Скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Однако часто ребенок владеет синтетическим способом чтения, т.е. читает целым словом, но все равно читает медленно. Почему это происходит?
Причины:
Природный темп деятельности;
регрессии;
отсутствие антиципации;
артикуляция;
малое поле зрения;
уровень организации внимания;
уровень развития памяти.
Природный темп деятельности;
Темп деятельности- это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Темп является врожденным. Он определяет насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи, читает.
Упражнения:
Многократное прочтение.
Молния.
Буксир.
Регрессии.
Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
Причины :
Сила привычки.
Кажущиеся трудности текста.
Отсутствие внимания.
Упражнение « Чтение с окошечком»
Антиципация.
( предвосхищение, смысловая догадка)
При чтении многие слова, не дочитываются до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию.
Упражнения :
Тексты с пропущенными буквами в окончаниях
Текст, в котором пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими.
Короткие тексты, в которых пропущены
целые слова.
Тексты с ошибками в содержании
или несуразицами.
Артикуляция.
Артикуляционный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.
Для работы над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом.
Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
Чтение чистоговорок.
Чтение скороговорок.
Чтение скороговорок в темпе.
Малое поле зрения.
Периферическое зрение – при движении взгляда по строчкам текста, наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии видится неясно, а то и вовсе лежит вне зоны видимости.
Упражнения :
Игра «Что вокруг»
Числовые и буквенные пирамиды
Цифровые таблицы и таблицы с буквами
Уровень организации внимания.
Роль внимания при чтении велика. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность работы. Это умение предполагает некоторое волевое усилие.
Для устранения недостатков ведем работу в двух направлениях :
Использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания : объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение ;
Использовать упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.
Память.
Типы памяти : зрительный, слуховой, моторный и смешанный.
Для тренировки памяти использовать упражнения, в которых запись информации заключается в ее переводе в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей является обучение ребенка преобразованию информации в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление ( визуализация) какой- либо идеи состоит в мысленном создании картины – иллюстрации.
Развитие речи.
Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют недостатки в развитии устной речи. Это дети, у которых наблюдались сложности (отклонения) в процессе самого речевого развития ( поздно начали говорить, долго не выговаривали большое количество звуков, само произношение носило нечеткий, смазанный характер, речь отличалась скудностью и бедностью речевых конструкций и т.д.).
Совет : сочетать работу над развитием грамматического строя речи с работой по развитию словарного запаса.
Для этого использовать упражнения для развития фонематического слуха и развития
грамматических навыков.
Спасибо
за внимание.
Успехов в работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.»
Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.
ГКОУ СО «Березовская школа»
Учитель начальных классов Веретенникова Л.Б.
Проблема.
Скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Однако часто ребенок владеет синтетическим способом чтения, т.е. читает целым словом, но все равно читает медленно. Почему это происходит?
Причины, тормозящие скорость чтения:
Природный темп деятельности;
регрессии;
отсутствие антиципации;
артикуляция;
малое поле зрения;
уровень организации внимания;
уровень развития памяти.
Природный темп деятельности.
Темп деятельности- это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание , восприятие, мышление, воображение. Темп является врожденным. Он определяет насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи, читает.
Упражнения:
Многократное прочтение.
Молния.
Буксир.
Регрессии.
Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
Причины :
Сила привычки.
Кажущиеся трудности текста.
Отсутствие внимания.
Упражнение « Чтение с окошечком»
Антиципация. ( предвосхищение, смысловая догадка)
При чтении многие слова, не дочитываются до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию.
Упражнения :
Тексты с пропущенными буквами в окончаниях
Текст , в котором пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими.
Короткие тексты, в которых пропущены
целые слова.
Тексты с ошибками в содержании
или несуразицами.
Артикуляция.
Артикуляционный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.
Для работы над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом.
Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
Чтение чистоговорок.
Чтение скороговорок.
Чтение скороговорок в темпе.
Малое поле зрения.
Периферическое зрение – при движении взгляда по строчкам текста, наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне ясного видения. Все , что лежит за пределами этой зоны, на периферии видится неясно, а то и вовсе лежит вне зоны видимости.
Упражнения :
Игра «Что вокруг»
Числовые и буквенные пирамиды
Цифровые таблицы и таблицы
с буквами
Уровень организации внимания.
Роль внимания при чтении велика. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность работы. Это умение предполагает некоторое волевое усилие.
Для устранения недостатков ведем работу в двух направлениях :
Использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания : объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение ;
Использовать упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.
Память.
Типы памяти : зрительный, слуховой, моторный и смешанный.
Для тренировки памяти использовать упражнения, в которых запись информации заключается в ее переводе в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей является обучение ребенка преобразованию информации в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление ( визуализация) какой- либо идеи состоит в мысленном создании картины – иллюстрации.
Развитие речи.
Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют недостатки в развитии устной речи. Это дети , у которых наблюдались сложности (отклонения) в процессе самого речевого развития ( поздно начали говорить, долго не выговаривали большое количество звуков, само произношение носило нечеткий, смазанный характер, речь отличалась скудностью и бедностью речевых конструкций и т.д.).
Совет : сочетать работу над развитием грамматического строя речи с работой по развитию словарного запаса.
Для этого использовать упражнения для развития фонематического слуха и развития