kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: Современные научно – методические концепции развития речи младших школьников. От чего зависит успешность формирования у первоклассников механизма чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивая речь ребёнка, мы развиваем и       его интеллект.

 Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«: Современные научно – методические концепции развития речи младших школьников. От чего зависит успешность формирования у первоклассников механизма чтения.»

Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.

Для ребёнка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. Сюда мы отнесем усвоение литературного языка, подчинённого норме, умение отличать литературный, "правильный", от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов.

. В начальном обучении закладываются основы знаний, умений и навыков; младших школьников с самых первых дней пребывания в школе должны учить понимать образное содержание произведения, приобщать к искусству слова

Но настораживает то, что в последнее время учителя начальных классов довольно часто жалуются на то, что дети на уроке не хотят говорить, они не знают, как это сделать правильно, а на уроке им не даётся речевой материал. В этом случае дети никогда не заговорят. А недоразвитие речи - это сигнал о недостаточном развитии мышления, т.к. развитие речи неразрывно связано с развитием мышления, это взаимообусловленный процесс.

С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения". Расширяется сфера и содержание общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний [8, с.64].

"Высказывания младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь",

"Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще",

Но особое место в этом процессе занимает усвоение речи детьми в 6-10 летнем возрасте, когда у ребёнка появляется интерес к живому слову, когда он хочет говорить и говорить много и охотно, когда у него пробуждается потребность говорить правильно, когда он легко усваивает новые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении

Особенно большое значение для методики развития речи имеет интенсивно разрабатываемая в последнее время психология словесного общения, которую интересует, как именно в психологическом смысле происходит "процесс установления и поддержания целенаправленного. контакта между людьми", как именно происходит "процесс решения коммуникативной задачи", какие именно причины (мотивы) обусловливают высказывание, какие психологические факторы "ведут к тому, что данный человек говорит именно то, что он говорит, и именно так, как он говорит

Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций.

Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас - это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая школьнику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке.

у многих первоклассников навык чтения формируется с трудом. Формирование механизма первоначального чтения первоклассников в 2 условиях внедрения ФГОС будет успешным, если учитель выбирает эффективные приемы обучения первоклассников первоначальному чтению (в том числе игровые). Данная система приемов обучения чтению может применяться в деятельности учителя начальной школы. Рассмотрев основные положения ФГОС НОО, мы сделали следующие выводы: 1) в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает учет возрастных особенностей каждого обучающегося; 2) стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся: личностным, метапредметным и предметным. Предметные результаты должны отражать: 1) осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении; 2) понимание роли чтения, использование разных видов чтения; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

. Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют: 1) зрительный, 2) речедвигательный, 3) речеслуховой, 4) смысловой. Под «навыком чтения» понимается автоматизированное умение по 3 озвучиванию напечатанного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. Он складывается из двух сторон: 1) смысловой и 2) технической. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержание каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста и смысла этих частей; 4) основного смысла всего содержания текста. Техническая сторона чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения, которые влияют на весь процесс чтения. В современной методике принято характеризовать полноценный навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Правильность чтения – это чтение без искажения. Беглость – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Сознательность чтения - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность чтения - способность средствами речи передать слушателям свое отношение к идее произведения. Проведенные психологами исследования показывают, что обучение в первом классе не всегда соответствует возрастным особенностям детей. Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяются целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим 4 особенностям и возможностям первоклассников. Обучение первоклассников должно строиться с учетом особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни. Структура урока в первом классе должна быть «дробной», недопустимо строить весь урок на одном виде деятельности, необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке, в том числе игру. Мощным стимулом обучения чтению является игра. Она расширяет кругозор детей, способствует развитию правильного, осознанного беглого, выразительного чтения; способствует совершенствованию способа чтения от плавного слогового к чтению целыми словами. Кроме того, игра развивает восприятие, внимание, память, мышление, стимулирует интерес к чтению.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Закалина Елизавета Николаевна

Дата: 25.08.2017

Номер свидетельства: 426250


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства