Роль семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личности ребенка
Роль семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личности ребенка
•Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль семьи и школы в воспитании духовно-нравственной личности ребенка»
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Подготовила:
учитель начальных классов МБОУ «СШ №8 города Макеевки»
Кмитевич Т.Н.
« Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Я.А. Коменский
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность– принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Духовно-нравственное воспитание– педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей своего народа.
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Основные ценности:
патриотизм— любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность— свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
семья— любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Здоровье — забота о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни.
труд и творчество— уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
наука— ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
человечество— мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Основные ценности:
патриотизм— любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность— свобода личная и национальная;
уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
семья— любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Здоровье — забота о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни.
труд и творчество— уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
наука— ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
человечество— мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
ПРИТЧА О ДВУХ СОСЕДЯХ
Один человек построил дом, посадил сад, развел цветы и отлично чувствовал себя в своей обители. По соседству жил бедный ленивый человек в покосившемся домике с упавшим забором и завидовал соседу. Пытаясь вывести его из себя, тот устраивал скандалы, бросал мусор во двор, а однажды, встав утром и выйдя во двор, увидел ведро с помоями на пороге. Он вылил нечистоты, вычистил до блеска ведро, наложил в него яблок и пошел к завистнику. Тот, увидев в окно идущего, обрадовался: «Наконец я его достал,» предвкушая радость ссоры. Сосед поставил яблоки на порог и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится».
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА
- Добрый, не причиняющий зла живому
- Честный и справедливый
- Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам –
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами) –
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Духовно- нравственное воспитание в моей работе включает в себя восемь основных направлений:Первое направление — диагностическое.
Цель: проведение диагностических исследований учащихся и их родителей.
Цель: формирование милосердия и толерантности; вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах; формирование культуры общения, привычки заботиться о своем внешнем виде и навыков организации повседневного быта.
Формы: беседы, классные часы, конкурс , показ коллекции «Школьная мода».
Третье направление — «Здоровье плюс…»
Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
Формы: внеклассные формы занятий (кружки, секции), спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (соревнования «Веселые старты»,турниры, соревнования)
Четвертое направление— «Новое поколение»
Цель: овладение средними школьниками знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу.
Формы: этические беседы, «уроки мужества», классные часы, посвященные знакомству с государственной символикой.
Пятое направление— «Экология»
Цель: формирование экологического сознания и экологической культуры
Формы: экологические праздники, марафоны, игры, выпуск листовок, газет, проекты(«Спасем окружающую среду», «Зеленая планета»), конкурсы.
Шестое направление— «Исток»
Цель: повышение компетентности родителей в нравственном воспитании школьников, организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения учащихся; объединение усилий учителя и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников.
Формы: психолого-педагогическое просвещение родителей, родительские собрания, тренинги, участие родителей в общешкольных мероприятиях и классных делах, совместные праздники, соревнования, конкурсы.
Седьмое направление — «Красота спасет мир»
Цель: формирование у учащихся культуры поведения и эстетического вкуса.
Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности, развитие потребности в творческом труде.
Формы: организация самообслуживания, трудовые десанты, экономические игры, уборка школьного двора.
Много проблем стоит перед современной семьёй и школой, из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека.