «Кожу носят». Кожи у льна нет. Так в загадке называются длинные и прочные пучки волокон, расположенных под наружным слоем стебля. Волокна отделяют от стебля, из них делают ткани, а стебель выбрасывают в отходы. Это отгадка второй части загадки; «Тело бросают».

Что же обозначает начало загадки: «Голову едят»? Когда лен поспевает, на верхушках стеблей вырастают плоды – коробочки, в которых находятся семена. Раньше эти семена ели, как сейчас гры­зут семечки. Потом из семечек научились отжимать масло, кото­рое шло в пищу.

Хлопок и лён - очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца .

Слайд 27-31.

Декоративные растения-это цветы.Их выращивают на клумбах для красоты.Цветы всегда привлекали человека своей красотой и ароматом.Учёные и путешественники ,бывая в разных странах, привозили к себе на родину различные диковинные растения и разводили их.Чтобы выращивать декоративные растения, надо знать не только их декоративные свойства,но и условия,необходимые для хорошего роста цветов.

Откройте тетради на стр.36 и прочитайте задание № .86 кому понятно ,что нужно делать? Выполняйте.

Проверка. Капуста, картофель, свёкла, слива,кабачки –это культурные растения.

Как думаете ,какие из растений (культурные или дикорастущие) более устойчивы к изменениям в окружающей среде?

Рефлексия учебной деятельности.

1.На уроке я узнал….

2.Мне понравилось…

3.Я удивился …

Дом .зад.:уч.стр.87(пересказ),стр.88 для любознательных-прочитать и выполнить 2 задание.

Просмотр содержимого документа
«поясн.записка»

Пояснительная записка



Автор материала (ФИО)


Сорокина Любовь Александровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение


МБОУ «Отрадненская средняя общеобразовательная школа № 2» Кировского района Ленинградской области.


Название материала


Тема урока «Дикорастущие и культурные растения»

Тип урока: открытие нового знания

Форма проведения: урок с использованием ИКТ.


Класс


3 класс

Учебный предмет


Окружающий мир

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Урок разработан по учебнику Г.Г.Ивченковой ,И.В.Потапова УМК «Планета Знаний» под общей редакцией И.А.Петровой

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)


Текстовый документ, презентация.

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)


Компьютер, проектор, рабочая тетрадь,учебник.

Цели и задачи


Предметная цель: : Формирование умения различать дикорастущие и культурные растения.

Расширение кругозора.

Воспитание коллективизма, взаимовыручки, взаимопонимания.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Личностные УУД: Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством разнообразных заданий.


Регулятивные УУД: Учить умению контролировать свою деятельность, умению работать по заданному алгоритму.


Коммуникативные УУД: Формировать умение работать в коллективе.


Познавательные УУД: Учить умению выполнять работу с опорой на схемы, проводить сравнение, классификацию, обобщение





Список информационных ресурсов

Г.Г.Ивченкова,И.В.Потапов «Окружающий мир.3класс.» Учебник. АСТ «Астрель», 2010г.


Г.Г.Ивченкова,И.В.Потапов «Окружающий мир.Рабочая тетрадь.3класс»


Презентация «Культурные и дикорастущие растения»


.





Просмотр содержимого презентации
«пр.кул. и дик. раст.»

Культурные  и дикорастущие растения

Культурные и дикорастущие растения

Растения

Растения

  • Культурные
  • Их выращивают люди в саду, в поле, в огороде
  • Дикорастущие
  • Они растут сами по себе в лесу, на лугу, в водоеме
Культурные растения овощные плодовые Лук, морковь, помидоры, огурцы, свекла зерновые Груша, яблоня, вишня, смородина, клубника прядильные Пшеница, рожь, ячмень, овес, просо декоративные Хлопок, лен Роза, астра, гладиолус, георгин

Культурные растения

овощные

плодовые

Лук, морковь, помидоры, огурцы, свекла

зерновые

Груша, яблоня, вишня, смородина,

клубника

прядильные

Пшеница, рожь, ячмень, овес,

просо

декоративные

Хлопок,

лен

Роза,

астра, гладиолус, георгин

  • Все эти растения также делятся на деревья, кустарники и травы
Овощные культуры

Овощные культуры

  • Петрушка
Овощные культуры

Овощные культуры

  • Болгарский перец
Овощные культуры

Овощные культуры

  • Морковь
Овощные культуры

Овощные культуры

  • Свёкла
Овощные культуры

Овощные культуры

  • Капуста
Овощные культуры

Овощные культуры

  • Огурцы
Овощные культуры

Овощные культуры

  • Помидоры
Овощные культуры

Овощные культуры

  • Лук
Плодовые культуры

Плодовые культуры

  • Груши
Плодовые культуры

Плодовые культуры

  • Яблоки
Плодовые культуры

Плодовые культуры

  • Сливы
Плодовые культуры

Плодовые культуры

  • Клубника
Плодовые культуры

Плодовые культуры

  • Лимоны
Плодовые культуры

Плодовые культуры

  • Абрикосы
Плодовые культуры

Плодовые культуры

  • Гранаты
Зерновые культуры

Зерновые культуры

  • Пшеница
Зерновые культуры

Зерновые культуры

  • Рожь
Зерновые культуры

Зерновые культуры

  • Овёс
Зерновые культуры

Зерновые культуры

  • Просо
Зерновые культуры

Зерновые культуры

  • Цветущее поле гречихи
Прядильные культуры

Прядильные культуры

  • Цветущий хлопчатник
Прядильные культуры

Прядильные культуры

  • Плоды хлопчатника
Прядильные культуры

Прядильные культуры

  • Цветущий лён
Декоративные культуры

Декоративные культуры

  • Роза
Декоративные культуры

Декоративные культуры

  • Флокс
Декоративные культуры

Декоративные культуры

  • Анютины глазки
Декоративные культуры

Декоративные культуры

  • Астры
Декоративные культуры

Декоративные культуры

  • Гладиолус
Итог урока:

Итог урока:

  • 1.На уроке я узнал…
  • 2.Мне понравилось…
  • 3.Я удивился…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок по окржающему миру в 3 классе "Культурные и дикорастущие растения"

Автор: Сорокина Любовь Аександоровна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241491


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства