Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младшего школьника
Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младшего школьника
- роль проектно-исследовательской деятельности;
- каким образом происходит формирование УУД в результате проектно-исследовательской деятельности.
Актуальность темы:
- занимает одно из ведущих мест, т.к формирует компетентностный и деятельностный подходы.( на 1 месте не информированность учащихся, а умение решать проблемы);
- в большей степени формируются коммуникативные и регулятивные
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младшего школьника »
Иванова Светлана Юрьевна учитель начальных классов МАОУ СОШ №1
Тема: Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младшего школьника
Универсальные учебные действия-
саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- роль проектно-исследовательской деятельности;
- каким образом происходит формирование УУД в результате проектно-исследовательской деятельности.
Актуальность темы:
- занимает одно из ведущих мест, т.к формирует компетентностный и деятельностный подходы.( на 1 месте не информированность учащихся, а умение решать проблемы);
- в большей степени формируются коммуникативные и регулятивные.
Проблема:
Выявление наиболее эффективного подхода к формированию УУД действий младших школьников
Цель:
-раскрытие потенциала проектной деятельности для формирования УУД младших школьников.
Задачи:
Рассмотреть особенности проектной деятельности младших школьников;
Исследовать влияние пректной деятельности на формирование УУД;
Выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования проектной деятельности для формирования и развития УУД;
Выявить наиболее приемлемую форму введения метода учебных проектов в начальной школе.
Пути исследования данной проблемы
1. Инновационный поиск.
2. Что нужно сделать, чтобы дать ребенку возможность действовать самостоятельно и получить результат.
Семь цветов у радуги
3. Что лежит в основе методов
Ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную или групповую.
Теоретическая проблема
Конкретное решение
Практическая
Конкретный результат
« Моя семья», « моя родословная»
Итог работы
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
развить познавательные, творческие и коммуникативные способности ребенка;
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать для выполнения проекта.
Главная идея метода проекта
под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.
Что дает проектная деятельность в формировании УУД
Преимущества метода проекта
ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, информатику и уроки технологии.
« путешествие в сказочную страну»
Задания:
Узнать историю возникновения русских народных сказок;
Подобрать пословицы, поговорки, загадки;
Придумать свою сказку;
Сочинить текст выступления.
Итог
Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи.
Вывод : решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
Механизм включения в проектную деятельность
От доступных к более сложным творческим заданиям;
Связь с предметным содержанием;
Соответствие возрасту;
На добровольной основе;
Группы по интересам, объеденены общим названием.(« Почему ёлочка всегда зеленая?», «Почему мыльные пузыри всегда круглые?»)
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно проектной деятельностью?
Пробудить интерес к теме проекта;
Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна;
На этапе погружения в проект очертить проблемное поле;
Из проблемы вытекает цель и задачи проекта.
Чему ребенок научится
Отчетливо представлять не только задачу, но и пути ее решения;
Составлять план работы по проекту;
Ставить( вместе с учителем) учебные цели по овладению приемами проектирования как универсальными учебными действиями
Что целесообразно
Экскурсии
Прогулки-наблюдения
Социальные акции
Что происходит в процессе проектирования
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».
Оценка работы
« Познавательный проект»
«Красочный проект»
« Веселый проект»
Общий приз для всего класса ( поход в лес, в музей, на экскурсию и т.д)
Положительные элементы в проектном методе проектирования.
-Ориентирован на реальный практический результат.
-Строятся новые отношения между учениками, между учителем и учащимися.
- Расширяется образовательный кругозор.
-Возрастает стойкий познавательный интерес.
-Возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания.
Вывод
работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, как классному руководителю, моим ученикам и родителям;
каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его;
каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.