Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников в условиях ФГОС НОО
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников в условиях ФГОС НОО
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Эти направления работы стали задачами методической работы по реализации системно – деятельностного подхода.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:
- ставит цели,
- решает задачи,
- отвечает за результаты.
Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Как же реализовать принципы системно-деятельностного подхода при построении учебных и внеурочных занятий?
Учителю необходимо организовать учебную деятельность ребенка на каждом виде занятий.
Организовать учебную деятельность - это значит создать условия, чтобы дети познавали, а педагог или учебник им помогал, а не познавал за них.
Сущность системно-деятельностного подхода
Сущность системно-деятельностного подхода заключается в рассмотрении развития личности в деятельности и через деятельность. Важно подчеркнуть преобразующий характер деятельности. Преобразуя предметный мир в деятельности, человек изменяется сам. Что это значит для каждого учителя? Главная его задача не передать знания и не научить, а организовать деятельность, в которой ученик научится и получит знания. Главное, чтобы ученики действовали самостоятельно и с интересом. Форма и структура занятия с детьми изменяется не по формальным признакам, а по существу.
Системно-деятельностный подход
Каждое занятие должно заканчиваться организацией рефлексии в действенной форме, когда каждый ученик отследит свое продвижение, свой субъективный опыт. И не только, что я усвоил, а какими действиями я овладел, что у меня хорошо получается, а что мне трудно, что мне понравилось, а с чем я не согласен. Должно быть организовано три типа рефлексивных действий (на личность, на деятельность и на мыслительный акт). Это обеспечит школьнику развитие субъектности и возможность освоить универсальные учебные действия.
Традиционная классификация:
Системно-деятельностая классификация:
- источник знаний
организатор
дирижер
участник
помощник
стимулятор
товарищ
образец
плановик
контролер
судья
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача–
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
формирование универсальных способов действий
Понятие УУД
умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
совокупность действий
учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
Функции УУД
Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
Ставить учебные цели.
Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.
Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.
Что дают универсальные учебные действия?
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?
ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:
способность к самоорганизации в решении учебных задач.
прогрессв личностном развитии
умениерешать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Деятельностные технологии в обучении
проектные
исследовательские
дискуссионные
педагогика сотрудничества
учебных проблемных ситуаций
проблемного диалога
обучение смысловому чтению
ИКТ - технологии
Проблемно-диалогическая технология(с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми
Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения,
5. Применение знаний учениками
Традиционный урок
1.Проверка д/з учеников учителем
2.Объявление темы учителем
3.Объяснение темы учителем
4.Закрепление знаний учениками
Классификация уроков:
Традиционное обучение:
*комбинированный урок
*урок новых знаний
*урок обобщения и систематизации изученного
*урок закрепления умений и навыков
*урок проверки знаний
Развивающее обучение:
*урок постановки учебной задачи
*урок решения учебной задачи
*урок моделирования
*урок решения частных задач
*урок контроля и оценки
Структура урокав рамках системно- деятельностного подхода
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
Построение проекта выхода из затруднения
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Рефлексия деятельности (итог урока).
Условия р еализации принципов системно -деятельностного подхода при построении учебных и внеурочных занятий:
включение учащихся в активную мотивирующую учебную и внеурочную деятельность
интеграция учебной и внеучебной деятельности
ориентация на зону ближайшего развития
взаимодействие учащихся друг с другом и педагогом
самостоятельная организация учащимися собственной учебной деятельности
Условия р еализации принципов системно -деятельностного подхода при построении учебных и внеурочных занятий:
ориентация на диалоговое взаимодействие
активная работа с различными источниками информации
использование активных форм и методов работы
организация рефлексии
создание специальных ситуаций, обеспечивающих развитие УУД
Формы организациипознавательной деятельности учеников:
игровое экспериментирование
драматизации
проблемно ориентированный диалог
учебная дискуссия
формулирование вопросов для получения информации
ситуации выбора
анализ жизненного опыта
рефлексивный анализ
рецензирование работ
составление каталогов и систематизаторов
Формы организации познавательной деятельности учеников
проектирование и моделирование
обсуждение докладов
организация опытов
подготовка презентаций
разработка алгоритмов
выполнение практических работ
исследование
выполнение проектов
решение проблемных ситуаций
Учитель чётко и точно формулирует задания.
Не даёт новые знания в готовом виде.
Не повторяет задания два раза.
Не комментирует ответы и не исправляет их, предлагая это сделать ученикам.
Не повторяет то, что уже сказали ученики.
Предугадывает затруднения и меняет по ходу урока задания, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
Подбирает комплексные задания.
Возможные действия педагога:
1.Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
2.Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.
3.Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
4.Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.
5.Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
6.Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность
7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
8.Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.
9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения.
Уильям Артур Уорд, американский писатель
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Реализация системно-деятельностного подхода как основа перехода начальной школы на ФГОС