kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Трудные времена на земле русской.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • сформировать представление о военном деле на Руси,
  • познакомить с героическими страницами истории Отечества;
  • развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и дополнительным материалом,
  • пересказывать по плану;
  • воспитывать гордость за свою Родину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мирТрудные времена на русской земле.»

Окружающий мир

4 класс


Тема урока: Трудные времена на русской земле.


Цели: Познакомить с новым историческим этапом развития Руси.

Ход урока


  1. Оргмомент.


  1. Проверка домашнего задания.


  1. Монголо-татарское нашествие.


  1. На сегодняшнем уроке мы будем говорить об исторических событиях начала 13 века. Но для этого вернёмся сначала в 11в., к правлению Ярослава Мудрого. По обычаю того времени каждый из его сыновей получил княжество и стал князем. Прочитайте наказ Ярослава Мудрого своим сыновьям: Слайд 2 «Сыновья мои, имейте любовь между собой, потому что все вы братья. И если будете жить в любви между собой, Бог будет у вас и покорит вам врагов… Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…».

Слайд 3. В 12в. внук Ярослава Мудрого князь Владимир Мономах посадил править своих сыновей в различные города и земли. Называли их младшими (удельными) князьями. Они были обязаны подчиняться Великому князю и по первому зову приводить своё войско (дружину). Самые богатые дружинники – бояре – тоже имели свои дружины. При Владимире Мономахе младшие князья подчинялись ему как отцу. В единстве русских земель была сила русского государства.


2. Спустя некоторое время. К началу 13в., младшие князья больше не подчинялись Великому князю и сами стали себя называть ВК. Один русский князь старался захватить земли другого. Русские воевали с русскими. Русь стала похожа на лоскутное одеяло. Слайд 4

- Как вы думаете, к чему это могло привести?

Этим ослаблением и воспользовались монголо-татары. Слайд 5,6. Летописец писал: «Явились народы, о которых как следует никто не знает – кто они, откуда пришли, каков язык их, какого племени, какой веры».

Слайд 7,Когда-то вблизи Китая кочевали племена татар и монголов. Они разводили лошадей и овец. Скоту нужны были пастбища, поэтому племена вынуждены были переходить с места на место. Они были неприхотливы и очень терпеливы. Питались в основном кониной и кислым кобыльим молоком – кумысом.

Объясните причину такого питания, установив последовательность следующих суждений: Слайд 7,. Их основной пищей было кобылье молоко и конина

Поэтому они не могли заниматься земледелием

То есть они переезжали с места на место

Монголо-татары вели кочевой образ жизни

Монголо-татары вели кочевой образ жизни, то есть они переезжали с места на место.

Поэтому они не могли заниматься земледелием, и их основной пищей было кобылье молоко и конина.


    1. Слайд 8, 9, 10, 11,12,.В начале 13в. племена монголов и татар объединил под своей властью хан (правитель) – умный и жестокий – Чингисхан.

Слайд 13, 14, 15, 16 Внук Чингисхана – Батый (несокрушимый) в 1237г. привёл своё войско на Русь. Он разгромил Владимиро-суздальское княжество, Рязань, Москву, Торжок, Козельск, сея кругом страх и разруху. В 1240г был взят Киев. Слайд 17,. Но на Новгород Батый не пошёл. Подумайте, почему? В помощь – схема. Слайд 17,,18

Более 200 лет была Русь под игом монголо-татар.



Слайд 19 ИТОГИ монголо-татарского нашествия

  • Сократилось население Руси.

  • Разрушено 49 (из 74)городов.

  • Гибель ремесленников привела к утрате профессий и ремесел.

  • Западная Европа была спасена от разгрома.


Слайд 20. Чем же обусловлены были успехи монголо-татарских завоевателей?,.


  • Вражда между князьями не прекращалась даже после первых поражений.

  • Отсутствие единой армии

  • Численное превосходство монголо-татар.

  • Отличная организация армии: -дисциплина; -разведка.


    1. Кто повёл монголо-татар на Русь? Слайд21

Когда начался набег?

Почему Русь покорилась монголо-татарам?

Сколько лет длилось иго?


  1. Физкультминутка.


  1. Александр Невский. Слайд 22


  1. Кроме монголо-татар с востока, на Русь с запада тоже надвигалась грозная сила – шведы и немцы – крестоносцы. Цель, по их словам, была в том, чтобы отобрать у мусульман гроб Иисуса Христа, находившегося в Иерусалиме, на земле мусульман. Но на самом деле цель была иная – захватить для себя новые владения. Крестоносцы не только захватывали русские земли, но и разрушали православные храмы.

Слайд 23 За помощью и защитой народ новгородский обратился к князю Александру. Слайд 24, 25


  1. Что же произошло, давайте установим, расположив части текста в правильной последовательности: Слайд 26.

Летом 1240г. Шведский отряд на 100 кораблях вошёл в устье реки Невы.

«Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже на земле твоей».

Шведы послали гонцов в Новгород, где в это время княжил Александр, правнук Юрия Долгорукого, сказать ему:

«Нас немного, а враг силён. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!»

Александр не стал терять время на сбор большого войска, а сказал своим дружинникам:

Утром, воспользовавшись туманом, русские войска скрытно подошли и внезапно напали на шведский лагерь.

За эту победу на рек Неве князя Александра прозвали Невским.

Благодаря смекалке, мужеству, храбрости и отваге князя, к вечеру шведы были разбиты.


Летом 1240г. Шведский отряд на 100 кораблях вошёл в устье реки Невы. Шведы послали гонцов в Новгород, где в это время княжил Александр, правнук Юрия Долгорукого, сказать ему: «Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже на земле твоей». Александр не стал терять время на сбор большого войска, а сказал своим дружинникам: «Нас немного, а враг силён. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!» Утром, воспользовавшись туманом, русские войска скрытно подошли и внезапно напали на шведский лагерь. Благодаря смекалке, мужеству, храбрости и отваге князя, к вечеру шведы были разбиты. За эту победу на рек Неве князя Александра прозвали Невским.

Однако после Невской битвы князь Александр поссорился со своевольными новгородцами и уехал в свои владения во Владимирской земле.


3. Но набеги с запада продолжались. Конное войско немецких рыцарей – крестоносцев захватили крепость Изборск и город Псков и стали продвигаться к Новгороду. Жители города с поклоном обратились за помощью к Александру Невскому. Он не отказал, и 5 апреля 1242г. на Чудском озере состоялось знаменитое Ледовое побоище. Слайд 27, 28.


4. Александр Невский – бесстрашный и мудрый воин, умный политический деятель своего времени. Он трижды ездил в Орду и своей терпеливостью, осторожностью в высказываниях, благоразумием в отношении татар, спасал Русь от их разорительных набегов. Историки считают, что во время последнего посещения Орды он был отравлен, и умер на обратном пути. Над его гробом были произнесены слова: «Закатилось солнце земли русской». Слайд 29, 30

Слайд 31. Екатериной I был учреждён орден Александра Невского

Слайд 32. Русской церковью причислен к лику святых

Слайд 33. Мощи Александра Невского хранятся в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре

Слайд 334, 35. Образ его запечатлён в картинах и памятниках.


5. Тест по Александру Невскому.


  1. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание: с 59 – 64, чтение, пересказ.



Учитель: Сазнова Татьяна Евгеньевна.









Просмотр содержимого презентации
«Нашествие с Востока, А. Невский»

Трудные времена на земле русской Сазнова Т. Е., учитель начальных классов, СОШ № 222, г. Заречный Пензенской обл.

Трудные времена

на земле русской

Сазнова Т. Е., учитель начальных классов, СОШ № 222, г. Заречный Пензенской обл.

Нашествие с Востока

Нашествие с Востока

«Сыновья мои, имейте любовь между собой, потому что все вы братья. И если будете жить в любви между собой, Бог будет у вас и покорит вам врагов… Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов своих, которые добыли её трудом  своим великим…» Ярослав Мудрый

«Сыновья мои, имейте любовь между собой,

потому что все вы братья. И если будете жить в любви между собой, Бог будет у вас и покорит вам врагов… Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах,

то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов своих, которые добыли её трудом

своим великим…»

Ярослав Мудрый

Д Д В К Б Д Д М К М К Д Б Б Б Владимир Мономах Д Д Д Б Д Б Д Б Д Д Д Д Д Д Д

Д

Д

В К

Б

Д

Д

М К

М К

Д

Б

Б

Б

Владимир

Мономах

Д

Д

Д

Б

Д

Б

Д

Б

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Русь начала XIII в. Почему монголо – татары победили русских князей?

Русь начала XIII в.

Почему монголо – татары

победили русских князей?

МОНГОЛЫ

МОНГОЛЫ

ЮРТА

ЮРТА

Кто такие монголо-татары? КОЧЕВЬЕ МОНГОЛОВ Их основной пищей было кобылье молоко и конина Поэтому они не могли  заниматься земледелием То есть они переезжали  с места на место Монголо-татары вели  кочевой образ жизни

Кто такие монголо-татары?

КОЧЕВЬЕ МОНГОЛОВ

Их основной пищей

было кобылье молоко

и конина

Поэтому они не могли

заниматься земледелием

То есть они переезжали

с места на место

Монголо-татары вели

кочевой образ жизни

Объединение монголов Чингисханом. 1206 г.

Объединение монголов Чингисханом.

1206 г.

ЧИНГИСХАН

ЧИНГИСХАН

МОНГОЛЬСКАЯ ТЯЖЁЛАЯ КОННИЦА

МОНГОЛЬСКАЯ ТЯЖЁЛАЯ КОННИЦА

ВООРУЖЕНИЕ МОНГОЛОВ

ВООРУЖЕНИЕ МОНГОЛОВ

Хан Батый

Хан Батый

Рязань 1237 г.

Рязань

1237 г.

К о з е л ь с к 25 марта 1237 г .  Монголо - татары  подошли к городу  КОЗЕЛЬСКУ. «Злой город»

К о з е л ь с к

  • 25 марта 1237 г . Монголо - татары подошли к городу КОЗЕЛЬСКУ.

«Злой город»

5 сентября 1240 г.  Войска Батыя  окружили КИЕВ.
  • 5 сентября 1240 г. Войска Батыя окружили КИЕВ.

Владимир – 3 дня

Рязань – 7 дней

Торжок – 14 дней

Новгород – ? дней -

Зимние крепкие дороги

Весенняя распутица,

слякоть

Почему Батый не пошел на Новгород?

Почему Батый не пошел на Новгород?

  • Знал, что в Новгороде профессиональная дружина.
  • Город хорошо защищен.
  • Бои могут затянуться, а это – голод, распутица.
  • Упала боеспособность войск Батыя.
ИТОГИ монголо-татарского нашествия

ИТОГИ монголо-татарского нашествия

  • Сократилось население Руси.
  • Разрушено 49 (из 74)городов.
  • Гибель ремесленников привела к утрате профессий и ремесел.
  • Западная Европа была спасена от разгрома.
Успехи монголо-татарских завоевателей Вражда между князьями не прекращалась даже после первых поражений. Численное превосходство монголо-татар.   Отсутствие единой армии Отличная организация армии:  -дисциплина;  -разведка.

Успехи монголо-татарских завоевателей

  • Вражда между князьями не прекращалась даже после первых поражений.
  • Численное превосходство монголо-татар.

  • Отсутствие единой армии
  • Отличная организация армии:

-дисциплина;

-разведка.

Кто повёл монголо-татар на Русь?  Кто повёл монголо-татар на Русь? 2 . Когда начался набег? 2 . Когда начался набег?
  • Кто повёл монголо-татар на Русь?
  • Кто повёл монголо-татар на Русь?

2 . Когда начался набег?

  • 2 . Когда начался набег?

3. Почему Русь покорилась монголо- татарам?

4. Сколько лет длилось иго?

Летом 1240г. Шведский отряд на 100 кораблях вошёл в устье реки Невы. «Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже на земле твоей». Шведы послали гонцов в Новгород, где в это время княжил Александр, правнук Юрия Долгорукого, сказать ему: «Нас немного, а враг силён. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!» Александр не стал терять время на сбор большого войска, а сказал своим дружинникам: Утром, воспользовавшись туманом, русские войска скрытно подошли и внезапно напали на шведский лагерь. За эту победу на рек Неве князя Александра прозвали Невским. Благодаря смекалке, мужеству, храбрости и отваге князя, к вечеру шведы были разбиты.

Летом 1240г. Шведский отряд на 100 кораблях вошёл

в устье реки Невы.

«Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже на земле твоей».

Шведы послали гонцов в Новгород, где в это время княжил Александр, правнук Юрия Долгорукого, сказать ему:

«Нас немного, а враг силён. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!»

Александр не стал терять время на сбор большого войска, а сказал своим дружинникам:

Утром, воспользовавшись туманом, русские войска скрытно подошли и внезапно напали на шведский лагерь.

За эту победу на рек Неве князя Александра прозвали Невским.

Благодаря смекалке, мужеству, храбрости и отваге князя, к вечеру шведы были разбиты.

Екатерина I –  орден Александра Невского

Екатерина I

орден Александра Невского

Русской церковью  причислен к лику святых

Русской церковью

причислен

к лику святых

Мощи Александра Невского хранятся В Санкт-Петербурге,  в Александро-Невской лавре

Мощи

Александра Невского хранятся

В Санкт-Петербурге,

в Александро-Невской лавре

Александр Невский

Тест. Ф.И._____________________

_____________________

1.Кем был Александр Невский?

а) Царем б) Великим князем

в) Императором

2.Отчество Александра Невского

а) Владимирович

б) Ярополкович

в) Ярославович

3.Что сделала русская православная церковь?

а) Предала анафеме

б) Причислила к лику святых в) ничего

4.Где состоялось Ледовое побоище?

а) На Ладожском озере

б) На Чудском озере

в) На озере Ильмень

5.Перед какой битвой Александр Невский приказал своим воинам снять железные доспехи?

а) Перед битвой в устье Ижоры (на Неве)

б) Перед ледовым побоищем

Александр Невский – имя нации.

Тест. Ф.И.___________________________________

1.Кем был Александр Невский?

а) Царем б) Великим князем

в) Императором

2.Отчество Александра Невского

а) Владимирович

б) Ярополкович

в) Ярославович

3.Что сделала русская православная церковь?

а) Предала анафеме

б) Причислила к лику святых в) ничего

4.Где состоялось Ледовое побоище?

а) На Ладожском озере

б) На Чудском озере

в) На озере Ильмень

5.Перед какой битвой Александр Невский приказал своим воинам снять железные доспехи?

а) Перед битвой в устье Ижоры (на Неве)

б) Перед ледовым побоищем

6.С кем сражалось войско Александра Невского на Чудском озере?

а) С немцами б) Со шведами в) С Ордой

7.В каком городе есть станция метро «Площадь Александра Невского»?

а) В Санкт-Петербурге

б) В Москве в) В Киеве

8.Где хранятся мощи Александра Невского?

а) В Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре

б) В Москве, в Храме Христа Спасителя

в) Во Владимире, в Рождественском монастыре

9.За какие заслуги, согласно легенде, был прозван «Невским»?

а) За заслуги перед г. Санкт-Петербург

б) За победу в Ледовом побоище

в) За победу над шведами на Неве, в устье Ижоры

10.Кем был учрежден первый орден Александра Невского?

а ) Екатериной I б) Николаем II в) Иваном IV

11. В каком веке жил Александр Невский?

а ) XII б) XIII в) XIV

6.С кем сражалось войско Александра Невского на Чудском озере?

а) С немцами б) Со шведами в) С Ордой

7.В каком городе есть станция метро «Площадь Александра Невского»?

а) В Санкт-Петербурге

б) В Москве в) В Киеве

8.Где хранятся мощи Александра Невского?

а) В Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре

б) В Москве, в Храме Христа Спасителя

в) Во Владимире, в Рождественском монастыре

9.За какие заслуги, согласно легенде, был прозван «Невским»?

а) За заслуги перед г. Санкт-Петербург

б) За победу в Ледовом побоище

в) За победу над шведами на Неве, в устье Ижоры

10.Кем был учрежден первый орден Александра Невского?

а ) Екатериной I б) Николаем II в) Иваном IV

11. В каком веке жил Александр Невский?

а ) XII б) XIII в) XIV

4

Домашнее задание: С. 59 – 64, чтение, пересказ.

Домашнее задание:

С. 59 – 64, чтение, пересказ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Трудные времена на земле русской.

Автор: Сазнова Татьяна Евгеньевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104348

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Трудные времена на русской земле. Отпор крестоносцам "
    ["seo_title"] => string(58) "trudnyie-vriemiena-na-russkoi-ziemlie-otpor-kriestonostsam"
    ["file_id"] => string(6) "111006"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406896060"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Презентация к уроку " Трудные времена на русской земле. Отпор крестоносцам "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-k-uroku-trudnyie-vriemiena-na-russkoi-ziemlie-otpor-kriestonostsam"
    ["file_id"] => string(6) "111008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406897162"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект и презентация  урока окружающего мира по теме "Трудные времена на русской земле" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-trudnyie-vriemiena-na-russkoi-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "167998"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423156993"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Трудные времена на Русской земле"
    ["seo_title"] => string(32) "trudnye_vremena_na_russkoi_zemle"
    ["file_id"] => string(6) "489197"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544086313"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Откуда пошла земля русская. "
    ["seo_title"] => string(30) "otkuda-poshla-ziemlia-russkaia"
    ["file_id"] => string(6) "111941"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408091229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства