Урок-исследование "Имя прилагательное" проводится во 2-ом классе с целью закрепления знаний учащихся об имени прилагательном. Ребята на уроке становятся юными исследователями имени прилагательного. Они определяют признаки прилагательного, образуют словосочетания прилагательного с существительным, определяют прилагательные в предложениях и др.. В конце урока формулируется вывод, что прилагательные нужны для описания предмета, уточнения описания, выразительности речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Имя прилагательное" »
Тема: « Имя прилагательное»
I. Минутка чистописания. Актуализация опорных знаний
нн нн
Какое правило напоминает это соединение?
длина рано весна
Образуйте от этих слов слова с удвоенной согласной.
длинный ранний весенний
Какой частью речи являются эти слова?
Это прилагательные .
II. Сообщение темы и целей урока.
Запись на доске:
Какую роль в русском языке выполняют
имена прилагательные?
Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем научными сотрудниками, исследователями.
Мы должны ответить на этот вопрос, исследуя имя прилагательное.
III. Работа по проблеме.
Разделить слова на две группы:
Нора, бантики, рыженькая, глубокая, небо, ручей,
красные, лисичка, журчащий, безоблачное.
нора рыженькая
бантики глубокая
небо красные
ручей журчащий
лисичка безоблачное
По какому признаку вы определили слова в первую группу?(им. сущ.)
Назовите признаки имён существительных.
- Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Как они называются? Что такое имя прилагательное? Можно ли связать прилагательные с данными существительными? Что образуется в результате? (словосочетания)
нора рыженькая
бантики глубокая
небо красные
ручей журчащий
лисичка безоблачное
2) Работа с текстом.
Перед вами два текста:
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи.
Светит солнце. Летят птицы.
Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые
Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Чем отличается первый текст от второго? (наличием прилагательных).
Можно ли использовать для описания снега в этом тексте слова
пушистый, серебристый вместо прилагательного последний ?(нет)
Почему?
IV.Физминутка «Прогулка».
V. Работа в группах. Выбрать из данных прилагательных: 1 группе – прилагательные, описывающие зимний снег. 2 группе – прилагательные, описывающие весенний снег. Последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый. Проверка. Коллективное обсуждение. Вывод: Если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. VI. Дидактическая игра «Что задумано?» Бурый, лохматый, рычащий, косолапый. (медведь) Светлое, голубое, чистое, безоблачное. (небо)
Продолжить игру: 1.Подобрать к иллюстрации соответствующие прилагательные. 2. Вышедший, поворачивается спиной к доске и пытается отгадать что изображено, не видя предмет.
VII. Определение рода имён прилагательных. Суп наваристый, густой. Каша рассыпчатая, гречневая. Молоко кипячёное, холодное. Хлеб мягкий, ржаной. Морковь красная, крупная. Яблоко румяное, сладкое.
VIII. Формулировка вывода:
Ребята, мы смогли ответить на вопрос, поставленный в начале урока?
Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
Имена прилагательные нужны для описания предмета,
уточнения описания, выразительности речи.
IX. Рефлексия урока. - Что нового для себя вы узнали на уроке? - Что понравилось больше всего? - Что хотелось бы увидеть ещё раз?