Российская Федерация
Чукотский автономный округ
АНАДЫРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Усть-Белая»
689540, Чукотский автономный округ, Анадырский район, с. Усть-Белая, ул. Анадырская, тел./факс: 93 453, e-mail: [email protected]
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
4 КЛАСС
«Наш край»
Учитель начальных классов
Колодиенко Оксана Леонтьевна
2014г.
Аннотация:
Данный конспект урока разработан на основе программы “Окружающий мир”, 4 класс. Автор: А. А. Плешаков
Разработанный мною урок, опирающийся на описание природы Чукотского автономного округа, достаточно традиционен по структуре. Но их содержание, средства представления материала, формы организации работы и используемые методические приемы имеют ряд существенных особенностей, обусловленных использованием новых информационных технологий на уроках и на этапе подготовки к ним учителя. Тем самым я стремилась обеспечить высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, развить у них интерес к учебе. К данному уроку учащиеся занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета «Крайний Север», учебник Ю.Н.Голубчикова «География ЧАО», Красная книга Чукотки, Атлас по географии ЧАО, интернет-ресурсы) Отличительной особенностью работы на данном уроке было использование мультимедийной презентации, выполненной с помощью программы Power Point. Технология презентаций все шире используется как средство предъявления учащимися материала: иллюстраций, фотографий, схем, таблиц и т.д. Это позволяет мне самостоятельно создавать необходимые материалы, а также планировать их изучение по «личному маршруту», оптимизируя тем самым познавательную деятельность моих учеников.
Урок окружающего мира (изучения нового материала)
Класс: 4
Дата проведения: 28.11.14
Тема: Наш край.
Цели: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», политико-административная карта России, карта родного края; презентация с изображением родного края, аудио-запись песни «Наш край» (сл. А.Пришельца, муз. Д.Кабалевского), учебник Ю.Н.Голубчикова «География ЧАО», Красная книга Чукотки, Атлас по географии ЧАО, смайлики.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель - Добрый день, ребята. Закройте глаза и тихо повторяйте за мной:
Прекрасно все на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно все вокруг,
Прекрасно все во мне!
- Открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Я думаю, что вы очень много знаете о природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте.
- Давайте проверим, так ли это.
1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)
2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)
3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)
4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)
5. Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа)
6. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона)
Учащиеся зачитывают описание природной зоны, называют её.
Работа над новым материалом
Звучит запись песни «Наш край».
- Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? Почему наш урок начался так необычно? (Потому что говорить мы сегодня будем о родном крае)
- Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.(Слайд 2)
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём!
(На доске записывается тема урока: «Наш край».) (Слайд 3)
- Какая цель может быть поставлена в связи с темой? (Узнать больше о родном крае)
- Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей)
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
(Цель урока ) - Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке. (Слайд 4)
- На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующем уроке.
Открытие нового знания
Работа с картой
-Давайте познакомимся с административной картой России (учебник с.144-145). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? ( На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующих точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.) (Слайд 5)
- Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.)
- Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Средне-Сибирском плоскогорье.)
- А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.)
Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра.
Физкультминутка. (презентация)
Первичное закрепление.
Работа с картой своего края (Слайд 6)
- Найдите на карте территорию, где мы живем. (ученики находят на карте и называют) (Чукотский Автономный Округ)
- Какой город является главным на нашей территории? (г. Анадырь)
- Это наш край, наша малая Родина, которую мы должны любить и беречь.
- Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? С другими округами, республиками, областями? В какой природной зоне мы живём? (ученики, работают по карте, отвечают на вопросы)
(Чукотский автономный округ расположен в северо-восточной части России. Граничит с Республикой Саха (Якутия), Магаданской областью, Камчатским краем. Большая часть границы приходится на береговую линию Восточно-Сибирского, Чукотского и Беренгова морей. Живем мы в зоне тундры и лесотундры.)
- А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о территории, глядя на карту? (Слайд 7)
(Территория Чукотки занимает 737,7 тыс. кв.км. Округ разделен на 8 районов: Билибинский, Чаунский, Шмидтовский, Иультинский, Чукотский, Анадырский, Проведенский, Беринговский.)
- В каком районе мы живем? (отвечает ученик)
Мы живем в Анадырском районе это самый крупный район Чукотки. Наше село Усть-Белая стоит на берегу самой крупной на Чукотке реки Анадырь. Свое начало река берет в центре Анадырского плоскогорья. Общая протяженность ее 1150 км. В верховьях река струиться меж отвесных, грозно нависших скал, а выходя из гор, петляет среди болот обширной Анадырской низменности. По пути Анадырь вбирает в себя бурный левый приток реки Белая. Здесь на правом берегу и расположено наше село, которое так и называется Усть-Белая. (Слайд 8)
Работа в группах
- Узнаем больше о своем родном крае.
Для этого поработаем в группах: 1-я группа «Ботаники» узнает и расскажет о растительном мире; 2-я группа «Зоологи» - о животном мире; 3-я «Экологи» об экологических проблемах и охране растений и животных, заказниках. (Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассматривают гербарий, фотографии своего края.)
VII. Работа по новой теме
Сообщение учащихся
- Узнаем, какие растения есть в нашем крае. (Вступают «Ботаники») (Слайд 9)
Тундра поражает своими беспредельными далями и широкими горизонтами. Летом она очаровывает всеми оттенками цветов, составляющими сложнейшую мозаику. Лишайники разнообразных форм – листовые, трубчатые, кустистые, накипные – придают тундре особое очарование. (Слайд 10)
Наиболее распространенными растениями в тундре являются осоковые травы и пушица. Обильно произрастающая на кочках и на болотах пушица, находясь еще под снежным покровом, дает молодые зеленые побеги, которые весной является любимым кормом для оленей. (Слайд 11)
В тундре много грибов. В некоторые теплые и дождливые годы грибы растут с июля и до конца сентября, причем сохраняются под снегом всю зиму. Ягод шикши, голубики, морошки и брусники так много, что их собирают и заготавливают на зиму. (Слайд 12)
Вдоль реки Анадырь произрастают ольховник, ива, кедровый стланик и березки. Встречается много растений, которые цветут все лето: Иван-чай арктический, полярный мак, полынь шаровидная, незабудки, гвоздика ползучая и другие. (Слайд 13, 14, 15)
- А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире. (Выступают «Зоологи») (Слайд 16)
Около 30 видов млекопитающих встречается на Чукотке. Среди них в нашем районе обитают: бурый медведь, северный олень, снежный баран, волк, песец, росомаха, горностай, заяц-беляк, лисица и другие. (Слайд 17)
Также на Чукотке насчитывается около 220 видов птиц. Наиболее распространенные тундряные куропатки. У нас встречается белая сова, кречет, в летний период утки, гуси, лебеди, журавли. (Слайд 18)
В реках Чукотки обитает около 30 видов пресноводных рыб. В нашу реку заходят тихоокеанские лососевые: кета, горбуша. Помимо лососей в реке ловят гольцов, сигов, хариусов, щук, налимов, нельму, чир. (Слайд 19)
(После выступления – загадки о животных своего края)
- Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу? (Выступают «Экологи») (Слайд 20)
Суровая, но уязвимая природа Чукотки не всегда выдерживает напор человеческой деятельности. Поэтому возникают такие экологические проблемы. Оленьи пастбища вытаптываются из-за несвоевременной перегонки оленей на другие места.
Серьезный урон оленьим пастбищам и тундре наносят вездеходы и тракторы, нарушается поверхность почвы. (Слайд 21)
При добыче полезных ископаемых местность загрязняется грудами железных бочек и разлитой соляркой. (Слайд 22)
А также незаконная охота - браконьерство. (Слайд 23)
Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.
В нашем округе действует 6 государственных природных заказников регионального значения. В центральной части Анадырского района в междуречье Майна и Анадырь расположен заказник «Лебединый». Заказник «Тундровый» охватывает леса и кустарники зоны южной тундры Анадырского района. Заказник «Усть-Танюрерский» имеет места гнездования перелетных птиц. (Слайд 24)
- А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т.д.)
Подведение итогов урока
- Какие карты вы знаете?
- С какими новыми картами мы сегодня работали?
- Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?
- Какие условные обозначения используют в этих картах?
- Достигли мы цели урока?
Оцените себя в группах.
Рефлексия (Слайд 26)
- Что интересного узнали о родном крае? Продолжите предложение: «Теперь я знаю, что …»
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Если на уроке у вас все хорошо получилось предлагаю выразить свое настроение с помощью смайликов. Если полученные знания были для вас новыми, интересными, если у вас появилось желание больше узнать о родном крае, то прикрепите, выбранный вами смайлик на контур карты нашего округа.
Домашняя работа (Слайд 27)
Прочитать текст на стр. 138 учебника
Написать рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае»
Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.