kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Современные средства контроля успеваемости обучающихся в начальной школе в свете ФГОС »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Современные средства контроля успеваемости обучающихся в начальной школе в свете ФГОС » »

« Современные средства контроля успеваемости обучающихся в начальной школе (в свете ФГОС) » Учитель начальных классов Чернова Т.Э.

« Современные средства контроля успеваемости обучающихся в начальной школе (в свете ФГОС) »

Учитель начальных классов Чернова Т.Э.

Модели оценочной деятельности: ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА: учитель, ученик, ОУ и родители ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА: государственные службы 2 слайд. В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах. В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания. аттестация: выпускник мониторинг: система образования

Модели оценочной деятельности:

ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА:

учитель, ученик,

ОУ и родители

ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА:

государственные

службы

2 слайд.

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания.

аттестация:

выпускник

мониторинг:

система

образования

Три вида оценивания :  стартовая диагностика; текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;  итоговое оценивание.

Три вида оценивания :

  • стартовая диагностика;
  • текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
  • итоговое оценивание.

Формы контроля и учета достижений:  ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ - устный опрос  - письменная самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания  - графическая работа  В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся. - доклад  - изложение - творческая работа

Формы контроля и учета достижений:

ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- диктанты

- контрольное списывание

- тестовые задания

- графическая работа

В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

- доклад

- изложение

- творческая работа

Формы контроля и учета достижений:  ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ  - диагностическая контрольная работа  - диктанты  - изложение  Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника. - контроль техники чтения

Формы контроля и учета достижений:

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

- диагностическая контрольная работа

- диктанты

- изложение

Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.

- контроль техники чтения

Формы контроля и учета достижений:  ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах - творческий отчет  Также учитывается и внеурочная деятельность ученика.

Формы контроля и учета достижений:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • участие в выставках, конкурсах,
  • соревнованиях

- активность в проектах и программах

- творческий отчет

Также учитывается и внеурочная деятельность ученика.

Формы и методы оценки:   Метапредметные диагностические работы Диагностика результатов личностного развития  Какие же появляются новые формы и методы оценки?  Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки. Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития.

Формы и методы оценки:

Метапредметные

диагностические

работы

Диагностика

результатов

личностного

развития

Какие же появляются новые формы и методы оценки?

Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.

Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий

Метапредметные результаты (1класс)

Регулятивные УУД 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.1

Коммуникативные УУД 1..Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Воспринимать объединяющую роль России  как государства  2. Проявлять уважение к своей семье,  ценить взаимопомощь и взаимоподдержку   3. Принимать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно относиться к собственным  переживаниям и переживаниям других . 5. Выполнять правила личной гигиены   Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику. 6. Внимательно относиться к красоте  окружающего мира  7. Адекватно воспринимать оценку учителя

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Воспринимать объединяющую роль России

как государства

2. Проявлять уважение к своей семье,

ценить взаимопомощь и взаимоподдержку

3. Принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным

переживаниям и переживаниям других .

5. Выполнять правила личной гигиены

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

6. Внимательно относиться к красоте

окружающего мира

7. Адекватно воспринимать оценку учителя

Процедура оценки. Что контролировать и оценивать?  2. Кто оценивает? 3. Как оценивать? 4. Где фиксировать результаты? .  Школой выдвигает для себя набор требований ( правил) к выставлению оценки.  Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.  Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку.  За каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением, - ставится отдельная отметка.  Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).  За каждую задачу проверочной (контрольной работы) по итогам темы отметки ставятся все ученикам. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать контрольную.  5. Когда ставить отметку?  6. По какой шкале оценивать?

Процедура оценки.

  • Что контролировать и оценивать?

2. Кто оценивает?

3. Как оценивать?

4. Где фиксировать результаты? .

Школой выдвигает для себя набор требований ( правил) к выставлению оценки.

  • Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.
  • Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку.
  • За каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением, - ставится отдельная отметка.
  • Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).
  • За каждую задачу проверочной (контрольной работы) по итогам темы отметки ставятся все ученикам. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать контрольную.

5. Когда ставить отметку?

6. По какой шкале оценивать?

Итоговая комплексная работа в системе оценочной деятельности учителя.  Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компететность ребёнка в решении разнообразных проблем.  Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Итоговая комплексная работа

в системе оценочной

деятельности учителя.

Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компететность ребёнка в решении разнообразных проблем.

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Мониторинг Результаты мониторинга могут быть использованы для установления динамики учебных достижений учащихся только в самом образовательном учреждении. По результатам мониторинга образовательные учреждения не сравниваются.
  • Мониторинг
  • Результаты мониторинга могут быть использованы для установления динамики учебных достижений учащихся только в самом образовательном учреждении.
  • По результатам мониторинга образовательные учреждения не сравниваются.
Цель проведения мониторинга –  обеспечение сопровождения введения ФГОС начального образования в образовательных учреждениях.  Исследование носит комплексный характер :

Цель проведения мониторинга –

обеспечение сопровождения введения ФГОС начального образования в образовательных учреждениях.

Исследование носит комплексный характер :

  • выполнение итоговых работ;
  • заполнение карт первоклассников;
  • анкетирование учителей, родителей учащихся начальной школы;
  • заполнение бланков «Настроение», измерение самооценки первоклассниками.
Подведение итогов

Подведение итогов

  • Анализ и интерпретация результатов
  • Выстраивание индивидуальных траекторий обучения
  • Создание условий для эффективного обучения
Основной акцент деятельности учителя

Основной акцент деятельности учителя

  • Конструирование вместе с детьми «инструментов» для освоения действий контроля и оценки в их учебной деятельности»
Оценка: - важный элемент нашего существования  - показатель качества работы и ее исполнения

Оценка:

  • - важный элемент нашего существования
  • - показатель качества работы и ее исполнения

Положительное:

Положительное:

  • Способствует формированию у учащихся оценочной самостоятельности
  • Позволяет отслеживать реальные индивидуальные достижения каждого в сравнении с его предыдущими результатами, а не природных задатков и индивидуальных способностей
  • Определять направление дальнейших действий ученика
  • Носит менее травмирующий характер
  • Не является орудием манипуляций психологического давления на ребенка со стороны учителя и родителей
  • Влияет на повышение интереса к обучению, работоспособности, активности учащихся, снижает тревожность
Обратная связь

Обратная связь

  • Безотметочная система должна быть понятной и детям и родителям
  • Должна давать необходимую содержательную информацию
Правила оценочной безопасности

Правила оценочной безопасности

  • Не скупиться на похвалу
  • Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение
  • «На ложку дегтя – бочка меда»
  • Ставить перед ребенком только конкретные цели
  • «За двумя зайцами…»
  • Формула «опять ты НЕ…» - верный путь выращивания НЕУДАЧНИКА
  • Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценкой
Три принципа оценивания навыков

Три принципа оценивания навыков

  • Отметка, как социальный инструмент манипуляции детьми отменяется, а содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована , чтобы каждое усилие ребенка было оценено отдельно
  • Оценка учителя – это, прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие КРИТЕРИИ оценки
  • Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота
Таблицы могут быть разные  Кто их заполняет  1.Учитель все делает сам 2.Учитель собирает работы на проверку, потом раздает проверенные работы ученикам, дети сами подсчитывают свои ошибки и делают запись в таблице 3.Проверка тоже может быть отдана «на откуп» ученикам

Таблицы могут быть разные

Кто их заполняет

1.Учитель все делает сам

2.Учитель собирает работы на проверку, потом раздает проверенные работы ученикам, дети сами подсчитывают свои ошибки и делают запись в таблице

3.Проверка тоже может быть отдана «на откуп» ученикам

Только ли таблицы? 1. Графики 2. Листы индивидуальных достижений 3. Тетрадь открытий 4. Портфолио ученика

Только ли таблицы?

1. Графики

2. Листы индивидуальных достижений

3. Тетрадь открытий

4. Портфолио ученика

сентябрь

октябрь

ноябрь

январь

декабрь

февраль

март

апрель

май

График .

Приведу примеры двух способов оценочной деятельности.

1 КЛАСС.

На каждом уроке за правильно выполненную работу( демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы.

Каждую неделю в «тетрадь успехов» (ученическая тетрадь) ученик вклеивает узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.

Каждый месяц, собирая тетради, учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года.

Периодически учителем, совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.

В ходе анализа можно определить:

  • На каких уроках ребёнок в большей степени активен;
  • Какой предмет ребёнку интереснее других;
  • Какова результативность учебной деятельности учащегося;
  • Каково качество усвоения отдельных тем;
  • Какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
  • Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

18

20

16

30

32

40

50

28

21

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика предлагают ввести портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решения о переводе на следующую степень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика предлагают ввести портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решения о переводе на следующую степень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

Фотография 2. 1. Моя семья.  Нарисуй портрет своей семьи  Родословное дерево  Чем я люблю заниматься                 Напиши о себе (как умеешь): Меня зовут___________________ Я родился ___ (число/месяц/год) Я живу в _________________ Мой адрес  27

Фотография

2.

1.

Моя семья.

Нарисуй портрет своей семьи

Родословное дерево

Чем я люблю заниматься

Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ___ (число/месяц/год)

Я живу в _________________

Мой адрес

27

4. 3.    Мой класс   Мои друзья Я ученик .    Мой первый учитель            Я могу делать  Я хочу научиться в этом году…  Я научусь в этом году  Я читаю.             Я ученик (Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)  - Я могу делать - Я хочу научиться в этом году… - Я научусь в этом году ( Составляется вместе с учителем на уроке) Предмет – Чему научусь – Рисунок или пример Рус. Яз. … … Математика … … Литер. Чтен. … … Окр. Мир. … …

4.

3.

  • Мой класс
  • Мои друзья

Я ученик .

  • Мой первый учитель

  • Я могу делать
  • Я хочу научиться в этом году…
  • Я научусь в этом году
  • Я читаю.

  • Я ученик

(Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)

- Я могу делать

- Я хочу научиться в этом году…

- Я научусь в этом году ( Составляется вместе с учителем на уроке)

Предмет – Чему научусь – Рисунок или пример

Рус. Яз. … …

Математика … …

Литер. Чтен. … …

Окр. Мир. … …

6. 5.  Страницы раздела «Коллектор»   Мой распорядок дня  Правила поведения в школе  Законы жизни класса  Примерный список литературы  для самостоятельного  и семейного чтения.            План – памятка Решения задачи  Памятка   «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»  Памятка    «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»  Памятка, как поступать в  стрессовых ситуациях  (пожар, опасность и пр.)  Памятка: Правила общения  Мой распорядок дня Можно оформить в виде таблицы Утро – дела – рисунок День – дела – рисунок Вечер – дела – рисунок

6.

5.

Страницы раздела «Коллектор»

  • Мой распорядок дня
  • Правила поведения в школе
  • Законы жизни класса
  • Примерный список литературы

для самостоятельного

и семейного чтения.

  • План – памятка Решения задачи
  • Памятка

«КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»

  • Памятка

«РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»

  • Памятка, как поступать в

стрессовых ситуациях

(пожар, опасность и пр.)

  • Памятка: Правила общения

  • Мой распорядок дня

Можно оформить в виде таблицы

Утро – дела – рисунок

День – дела – рисунок

Вечер – дела – рисунок

8. 7.  «Мои достижения»    Моя лучшая работа  Задание, которое мне больше  Раздел «Рабочие материалы»    всего понравилось            Я прочитал ……. книг.  Что я теперь знаю,    чего не знал раньше?  Что я теперь умею,  чего не умел раньше?  Мои цели и планы на следующий  учебный год: …………..  Чему я еще хочу научиться?  Какие книги прочитать?  Мое участие в школьных и  классных мероприятиях  Мои проекты  Продукты совместного творчества  (с родителями, одноклассниками)   Раздел «Рабочие материалы» На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

8.

7.

«Мои достижения»

  • Моя лучшая работа
  • Задание, которое мне больше

Раздел «Рабочие материалы»

всего понравилось

  • Я прочитал ……. книг.
  • Что я теперь знаю,

чего не знал раньше?

  • Что я теперь умею,

чего не умел раньше?

  • Мои цели и планы на следующий

учебный год: …………..

  • Чему я еще хочу научиться?
  • Какие книги прочитать?
  • Мое участие в школьных и

классных мероприятиях

  • Мои проекты
  • Продукты совместного творчества

(с родителями, одноклассниками)

  • Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

Уважаемые коллеги, спасибо  за внимание!

Уважаемые коллеги, спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чернова Татьяна Эдуардовна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 197071


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства