kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-исследовательская работа "Определение основных причин нарушения осанки у школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема нарушений осанки является одной из наиболее распространенных и сложных. По данным специалистов, распространенность нарушений осанки среди детей, подростков и молодежи достигает 80-90%. В первую очередь, это связанно со снижением уровня двигательной активности и изменениями образа жизни современного человека, обусловленными научно-техническим прогрессом [6].

Как известно, осанка формируется в процессе роста организма в зависимости от условий быта, учебной и трудовой деятельности, занятий физическими упражнениями и может изменяться на протяжении всей жизни человека. Нам стало интересно, как в нашем классе обстоят дела с сохранением осанки. Какие причины вызывают нарушение осанки у учащихся нашего класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«нарушения осанки»

Комитет по вопросам образования Администрации города Березники

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №28



Школьная межпредметная научно-практическая конференция



Направление: образ жизни и здоровье человека







Учебно-исследовательская работа

Определение основных причин нарушения осанки у школьников


Автор: Чернигина Мария,

ученица 3 «В» класса, МАОУ СОШ № 28

Руководители:

Мусихина Елена Павловна,

педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД СЮН,

Курдюк Надежда Георгиевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 28








г. Березники, 2015 г.

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Краткий обзор литературы 4

1.1. Почему важно изучать данную проблему 4

1.2. Причины нарушения осанки 5

1.3. Правила сохранения осанки 6

Глава 2. Методика исследования. 8

2.1 Определение количества учащихся с нарушением осанки 8

2.2 Изучение основных размеров рабочего места 8

2.3 Определение количества учащихся, ведущих активный образ жизни 10

2.4 Определение количества ранцев, соответствующих гигиеническим требованиям 10

Анализ результатов исследования. Выводы 11

Библиографический список 14

Приложения 15

Формулы расчёта соответствия школьной мебели санитарно-гигиеническим нормам 15












Введение

Актуальность исследования

В настоящее время проблема нарушений осанки является одной из наиболее распространенных и сложных. По данным специалистов, распространенность нарушений осанки среди детей, подростков и молодежи достигает 80-90%. В первую очередь, это связанно со снижением уровня двигательной активности и изменениями образа жизни современного человека, обусловленными научно-техническим прогрессом [6].

Как известно, осанка формируется в процессе роста организма в зависимости от условий быта, учебной и трудовой деятельности, занятий физическими упражнениями и может изменяться на протяжении всей жизни человека. Нам стало интересно, как в нашем классе обстоят дела с сохранением осанки. Какие причины вызывают нарушение осанки у учащихся нашего класса.

Цель работы: определение основных причин нарушения осанки у школьников.

Задачи:

  1. Изучить специальную литературу по теме исследования.

  2. Определить количество учеников с нарушением осанки в исследуемом классе.

  3. Определить количество учеников в исследуемом классе, ведущих активный образ жизни.

  4. Определить основные размеры рабочего места в учебном классе и их соответствие антропометрическим данным учащихся.

  5. Определить соответствие параметров ранцев учащихся гигиеническим требованиям.

  6. Определить основные причины нарушения осанки у учеников в исследуемом классе.

Объект исследования: учащиеся начального класса.

Предмет исследования: нарушения осанки у учащихся начальной школы.

Была определенна последовательность работы:

    • изучить специальную литературу;

    • выбрать методику исследования;

    • провести измерения;

    • проанализировать результаты исследования;

    • сделать выводы.

Методы исследования: социологический опрос, методики проведения измерений взяты из учебного пособия для учащихся Алексеева С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. «Экологический практикум школьника» [1, С. 159 - 166].

Практическая ценность работы: по результатам исследования можно разработать рекомендации для улучшения осанки учащимся исследуемого класса.

Глава 1. Краткий обзор литературы
    1. Почему важно изучать данную проблему

У детей младшего школьного возраста скелет постепенно окостевает и происходит наращивание и укрепление мышечной массы и связок. Во время этого периода происходит интенсивное приспособление опорно-двигательной системы к новым условиям, различным нагрузкам. Детей приучают сидеть за партой в школе или дома за письменным столом, правильно держать ручку, карандаши. Образ жизни и привычки ребенка отражаются на формировании осанки и позвоночника [5].

Причём замечено, что девочки более подвержены искривлениям позвоночника в отличие от мальчиков. Мальчишки более подвижны, что и помогает им справляться с устранением искривлений и сохранять правильную осанку. Все эти проблемы возникают из-за слабости мышц и связок, нарушения соединения мышц которые удерживают позвоночник в правильном положении. С такими нарушениями осанки у детей быстро наступает усталость. Они проявляют беспокойство на уроках, т.к. у них появляется потребность в изменении положения туловища, гораздо чаще, чем у остальных [3, С. 67-71].

    1. Причины нарушения осанки

Чаще всего встречаются нарушения позвоночника такие как: сутулая спина, вялая осанка, плоская спина.

Причины нарушения осанки возникают из-за:

- слабого развития или недоразвития мускулатуры;

- мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении развиваются ассиметрично;

- как последствие перенесённой болезни (рахит), в результате которой происходит изменение формы грудной клетки (куриная грудь);

- отсутствие правильного режима у ребёнка;

- мебель, не соответствует росту школьника;

- рабочий стол плохо освещён;

- одежда неудобная - сдавливающая грудную клетку, перетягивающий талию пояс.

Самым серьёзным нарушением осанки у детей является сколиоз. И происходит он, не только из-за деформации скелета, а и из-за нарушения правильного развития мышц. При нём у ребёнка смещаются внутренние органы - лёгкие, сердце, печень [6].

Под постоянным наблюдением должны находиться дети с дефектами осанки. За соблюдением правильной позы за партой во время уроков в школе и в домашних условиях необходимо вести постоянный контроль. Таким детям на уроках физкультуры проводят корригирующую гимнастику. Система физических упражнений, которая направлена на укрепление заданных групп мышц, способствует их правильному развитию и устранению причины нарушения осанки, называется корригирующей гимнастикой. Проведение корригирующей гимнастики должно соответствовать возрастным категориям школьников. Проводится индивидуальное лечение для каждого ребёнка, имеющего сколиоз позвоночника, с учётом всех его особенностей развития. Эти упражнения включают в себя: упражнения способствующие исправлению дефектов осанки, укреплению мышц, улучшению координации движений и закрепления правильной осанки у детей школьного возраста [4].

Мышцы спины поддерживают правильную форму позвоночника, что в свою очередь обеспечивает хорошую осанку. При занятиях спортом мышцы ребёнка развиваются и становятся сильными. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не пропускал занятия физкультурой [3, С. 67-71].

    1. Правила сохранения осанки

Семь правил для сохранения правильной осанки:

1. Ребенок должен спать только на жесткой постели! Лучше всего на ортопедических матрасах и подушках.

2. Нельзя покупать ребёнку обувь «на вырост», неудобную или тесную. Из-за неправильного положения ноги может нарушиться положение позвоночника.

3. Нужно организовать ребёнку правильный режим дня.

4. Обеспечить удобное рабочее место с хорошим освещением, для занятий  ребёнка. Важным моментом является подбор мебели, нужно чтобы она подходила по росту. Для дома подходят как нельзя лучше - офисные стулья. У них регулируется высота. При работе за компьютером монитор должен находиться чуть ниже уровня глаз. Клавиатура – должна быть на высоте 70 сантиметров от пола. Руки и ноги, должны находиться под углом в 90 градусов.

5. Не надо забывать, что причины нарушения осанки заключены в недостатке движения! Рекомендуем вашему ребёнку занятия танцами, туризмом, плаванием и даже обычные регулярные прогулки будут очень полезны.

6. Детям лучше всего носить учебники в рюкзаках с широкими лямками и ортопедической (жёсткой) спинкой. Нельзя носить учебники в сумках, особенно в одной руке – это прямой путь к сколиозу.

7. При необходимости, применяйте ортопедический корсет, спинодержатель, корректоры осанки [5].



















Глава 2. Методика исследования.

2.1 Определение количества учащихся с нарушением осанки

Для определения количества учащихся с нарушением осанки воспользовались данными медицинского осмотра, взятого у школьного врача. Среди одноклассников для исследования была отобрана группа из 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков). В данную группу вошли учащиеся, у которых произошло нарушение осанки в школе, осанка нарушена и учащиеся с ненарушенной осанкой. Данные заносили в сводную таблицу 1.

Таблица 1

Количество учащихся с нарушением осанки (человек)

Учащиеся

Данные по нарушению осанки

в 1 классе

во 2 классе

1.

Ученик 1

+

+

2.

Ученик 2

-

+

3.

Ученик 3

-

+

4.

Ученик 4

+

+

5.

Ученик 5

+

-

6.

Ученица 1

+

+

7.

Ученица 2

-

+

8.

Ученица 3

-

+

9.

Ученица 4

+

+

10.

Ученица 5

-

-


2.2 Изучение основных размеров рабочего места

Оборудование и материалы: сантиметровая лента, рулетка, дневник наблюдений.

Произвели измерения антропометрических показателей в той обуви, в которой ходим в школе. Произвели измерения размеров стола и стула. Проверили, имеют ли стулья и столы в классе цветовую маркировку. При наличии маркировки проверили соответствие стола и стула вашему росту.

Данные антропометрических измерений заносили в сводную таблицу 2.

Таблица 2

Результаты антропометрических измерений (см)

Учащиеся

Измерение А

Измерение Б

Измерение В

Измерение Г

Измерение Д

1.

Ученик 1

36

41

15

20

14

2.

Ученик 2

31

27

9

16

7

3.

Ученик 3

36

37

10

19

14

4.

Ученик 4

34

35

10

15

12

5.

Ученик 5

38

37

12

16

13

6.

Ученица 1

31,5

33

10

16

10

7.

Ученица 2

32

30

8

14

12

8.

Ученица 3

38

39

10

16

12

9.

Ученица 4

34

40

11

17

12

10.

Ученица 5

34

38

10

19

12


Примечание к таблице:

  1. Измерение А. Длина голени до коленной ямки.

  2. Измерение Б. Длина бедра согнутой ноги от колена до головки бедренной кости.

  3. Измерение В. Переднезадний диаметр грудной клетки.

  4. Измерение Г. Длина предплечья и кисти (от локтя согнутой руки).

  5. Измерение Д. Расстояние от поверхности сиденья до локтя свободно опущенной руки сидящего.

Данные измерений рабочего места заносили в сводную таблицу 3.

Таблица 3

Результаты измерений рабочего места (см)

Рабочее место

Измерение а

Измерение б

Измерение в

Измерение г

Измерение д

1.

низкое

25

20

18

46

17

2.

высокое

40

24

18

46

20


Примечание к таблице:

  1. Измерение а. Высота стула от пола до сиденья.

  2. Измерение б. Глубина сиденья.

  3. Измерение в. Расстояние от спинки стула до переднего края стола.

  4. Измерение г. Ширина крышки стола одного рабочего места.

  5. Измерение Д. Расстояние по вертикали от крышки стола до сиденья стула.

2.3 Определение количества учащихся, ведущих активный образ жизни

Среди участников исследования выявили количество учащихся, ведущих активный образ жизни (занимающихся в спортивных секциях, танцами). Для этого провели опрос среди учащихся исследуемой группы.

2.4 Определение количества ранцев, соответствующих гигиеническим требованиям

У учащихся исследуемой группы проверили ранцы. Среди проверенных ранцев, определили количество ранцев с ортопедическими спинками, широкими лямками (то есть соответствующим гигиеническим требованиям).








Анализ результатов исследования. Выводы

Проанализировав данные, полученные у школьного врача, убедились в наличии проблемы нарушения осанки у школьников в исследуемом классе.

Диаграмма 1

Количество учащихся с нарушением осанки (чел)

Как видно из диаграммы 1 количество учащихся в данном классе с нарушенной осанкой за период с 1 класса по 2 класс увеличилось. Если в 1 классе таких учащихся было 71,4%, то во 2 классе их уже стало 92,8%. Как видно увеличение доли учащихся с нарушением осанки составило 11,4%. Только у одной ученицы осанка за данный период сохранилась ненарушенной.

Чтобы сделать выводы о соответствии размеров стула и стола антропометрическим данным учащихся, провели расчёты по формулам (Приложение 1). Полученные результаты расчётов сравнили с данными измерениями мебели и санитарно-гигиеническим нормам. Данные вычислений заносили в сводную таблицу 4. Как видно из таблицы размеры мебели соответствуют антропометрическим показателям учащихся и санитарно-гигиеническим нормам.




Таблица 4

Соответствие школьной мебели санитарно-гигиеническим нормам


Размер мебели

Результаты исследований

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Высота стула 40

38

33

38

36

40

33,5

34

40

36

36

2.

Глубина сиденья 24

21

18

20

20

19

18

16

21

16

17

3.

Расстояние от спинки до края стола 18

20

14

15

15

17

15

13

15

15

16

4.

Ширина крышки стола 46

44

36

42

34

36

36

32

42

36

38

5.

Расстояние от крышки стола до сиденья 20

19

12

19

17

18

15

17

17

17

17



Для выявления дополнительных причин нарушения осанки были рассмотрены ранцы, а также определено количество учащихся, ведущие активный образ жизни. Среди школьников исследуемой группы (диаграмма 2) 80% ранцев соответствуют санитарно-гигиеническим нормам (имеют жёсткую ортопедическую спинку и широкие лямки).

Диаграмма 2

Количество ранцев, которые соответствуют санитарно - гигиеническим

нормам (%)

Как видно из диаграммы 2 20% учащихся имеют сумки, которые носят через плечо. Такие сумки были обнаружены у 2 учениц. Длительное ношение таких сумок может привести к нарушению осанки.

Только 30% учащихся занимаются в спортивных секциях или занимаются танцами. В начале этого года 20% бросило заниматься танцами. Следовательно, основной причиной нарушения осанки у школьников в данном классе может быть малоподвижный образ жизни.

В данной работе были сделаны следующие основные выводы:

  1. В исследуемом нами классе за год количество детей с нарушением осанки увеличилось на 11,4%.

  2. Размеры школьной мебели соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и антропометрическим размерам учащихся.

  3. Мебель в классе имеет цветовую маркировку.

  4. У основной части учащихся ранцы имеют жёсткую спинку и широкие лямки. Такие ранцы способствуют сохранению осанки. Нарушение осанки в данном классе у девочек может вызвать ношение сумок через плечо.

  5. Основной причиной нарушения осанки у учащихся данного класса является малоподвижный образ жизни, который может привести к ослаблению мышц спины.








Библиографический список
  1. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника/ С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, Э. В. Гущина – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005, С. 159 – 166.

  2. Баранов, А. А. Здоровье российских детей / А. А. Баранов// Педагогика. — 1999. — № 8. — С. 41—44.

  3. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. – Киев, 1989.

  4. Профилактика нарушений осанки средствами гимнастики у школьников – [Режим доступа] nauka-pedagogika.com/.../dissertaciya-profilaktika-narusheniy-osank.

  5. Правильная осанка, нарушения осанки – [Режим доступа] abcdances.ru/osanka.htm.а.

  6. Осанка. Профилактик нарушений осанки – [Режим доступа] spinet.ru/public/12.php.























Приложения

Приложение 1

Формулы расчёта соответствия школьной мебели санитарно-гигиеническим нормам

  • Соответствие длины голени (А) и высоты стула (а) по формуле а= А+2.

  • Соответствие длины бедра (Б) и глубины сидения по формуле

б = от 3/4Б до 2/3Б.

  • Соответствие диаметра грудной клетки и расстояния от спинки стула до переднего края стола по формуле в = В+5.

  • Соответствие длины предплечья и кисти и ширины крышки стола по формуле г = 2Г=4.

  • Соответствие расстояния по вертикали от крышки стола до сиденья стула антропометрическим данным учащимся по формуле д=Д+5.













16



Просмотр содержимого презентации
«курдюк На»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов»  Муниципальное автономное образовательное учреждение  средняя образовательная школа №28 Определение основных причин нарушения осанки у школьников  Автор: Чернигина Мария Руководители: Мусихина Е. П., Курдюк Н. Г. г. Березники

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя образовательная школа №28

Определение основных причин нарушения осанки у школьников

Автор: Чернигина Мария

Руководители: Мусихина Е. П.,

Курдюк Н. Г.

г. Березники

Актуальность:

Актуальность:

Цель работы:  определение основных причин нарушения осанки у школьников.

Цель работы:

определение основных причин нарушения осанки у школьников.

Задачи работы: Изучить специальную литературу по теме исследования. Определить количество учеников с нарушением осанки в исследуемом классе. Определить количество учеников в исследуемом классе, ведущих активный образ жизни. Определить основные размеры рабочего места в учебном классе и их соответствие антропометрическим данным учащихся. Определить соответствие параметров ранцев учащихся гигиеническим требованиям. Определить основные причины нарушения осанки у учеников в исследуемом классе.

Задачи работы:

  • Изучить специальную литературу по теме исследования.
  • Определить количество учеников с нарушением осанки в исследуемом классе.
  • Определить количество учеников в исследуемом классе, ведущих активный образ жизни.
  • Определить основные размеры рабочего места в учебном классе и их соответствие антропометрическим данным учащихся.
  • Определить соответствие параметров ранцев учащихся гигиеническим требованиям.
  • Определить основные причины нарушения осанки у учеников в исследуемом классе.

Методы исследования:

Методы исследования:

  • социологический опрос,
  • методики проведения измерений взяты из учебного пособия для учащихся Алексеева С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. «Экологический практикум школьника».
Практическая ценность: По результатам исследования разработаны рекомендации для улучшения осанки учащимся нашего класса. Результаты исследований планируется опубликовать на сайте Станции юных натуралистов.

Практическая ценность:

По результатам исследования разработаны рекомендации для улучшения осанки учащимся нашего класса.

Результаты исследований планируется опубликовать на сайте Станции юных натуралистов.

Данные учащихся исследуемой группы: № Учащиеся 1. Данные по нарушению осанки Ученик 1 2. в 1 классе во 2 классе Ученик 2 + 3. + - Ученик 3 4. + Ученик 4 5. - 6. Ученик 5 + + + Ученица 1 7. + Ученица 2 8. + - + Ученица 3 - 9. + - Ученица 4 10. + Ученица 5 + + - -

Данные учащихся исследуемой группы:

Учащиеся

1.

Данные по нарушению осанки

Ученик 1

2.

в 1 классе

во 2 классе

Ученик 2

+

3.

+

-

Ученик 3

4.

+

Ученик 4

5.

-

6.

Ученик 5

+

+

+

Ученица 1

7.

+

Ученица 2

8.

+

-

+

Ученица 3

-

9.

+

-

Ученица 4

10.

+

Ученица 5

+

+

-

-

Ход исследования: Антропометрические измерения Измерения школьной мебели

Ход исследования:

Антропометрические измерения

Измерения школьной

мебели

Социологический опрос среди одноклассников:

Социологический опрос среди одноклассников:

Осмотр ранцев на соответствие санитарным требованиям: Не соответствует санитарным нормам Соответствует санитарным нормам

Осмотр ранцев на соответствие санитарным требованиям:

Не соответствует санитарным нормам

Соответствует санитарным нормам

Количество учащихся с нарушением осанки:

Количество учащихся с нарушением осанки:

Соответствие школьной мебели санитарным нормам: № Размер мебели согласно санитарным нормам Результаты антропометрических исследований 1. 2. 1 Высота стула (норма 40 см) Глубина сидения (норма 24 см) 2 3. 38 33 4. 21 3 Расстояние от спинки стула до края парты (норма 18 см) 18 4 Ширина крышки стола (норма 46 см) 20 38 5. 20 14 44 Расстояние от крышки стола до сидения (норма 20 см) 36 5 6 20 36 40 19 15 42 15 19 33,5 12 7 8 34 18 19 17 34 36 17 15 9 16 40 10 36 21 18 13 36 15 15 32 16 36 17 42 15 17 36 16 18 38 17 17

Соответствие школьной мебели санитарным нормам:

Размер мебели согласно санитарным нормам

Результаты антропометрических исследований

1.

2.

1

Высота стула (норма 40 см)

Глубина сидения

(норма 24 см)

2

3.

38

33

4.

21

3

Расстояние от спинки стула до края парты (норма 18 см)

18

4

Ширина крышки стола

(норма 46 см)

20

38

5.

20

14

44

Расстояние от крышки стола до сидения (норма 20 см)

36

5

6

20

36

40

19

15

42

15

19

33,5

12

7

8

34

18

19

17

34

36

17

15

9

16

40

10

36

21

18

13

36

15

15

32

16

36

17

42

15

17

36

16

18

38

17

17

Результаты обследования ранцев:

Результаты обследования ранцев:

Результаты социологического опроса:

Результаты социологического опроса:

Результаты исследования:

Результаты исследования:

  • В исследуемом нами классе за год количество детей с нарушением осанки увеличилось на 11,4%.
  • Размеры школьной мебели соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и антропометрическим размерам учащихся.
  • Мебель в классе имеет цветовую маркировку.
  • У основной части учащихся ранцы имеют жёсткую спинку и широкие лямки. Такие ранцы способствуют сохранению осанки. Нарушение осанки в данном классе у девочек может вызвать ношение сумок через плечо.
  • Основной причиной нарушения осанки у учащихся данного класса является малоподвижный образ жизни, который может привести к ослаблению мышц спины.
Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курдюк Надежда Георгиевна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260629


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства