Отгадай зашифрованные слова.
- Вспомните, как жужжит шмель? Какой это звук?
- Как рычит собака? Произнесите звук.
- Какой это звук?
- Как шипит змея? Какой это звук?
В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят.
Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи - здесь живут ежи.
Же-же-же - дождь прошел уже.
Жо-жо-жо - лужок, снежок,
пирожок, творожок .
Назови животных, которые начинаются на
согласный звук.
Назови предметы, которые начинаются на
гласный звук.
Прочитайте фамилию автора.
Как называется произведение?
Как вы понимаете это название?
О чём это произведение?
Что изображено на иллюстрации?
Прочитайте стихотворение.
Саша Чёрный
Полночь - глубокая ночь.
Кучей угорелой - все сразу в большой суматохе.
Затеяли проказу - начали шалить.
Превесёлый — очень весёлый.
Маскарад - бал, на который приходят в масках и костюмах.
Что произошло в полночь?
Кто начал шалить?
Почему буквы «затеяли проказу»?
Почему автор назвал шалость букв «превесёлым маскарадом»?
Какой костюм надела буква «А»? буква «Б»? буква «Е»? Почему?
А какие костюмы могли бы надеть буквы «В», «Ж», «М», «К», «И»?
Узнай букву на маскараде.
Раз, два - встать пора, Три, четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь - лень отбросим.
-Кто автор следующего произведения?
-Как называется этот рассказ?
-Как вы думаете, о чём в нём
рассказывает автор?
-Найдите звуки, которые можно петь и
прочитать.
-Объясните, какие звуки нельзя пропеть?
Рассказ - небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод.
Вспомните, какие звуки называются
гласными?
Согласными?
Звонкими?
Глухими?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс. .. - змеиный слышен свист.
Шшш ... - шуршит опавший лист.
Жжж. .. - шмели в саду жужжат.
А. Шибаев «Всегда вместе».
- Что произошло, когда звуки поссорились?
- Чему учит эта сказка?
- Нужно ли спорить о том, кто важнее?
- Назовите пословицы о дружбе, о ссоре.
- Все за одного, один за всех.
Дружба и братство дороже любого богатства.
- Одна голова - хорошо, а две лучше.
- Согласие крепче каменных стен.
С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
Почему «А» поётся, а «Б» - нет?
Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что только они - способные певцы?
Чему учит рассказ Ф. Кривина?
Оцените свою работу на уроке.
Я молодец, работал
хорошо!
Я стараюсь, но у меня
не всё получается.
Я мало работаю на уроке, мне надо
работать лучше.