kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Спецкурс "Уроки Победы" Правда о причинах Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правда о причинах Второй мировой и Великой Отечественной войн.

«Когда это будет,  не знаю,

                                                                           В краю белоногих берёз

                                                                           Победу девятого мая

                                                                           Отпразднуют люди без слёз».

                                                                                                             С. Орлов.

Цель:

формирование у школьников уважительного отношения к отечественной истории;  чувства ответственности за сохранение исторической памяти;

расширение и углубление знаний об истории Великой Отечественной войны, сохранение и укрепление памяти о ней;  содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности.

Задачи:

способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества; 

способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание;

Оборудование: детские рисунки, георгиевская ленточка, проектор, портреты героев Вов.

  Ход урока:

Мы пришли в этот день,

Что победным зовут,

Прошагав через многие беды.

Через горе и смерть,

Через воинский труд,

Приближая минуту победы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс "Уроки Победы" Правда о причинах Второй мировой и Великой Отечественной войн.»

Правда о причинах Второй мировой и Великой Отечественной войн.



«Когда это будет, не знаю,

В краю белоногих берёз

Победу девятого мая

Отпразднуют люди без слёз».

С. Орлов.

Цель:

формирование у школьников уважительного отношения к отечественной истории; чувства ответственности за сохранение исторической памяти;

расширение и углубление знаний об истории Великой Отечественной войны, сохранение и укрепление памяти о ней; содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности.

Задачи:

способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества;

способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание;

Оборудование: детские рисунки, георгиевская ленточка, проектор, портреты героев Вов.

Ход урока:

Мы пришли в этот день,

Что победным зовут,

Прошагав через многие беды.

Через горе и смерть,

Через воинский труд,

Приближая минуту победы.

Война нанесла тяжелые раны советским людям. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы ни пришло горе, - кто потерял сестру или брата, кто сына или дочь, кто отца или мать, кто друга.Победа досталась нам очень дорого, ценой человеческой жизни. Поэтому об этом должны знать самые маленькие граждане нашей страны. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно. Вы должны расти и мужать, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую мирную жизнь.

- Дети, кто знает, когда началась Великая Отечественная война?

- Сколько лет длилась эта битва? В каком году закончилась?

- Как вы думаете, почему войну назвали Великая Отечественная?

- Сколько лет в этом году будет со дня окончания войны?



Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!



Видела вся планета

В тучах огня и дыма –

Слава твоя бессмертна

Воля несокрушима.

Сила твоя стальная

Двигалась, как лавина,

По берегам Дуная, по площадям Берлина.

Мы на огне горели, мы по сугробам спали.

Многие постарели, многие - в поле пали.

Многое нынче память восстановить не может.

Новый день наступает – старый со славой прожит…



- Ребята, в годы войны: за Родину, за наше счастливое детство сложили свои головы свыше 25 млн. человек. 22 июня ровно в 4 часа , Киев бомбили, нам объявили, что началась война…Сразу после объявлении по радио о нападении фашистов в военкомат стали поступать заявления от мужчин, женщин, подростков, чтобы их отправили на фронт.

Я снова на поле, где жизни ломались,

Где юного миг превращал в старика,

Где люди с горящей землёй обнимались

И уходили в неё на века…

Запомни, живущий, кровавое место.

С названием милым, родным – Поныри,

Дугой оно Огненной миру известно.

Где бились за Родину богатыри.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Начало Великой Отечественной войны». Тема сложная и страшная. 22 июня 1941 г. фашистская Германия и ее союзники без объявления войны напали на Советский Союз. Началась самая страшная война в нашей истории, война, которая унесла жизни почти 30 миллионов человек, война, победой в которой мы гордимся. Эти четыре года – самая страшная страница в нашей истории. На Советский Союз напало несколько стран. Войну нам объявили Германия, Финляндия, Венгрия, Румыния. До сих пор в исторической литературе не умолкают споры о том, как правильно называть фашистскую Германию. Официальное название правившей в Германии партии – национал-социалистическая немецкая рабочая партия. В годы войны и после войны всех врагов СССР называли фашистами и очень часто мы говорим «немцы», имея в виду, что основную ударную силу тех армий, которые вторглись на территорию Советского Союза составляли немцы.

План Барбаросса

Еще в декабре 1940 г. немецким командованием был принят план Барбаросса – план войны с Советским Союзом. Давайте обратимся к карте. Светлым цветом обозначены территории СССР, темным цветом – земли, захваченные Германией, фиолетовым – союзники Германии (см. Рис. 1, 2). 

Рис. 1. Граница между СССР и Германией и ее союзниками

Рис. 2. Территории СССР, земли, захваченные Германией и союзниками Германии

По плану Барбаросса фашисты разделили свои силы на три мощных кулака: группа армии Север должна была через Прибалтику дойти до Ленинграда и захватить его и северные территории вместе с финнами; группа армии Центр через Белоруссию, через Смоленск на Москву должна была нанести главный решающий удар; группа армии Юг вместе с румынскими, венгерскими войсками должна была через Молдавию захватить побережье Черного моря и далее Кавказ, с его нефтяными месторождениями и т. д. (см. Рис. 3). 

Рис. 3. План Барбаросса

Конечной целью плана была линия Архангельск-Волга-Астрахань. Немцы хотели дойти до этой линии и закрепиться там (см. Рис. 4).

Рис. 4. Линия Архангельск-Волга-Астрахань

Война по плану Барбаросса должна была продолжаться два-три месяца. Это был план молниеносной войны, блицкриг.

Фронты советской армии

Четкой оборонительной доктрины у СССР не было. Советской Союз предполагал, что перейдет в наступление и сможет достаточно быстро разгромить врага на чужой территории. Советские силы в начале войны были сконцентрированы на пяти основных фронтах: Северный фронт против Финляндии; Северо-Западный фронт, им командовал Ф.И. Кузнецов, который прикрывал Прибалтику и Ленинград; Западный фронт, командующий Д.Г. Павлов, прикрывающий Белоруссию, Москву, центральные части России; Юго-Западный фронт, которым командовал М.П. Кирпонос, прикрывал Украину; Южный фронт, которым командовал И.В. Тюленев, прикрывал Молдавию и побережье Черного моря (см. Рис. 5).

Рис. 5. Фронты войны

Война началась неожиданно для Советского Союза. Уже через несколько недель немцам удалось захватить почти всю Прибалтику, кроме портовых городов Рига, Таллин. Немцам удалось захватить почти всю Белоруссию, большую часть Украины и практически всю Молдавию (см. Рис. 6).

Рис. 6. Захваченные немцами земли в первые недели войны

Война – это не только столкновение армий, война – это столкновение экономик, столкновение политических систем, режимов, война – это столкновение идеологий. В идеологическом плане свои потери всегда преуменьшаются, потери противника преувеличиваются. В разной литературе вы сможете найти разные числа, которые характеризуют состояние советской армии перед войной и, соответственно, состояние немецкой армии. Более-менее понятно, что у противника было порядка пяти миллионов человек живой силы, около пяти тысяч танков, самолетов, до четырех десятков тысяч орудий, минометов, прочей техники. С численностью советских войск возникали проблемы у историков, но, в общем, большинство из них сходится в том, что количественно в начале войны наша армия уступала немецкой. Дивизии были не до конца укомплектованы. Большие споры всегда вызывало количество советских танков и самолетов, на границе должно было находиться до десяти тысяч самолетов, но сколько из них реально могли подняться в воздух, неизвестно. Такая же ситуация была и с танками. Их, видимо, было больше пяти тысяч, но сколько из них было в боеспособном состоянии – это большой вопрос. Так или иначе, первые дни войны ошарашили советское руководство и весь советский народ.

Начало войны

22 июня, в 4 утра, после налетов гитлеровской авиации на такие крупные города, как Киев, Минск, Вильнюс, Таллин, Кишинев, стало понятно, что началась страшная война. Немецкая армия перешла в наступление. Фашистские солдаты достаточно быстро продвигались по нашей территории. 22 июня советскому народу о начале война сообщил по радио В.М. Молотов, не Сталин. Сталин со своей речью выступит позже, 3 июля 1941 г. (см. Рис. 7).

Рис. 7. Выступление И.В. Сталина по радио (3 июля 1941 г.)

С первых дней войны наша страна начала перестраиваться. 24 июня был создан Совет по эвакуации. Через несколько дней после начала войны промышленные предприятия перешли в режим военного времени. По всей территории страны было объявлено военное положение. Мобилизованы рабочие для работы на военных заводах. 23 июня 1941 г. сформирована Ставка Верховного Главнокомандования, Главнокомандующим нашей армии стал И.В. Сталин. От правительства, от Совета народных комиссаров 30 июня власть перешла в руки нового исполнительного органа – Государственного комитета обороны (см. Рис. 8). 

 Государственный комитет обороны

С первых часов войны фашисты поняли, что война на территории Советского Союза приобретает другой характер. Несмотря на первоначальные успехи и достаточно большие победы, один из фашистских командиров через несколько дней сделал в своем дневнике запись: «Мы не можем позволить себе тех вольностей на Востоке, которые могли позволить себе на Западе». Дело в том, что Франция была разгромлена за 40 дней, Польша – за 17 дней, меньше чем за 10 дней – Бельгия и Голландия. С первых же дней войны с Советским Союзом стало ясно, что это другая война. Гитлер в своих приказах фактически заявлял и приказывал вести войну на истребление, на истребление советского народа. С первых дней войны советский народ начал сопротивление, начались подвиги советских солдат, защищавших свою родину. Все знают про Брестскую крепость, про то, как несколько месяцев героически защищались солдаты, оставшиеся в окружении, как один из последних солдат написал: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина» (см. Рис. 9, 10). 

Рис. 9. Брестская крепость

Рис. 10. Надпись на стене Брестской крепости

Многие слышали фамилию Н.Ф. Гастелло, легендарного летчика, который направил горящий самолет на колонну фашистской техники. Это все было в первые дни Великой Отечественной войны. На второй-третий день была написана самая великая песня военного жанра «Вставай, страна огромная». С этой песней советские солдаты шли в бой. Но, несмотря на героизм советских солдат и на то, что Советский Союз очень серьезно готовился к войне с 1939 г., к началу сентября 1941 г. на фронтах сложилась катастрофическая ситуация.

Сентябрь 1941 г.

В начале сентября в блокаде оказался Ленинград: с севера – финскими войсками, с запада – германскими. Началась 900-дневная блокада (см. Рис. 11, 12).

Рис. 11. План наступления на Ленинград

Рис. 12. Начало блокады. Ленинград, 1941 г

Через две недели был разгромлен советский Западный фронт. Командующий, генерал Д.Г. Павлов, был осужден и расстрелян. Вместе с ним были расстреляны несколько его сослуживцев.

Буквально в начале июля враг оказался в районе Смоленска. Здесь почти два месяца шла Смоленская битва, первое сражение, которое можно назвать удачным. Врага удалось приостановить почти на два месяца. Но к началу сентября Смоленск был взят и враг оказался в 300 км от Москвы.

На Юго-Западном фронте в начале сентября гигантская группировка советских войск была окружена в районе Киева. Погиб генерал М.П. Кирпонос. Фактически Юго-Западный фронт перестал существовать в середине сентября 1941 г. На юге оккупированы Молдавия, враг прорвался к Одессе, побережье Черного моря, кроме Крыма, захвачено фашистами. Таким образом, за два с половиной месяца, июль-август-сентябрь, фашистам удалось захватить шесть республик: страны Прибалтики, Белоруссию, Украину, Молдавию.

Причины неудач советской армии в первые дни войны

Начнем с экономических причин. Во-первых, на фашистскую Германию работала практически вся Европа: заводы Чехии, Словакии, Венгрии, Франции. Во-вторых, фашистская техника, особенно на первом этапе Великой Отечественной войны, который продолжался до конца 1942 г., была качественнее, чем советская. Кроме этого, у Германии было превосходство в средствах связи, в транспортных средствах. У немцев была мотопехота (см. Рис. 13).

Рис. 13. Немецкая мотопехота

В военном плане немецкие войска имели победный опыт. За два года Германия не проиграла практически ничего. Франция, Польша были разгромлены очень быстро. Немецкие генералы и солдаты были психологически уверены в победе, в своем превосходстве. Этой уверенности не хватало советским солдатам и командирам. Отсюда возникла паника, которая охватила Д.Г. Павлова, неуверенность Ф.И. Кузнецова, М.П. Кирпоноса и прочих командующих фронтами в начале войны. Кроме этого, в первые дни-недели было непонятно, что будет дальше. Советские войска подчас сдавались в плен массово. По немецким данным, почти миллион человек сдалось в плен в первые месяцы войны. Некоторые преувеличения с немецкой стороны, конечно, есть, но тем не менее налицо огромное число погибших, огромное число сдавшихся. Тактическое превосходство в первые месяцы войны было на стороне фашистов.

Поражения были бы невозможны без ряда политических ошибок, которые допустило советское руководство и во время подготовки к войне и в начале войны. Эти политические ошибки были связаны с военной разведкой, приказами и т. д. Во-первых, советское руководство не ожидало, что фашисты начнут войну в июне 1941 г. До последнего И.В. Сталин и руководство коммунистической партии думало, что все-таки немцы блефуют и провоцируют нас. Хотя советская разведка, Р.А. Зорге, неоднократно докладывала, что война будет 22 июня 1941 г. Донесений было очень много. Ф.В. Шуленбург, германский посол, сделал шокирующее заявление о том, что 22 июня начнется война против Советского Союза. По отдельности, каждое из этих заявлений вызывало глубокие сомнения, но не предпринять никаких шагов, не объявить мобилизацию, не сделать практически ничего в последние дни, часы перед войной было большой ошибкой. Советский Союз не готовился к войне в июне, т. к. немцы не покупали в Европе и не производили теплую одежду и мы не ожидали, что немцы придут воевать в Россию без нее.

Старая граница, не включавшая Западную Украину и Прибалтику, была фактически разрушена. Новая граница не была построена. Наша доктрина предполагала, что, если враг нападет, мы его быстро разобьем и дальше погоним на чужую территорию. Советский Союз не готов был обороняться. В первые дни войскам была дана команда отразить врага и перейти в наступление.

Предвоенные репрессии очень сильно повлияли на кадровый состав армии, на офицеров, на моральный дух солдат. До 60 процентов командного состава было репрессировано. Массовость репрессий сыграла плохую роль в состоянии нашей армии.

Были еще причины поражения в первые месяцы войны, очень важные. В первый день на аэродромах из-за внезапности немцам удалось разгромить почти полторы тысячи советских самолетов. В первые же дни нацистам удалось захватить те склады, которые создавались для советской армии. В первые дни немцы получили моральное подтверждение своего превосходства, и дальше им какое-то время было легко наступать.

Подведем итоги. Крайне неудачно для нас началась Великая Отечественная война. Огромные потери: потери территорий, потери людей. Огромное количество советских людей осталось жить на захваченных врагом территориях. Тем не менее Советский Союз перестраивается, Советский Союз готовится переломить неудачное начало Великой Отечественной войны. Совсем скоро состоится битва, в которой врагу суждено будет потерпеть первое во Второй мировой войне поражение.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Спецкурс "Уроки Победы" Правда о причинах Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Автор: Горбань Ольга Фёдоровна

Дата: 26.01.2020

Номер свидетельства: 537394


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства