УМНОЖЕНИЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ Нетрадиционные способы запоминания таблицы умножения на 9
Высшее назначение математики ..
состоит в том, чтобы находить
скрытый порядок в хаосе,
который нас окружает.
Н. Винер .
Выполнил:
Муркин Александр
ученик 2-а класса
п.Чернышевского
Руководитель:
Анохина
Юлия Леонидовна
учитель начальных классов
п.Чернышевский 2010г .
1
Счет и вычисления –основа порядка в голове.
И. Песталоцци
Гипотеза:
Не обязательно зубрить
таблицу умножения.
Для запоминания существуют
различные способы и приёмы,
так называемые
«премудрости для забывчивых взрослых
и ленивых детей».
Цель:
Систематизировать
различные способы
и приемы заучивания
таблицы умножения на 9
в виде наглядной
таблицы – опоры.
Изучить
пальцевый
метод
Найти
стихи
Освоить
метод на
«русских»
счётах
Найти
законо-
мерности
Нарисовать
зрительный
образ
запоминания
Задачи
Изучить
кулачковый
метод
Освоить
легкие методы
запоминания
СОЗДАТЬ
СВОДНУЮ
ТАБЛИЦУ –
ОПОРУ
Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и этим приближается к учителю.
И. Гёте.
Методы
Поисковые
Проблемные
Исследовательские
Немного истории
Люди в древности представляли
и передавали информацию о
числе предметов с помощью
пальцев, а также с помощью
зарубок на дереве.
Торговцы считали с помощью
зерен, орехов, бусинок, палочек,
узелков на веревке и других
мелких предметов. Придумали
и специальную доску с желобками
для камешков – абак.
Потом абак сменили счеты.
Чтобы камешки не рассыпались,
деревянные или костяные
«косточки» во время счета
передвигали влево и вправо
по проволочке.
В XIX веке в России было
создано механическое
устройство – арифмометр
с зубчатыми колесиками.
Научно – технический
прогресс не стоит на месте.
И в XX веке человек изобрел
электронно –счетную машину
– калькулятор.
Компьютер
выполняет разные
математические операции
еще быстрее, чем калькулятор
Математика – это искусство называть
разные вещи одним и тем же именем.
А. Пуанкаре.
Актуальность
Вся современная вычислительная техника
работает
на принципах
табличного умножения,
которые придумал
древний математик Пифагор.
Так как решение многих
практических задач
с помощью
сложения неудобно или
невозможно,
то нужно использовать
готовые значения произведений,
которые собраны в таблицу.
Умножение на пальцах.
Пример:
6 умножить на 9.
Загибаем палец под
номером 6 .
Слева от него -
десятки,
справа –
единицы.
Таким образом:
9 х 6 = 54.
Кулачковый способ умножения чисел, больших чем 5.
Рука со сжатым кулаком
обозначает цифру 5.
Каждый разогнутый палец добавляет к этой
цифре 1.
Пример:
6 умножить на 9
левая рука- 6, правая-9
Сумма разогнутых пальцев
- десятки.
Произведение согнутых
– единицы .
Таким образом:
6 х 9 = 54
Умножение на 9 на «русских» счетах.
Заменяют
умножением
на 10
минус число,
которое умножаем.
Например:
4 х 9 = 4 х10 - 4 = 36
Математические закономерности таблицы умножения на 9
9*1= 9
9*2= 1 8
9*3= 2 7
9*4= 3 6
9*5= 4 5
9*6= 5 4
9*7= 6 3
9*8= 7 2
9*9= 8 1
1. В произведении
десятки увеличиваются
на 1 (от 0 до 8),
а единицы уменьшаются
на 1 (от 9 до 1).
9*1= 9
9* 2 = 18
9*3= 27
9* 4 = 36
9*5= 45
9* 6 = 54
9*7= 63
9* 8 = 72
9*9= 81
2. При умножении
на чётное число -
произведение
тоже чётное .
9*1= 9 +9
9*2= 18 +9
9*3= 27 +9
9*4= 36 +9
9*5= 45 +9
9*6= 54 +9
9*7= 63 +9
9*8= 72 +9
9*9= 81
3. Каждое следующее число в произведении больше предыдущего на 9 .
Ч
Ё
Т
Н
Ы
Е
9*1= 9
9*2= 1 8
9*3= 2 7
9*4= 3 6
9*5= 4 5
9*6= 5 4
9*7= 6 3
9*8= 7 2
9*9= 8 1
4. При умножении после 5, цифры в произведении меняются местами.
9* 1 = 0 9
9* 2 = 1 8
9* 3 = 2 7
9* 4 = 3 6
9* 5 = 4 5
9* 6 = 5 4
9* 7 = 6 3
9* 8 = 7 2
9* 9 = 8 1
5 . В произведении число десятков на 1 меньше, чем второй сомножитель.
9*1= 9
9*2= 1 + 8
9*3= 2 + 7
9*4= 3 + 6
9*5= 4 + 5
9*6= 5 + 4
9*7= 6 + 3
9*8= 7 + 2
9*9= 8 + 1
6. Сумма цифр
в каждом произведении
равна всегда 9
- 1
= 9
9* 1 = 9
9* 2 = 1 8
9* 3 = 2 7
9* 4 = 3 6
9* 5 = 4 5
9* 6 = 5 4
9* 7 = 6 3
9* 8 = 7 2
9* 9 = 8 1
7. Сумма единиц в произведении и второго сомножителя всегда равна 10 .
9* 1 = 9 9-1= 8
9* 2 = 1 8 8-2= 6
9* 3 = 2 7 7-3= 4
9* 4 = 3 6 6-4= 2
------------
9*5= 4 5 5-5= 0
------------
9* 6 = 5 4 6-4= 2
9* 7 = 6 3 7-3= 4
9* 8 = 7 2 8-2= 6
9* 9 = 8 1 9-1= 8
9*1= 9
9*2= 18
9*3= 27
9*4= 36
9*5= 45 = 90
9*6= 54
9*7= 63
9*8= 72
9*9= 81
8. Разница между цифрами второго сомножителя и единицами в произведении всегда четная. При умножении до 5 эта разница уменьшается, а после 5 –увеличивается.
9. Сумма первого и последнего произведения , а также второго и предпоследнего и т.д. всегда равна 90
= 10
9*1= 9
9*2= 1 8
9*3= 2 7
9*4= 3 6
9*5= 45 = 10
9*6= 5 4
9*7= 6 3
9*8= 7 2
9*9= 8 1
10. Сумма единиц первого и последнего произведения, а также второго и предпоследнего и т.д. всегда равно 10 .
9*1= 0 9
9*2= 1 8
9*3= 2 7
9*4= 3 6
9*5= 8 4 5
9*6= 5 4
9*7= 6 3
9*8= 7 2
9*9= 8 1
9*1= 9
9*2= 1 8
9*3= 2 7
9*4= 3 6
9*5= 4 5
9
9*6= 5 4
9*7= 6 3
9*8= 7 2
9*9= 8 1
11. Сумма десятков первого и последнего произведения, а также второго и предпоследнего и т.д. всегда равно 8 .
12 . Сумма десятков первого и последнего двухзначного произведения, а также второго и предпоследнего и т.д. всегда равно 9 .
Легкий способ,
вытекающий из двух закономерностей ( №5 и №6 ).
Десятков всегда на 1 меньше,
чем умножаемое число.
А сумма десятков и единиц произведения равна 9.
9 х 3 = 2 + 7 = 9
Самый лёгкий способ
запоминания таблицы умножения на 9.
Число, которое умножаешь,
превращаешь в десятки
и его же вычитаешь.
Например:
9 х 8 = 80 – 8 = 72
- 1
х 10
Графический способ запоминания. П редлагаю легкий и оригинальный способ запомнить таблицу умножения на 9. Всё что для этого нужно, -внимательно изучить рисунок.
Попробуем умножить 4 на 9.
Нужно найти на рисунке
камень с цифрой 4 ,
а затем прочитать число «плывя»
от этого камня вдоль волнистой линии
к противоположному берегу,
получится 36.
Учиться можно только весело…
Чтобы переварить знания, надо
поглощать их с аппетитом.
А Франс
Стихи о таблице умножения. А.Усачёв.
Опорная таблица для запоминания умножения на 9.
Пальцевый метод
Положить обе руки на стол и вытянуть пальцы.
Пусть каждый палец по порядку (слева на
право) означает соответствующее число от
одного до десяти.
Например: 6 умножить на 9.
Загибаем палец под номером 6 (большой
палец) на правой руке. Число десятков
произведения равно 5, столько пальцев лежит
слева. А число единиц равно 4, столько пальцев справа. Таким образом: 9*6=54.
Кулачковый метод
Рука со сжатым кулаком обозначает цифру 5. Каждый разогнутый палец добавляет к этой цифре 1.Если сложить количество разогнутых пальцев и перемножить количество согнутых, то получается соответственно числа десятки единиц искомого произведения. 9*6=54
На «русских»
счетах
Заменяют умножением на 10 минус число, которое умножаем.
Лёгкий способ, основанный на закономерностях
Например:
4*9 = 4*10 - 4 = 36
Если рассмотреть таблицу умножения на 9, то очевидно, что десятков в произведении всегда на единицу меньше, чем то число, на которое умножаем 9,а сумма цифр десятков и единиц в произведении всегда равна 9. Зная эти две закономерности, легко сосчитать, что 3*9 будет 27, потому, что число десятков на один меньше, чем 3, т.е. 2; а цифра 9- это 2 и 7, значит, число единиц в произведении 7.
Графический способ
9*1= 0+9 = 9
9*2= 1+8 = 9
9*3= 2+7 = 9
9*4= 3+6 = 9
9*5= 4+5 = 9
9*6= 5+4 = 9
9*7= 6+3 = 9
9*8= 7+2 = 9
9*9= 8+1 = 9
Попробуем умножить 4 на 9. Нужно найти на рисунке камень с цифрой 4 , а затем прочитать число «плывя» от этого камня вдоль волнистой лини к противоположному берегу, получится 36
Самый лёгкий
способ
С помощью
стихов
Число, которое умножаешь, превращаешь в десятки и его же вычитаешь.
Например,
9*8, то же самое, то и 80-8=72
В математике следует помнить
не формулы, а процессы мышления.
В.П.Ермаков
Заключение.
В ходе моей работы я создал
интересную таблицу – памятку,
которая позволяет
не зубрить таблицу умножения,
а весело и интересно
запомнить её результаты,
опираясь на разные
способы и формы запоминания.
Эту таблицу можно использовать
на уроках математики во 2-ом классе.
Я хочу продолжить свои
исследования и составить полную
таблицу умножения в помощь себе,
ребятам, взрослым и учителям.
Список литературы.
1. А.М. Захарова, Т.И. Фещенко «Математика -2.
умножение и деление», Харьков, Пеленг, 1994г.
2. Интернет
3. М.М. Лиман, «Школьникам о математике и
математиках», Просвещение, Москва, 1980г.
4. Т. Майсак, «Магия чисел», Слово, Москва,1999г.
5. Я.И.Перельман, « Занимательная арифметика»,
Триада-Литера, Москва,1994
6. А.Усачев, «Таблица умножения в стихах», Астрель,
Москва, 2002г.