Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум "Методика проведения занятий по сказкотерапии для младших ишкольников"»
Семинар-практикум«Методика проведения занятий по сказкотерапии»
Подготовила:
воспитатель
ГКОУ РО Гуковской
школы-интерната № 12
С.Н. Набокина
Семинар-практикум«Методика проведения занятий по сказкотерапии»
Тема. Вводное занятие по сказкотерапии на основе русской народной сказки «Теремок».
Вид сказки. Русские народные сказки (художественные).
Цель. Создание безопасной среды, в которой младшие школьники получат возможность раскрыть и исследовать свою личность, выявить и развить её ресурсы.
Задачи:
- развивающая. Развитие ВПФ, творческих способностей детей младшего школьного возраста;
- коррекционная. Правильное формирование личности, направление восприятия событий в позитивный ракурс. Приучение к доброте и смелости, поддержке единомышленников и тех, кто просто находится рядом
- воспитательная. С помощью простых сюжетов и ярких, красочных образов учить младших школьников с ОВЗ простым истинам, воспитывать в них нравственные качества и свойства личности.
Предварительная работа. Выявление знаний русских народных сказок обучающимися 1-ых классов (рассматривание иллюстраций к сказкам «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят», отгадывание загадок о персонажах сказок.
1.Занятия по сказкам проходят один раз в неделю. Длительность их колеблется от 25 до 45 минут, в зависимости от желания и состояния детей. Очень важно учитывать возраст детей и их психические и физические возможности. В случае непредвиденного утомления аудитории занятие можно мягко остановить, объяснив, что "волшебная сила" иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.
2.Места для занятий должно быть достаточно много. На полу необходим ковер. Во время занятий нередко придется сидеть на полу.
3.В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы, потому что процесс "слушания" себя очень тонок и любые разговоры, стуки, хлопки легко разрушают созданную атмосферу. Поначалу ребятам тяжело сидеть смирно, неподвижно, в этот момент ведущему предстоит спокойно, терпеливо объяснять, насколько это важно научиться "слушать" себя, нужно быть мужественным и сильным.
4. В процессе занятий важно дать детям возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предложите им просто молча "послушать себя".
5.Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, все их слова, движения, импровизации являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя раскрепощенными, свободными, чтобы верили в себя и в свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.
Структура
сказкотерапевтического занятия
I этап.Ритуал «входа» в сказку
Содержание этапа : создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Коллективное упражнение .
Структура
сказкотерапевтического занятия
II этап. Повторение
Содержание этапа : актуализация опорных знаний обучающихся (знание русских народных сказок и их персонажей).
Структура
сказкотерапевтического занятия
III этап.Расширение представлений обучающихся о сказках
Содержание этапа : расширить представление ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает детям сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.
Структура
сказкотерапевтического занятия
IV этап. Закрепление
Содержание этапа : приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения.
Структура
сказкотерапевтического занятия
V этап. Интеграция
Содержание этапа : связать новый опыт обучающихся с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
Структура
сказкотерапевтического занятия
VI этап. Резюмирование
Содержание этапа : обобщить приобретенный опыт обучающихся, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт.
Структурасказкотерапевтического занятия
VII этап. Ритуал «выхода» из сказки
Цель : закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Повторение ритуала "входа" в занятие с дополнением