Просмотр содержимого документа
«Роль внеклассной работы по познанию мира в формировании экологических знаний младших школьников »
Роль внеклассной работы по познанию мира в формировании экологических знаний
младших школьников
Объект исследования:внеклассная работа способствующая повышению уровня знаний к окружающему миру.
Предмет исследования:процесс осуществления внеклассной работы для повышения экологических знаний.
Цель исследования:проанализировать роль внеклассной работы ,исследовать возможности внеклассной работы для экологических знаний.
Задачи исследования:изучение литературы, определить возможности внеклассной работы по экологическому
знанию.
Гипотеза:
Если, систематически проводить и правильно организовывать внеклассную работу, то она будет способствовать расширению учащихся углублению из знаний.
Глава 1 .Общая характеристика внелассной работы по “Окружающему миру” в начальной школе.
1.1. Роль внеклассных занятий в формировании экологических знаний.
1.2. Определение и значение внеклассной работы.
Вывод.
Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольческой работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности.
По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа по курсу «Окружающий мир» очень разнообразна:
-индивидуальная работа;
- групповая работа;
- массовые мероприятия.
Глава 2. Внеклассная работа по “Окружающему миру” в начальной школе.
2.1. Условия эффективности проведения внеклассной работы по “Окружающему миру” .
2.2. Опытно – экспериментальная работа по организации внеклассной работы .
Вывод.
Анкета
1. Что такое природа?
2. Что природа дает человеку?
3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
4. Каким образом человек разрушает природу?
5. Какие насекомые появляются весной первыми?
Результаты
констатирующего эксперимента:
Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы: почва (2%), воздух (2%), животные (20%), растения (10%), человек (10%).50% детей не смогли сформулировать свой ответ. Как видно из графика (рис.1), большинство учащихся не имеют полного представления, о том, что такое природа.
Рис.1.Что такое природа?
На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы: пищу (10%), лекарства (10%), одежду (10%), древесину (20%).60% детей не смогли сформулировать свой ответ.
Приведенные данные (рис.2) свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют пищу, лекарства, одежду, мебель.
Рис.2 Что природа дает человеку?
Рис.3.Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (30%), уничтожая зверей (10%), загрязняя воду (20%), уничтожая насекомых (10%).60% детей не дали ответа.
Приведенные данные(рис.4)свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.
На вопрос "Какие насекомые появляются весной первыми?" получены следующие ответы: пчёлы (2%), шмели (2%), бабочки (30%), божьи коровки (20%), муравьи (20%), сине-зелёные мухи (10%).
Не смогли ответить 60% детей. Как показывают результаты анкетирования (рис.5), учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.
Рис.5. Какие насекомые появляются весной первыми?
В целом, вырисовывается следующая картина: для детей экспериментальной группы на начальном этапе природа - это животные. По их мнению, природа даёт человеку древесину. Состояние окружающей среды в Тонкурушском районе дети оценивают как удовлетворительное.
Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников, послужили основой для разработки соответствующей системы внеклассных мероприятий.
Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию.
В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий, такие как создание экологических троп, в ближайшем парке, исследовательская деятельность, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий фотографирование, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных, выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное в "Красную книгу" и многие другие виды деятельности.
Результаты
контрольного эксперимента:
Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы: почва (70%), воздух (60%), животные (70%), растения (80%), человек (90%).10% детей не смогли сформулировать свой ответ.
Рис.10. Что такое природа?
На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы: пищу (60%), лекарства (70%), чистый воздух (50%), одежду (58%), древесину (40%).10% детей не смогли сформулировать свой ответ.
Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос
Что природа дает человеку?
Состояние окружающей среды Тонкурушского района дети оценивают как здоровое (20%),удовлетворительное (50%), относительно хорошее (75%), неудовлетворительное (50%). 20% детей затруднились с ответом.
Как видно из графика , у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности .
Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?
Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (30%), уничтожая зверей (60%), загрязняя воду (50%), уничтожая насекомых (85%), губя растения (20%), разоряя птичьи гнёзда (10%).10% детей не дали ответа. Приведенные данные (рис.13) свидетельствуют, что школьники узнали о влиянии человека на природу.
Каким образом человек разрушает природу?
На вопрос "Какие насекомые появляются весной первыми?" получены следующие ответы: пчёлы (45%), шмели (60%), бабочки (60%), божьи коровки (75%), муравьи (45%), сине-зелёные мухи (65%). Не смогли ответить 20% детей.
Как показывают результаты анкетирования, целенаправленные систематические фенологические наблюдения под руководством учителя способствовали расширению знаний учащихся по данному вопросу.
Какие насекомые появляются весной первыми?
Анализ результатов показал, что у детей экспериментальной группы после системной внеклассной работы по экологическому знанию и воспитанию произошли значительные позитивные изменения. Отмечено расширение и углубление интереса к животному миру, увеличилось число детей, которые считали животных самоценными живыми существами, правильно оценивали последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов.
Таким образом, системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:
-установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;
-обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы;
- создать условия для плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;
-расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;
-углубить теоретические знания в области экологии;