kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературоного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология РКМ в начальной школе на уроках руцсского языка и литературного чтения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературоного чтения»

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Критическое мышление  – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то
  • Критическое мышление  – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
  • Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то .
Идеи технологии:

Идеи технологии:

  • • дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
  • • роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления;
  • • критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить;
  • • существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Задачи технологии РКМЧП:

Задачи технологии РКМЧП:

  • научить школьников  выделять причинно-следственные связи;
  •   рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  •   отвергать ненужную или неверную информацию;
  •   выделять ошибки в рассуждениях;
  •   делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  •   избегать категоричности в утверждениях;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  •   отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
Особенности концептуала

Особенности концептуала

  • - Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
  • - Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
  • - Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
  • - Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Особенности организации   В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов. Первая стадия – вызов (побуждение),  когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. Вторая стадия – осмысление (поиск ответов),  поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Третья стадия – размышление (рефлексия)  – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему.

Особенности организации

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов.

Первая стадия – вызов (побуждение),  когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать.

Вторая стадия – осмысление (поиск ответов),  поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока.

Третья стадия – размышление (рефлексия)  – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему.

Описание техник технологии РКМЧП   Стадия (фаза) Деятельность учителя Стадия вызова Вызов уже имеющихся знаний; задаёт вопросы, на которые хочет получить ответ. Деятельность учащихся – Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме; Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами. Возможные приемы и методы – систематизируют информацию до ее изучения; 1. Составление списка известной информации по вопросу. – задают вопросы, на которые хотят получить ответы; 2. Рассказ-активизация по ключевым словам. – строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов и т.д.; 3. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы. – публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи. 4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Описание техник технологии РКМЧП

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задаёт вопросы, на которые хочет получить ответ.

Деятельность учащихся

– Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

Возможные приемы и методы

– систематизируют информацию до ее изучения;

1. Составление списка известной информации по вопросу.

– задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

– строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов и т.д.;

3. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

– публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Например. Учитель ставит перед детьми проблему: - Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова? (б-п, д -т, з-с, ж-ш, в  -  ф, г - к; проверяются способом «один - много») -  Обмен информацией в группах. - Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане. Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно   написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить   или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный) - Какое слово может быть лишним? Почему? мороз снег снежки холод
  • Например. Учитель ставит перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных

согласных по глухости-звонкости на конце слова?

(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в  -  ф, г - к; проверяются способом «один - много»)

Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно   написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить   или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)

- Какое слово может быть лишним? Почему?

  • мороз
  • снег
  • снежки
  • холод

-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Приём «Верные – неверные утверждения »  Предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.    Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.   На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.    Тема «Местоимение». 1.   Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной. 2.   В предложении  местоимения бывают только подлежащим. 3.   В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим 4.   Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица. 5.   Местоимения изменяются по падежам и числам. 6.   В предложении «Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.  

Приём «Верные – неверные утверждения »

Предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

   Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

  На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

  Тема «Местоимение».

1.   Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.

2.   В предложении  местоимения бывают только подлежащим.

3.   В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

4.   Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5.   Местоимения изменяются по падежам и числам.

6.   В предложении «Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

 

Составление кластера или ассоциации , в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. «Ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности.

Составление кластера или ассоциации , в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями.

«Ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности.

Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал).
  • Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал).

Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.

Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

«Мозговой штурм»   (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Алгоритм проведения : Задать участникам определенный вопрос для обсуждения. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.  Спросить участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой урока.             После завершения «мозговой атаки » (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.           «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

«Мозговой штурм»   (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос.

Алгоритм проведения :

  • Задать участникам определенный вопрос для обсуждения.
  • Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
  • Спросить участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой урока.

 

          После завершения «мозговой атаки » (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.

          «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

  • обсуждения спорных вопросов;
  • стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;
  • сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;
  • выяснения информированности или подготовленности аудитории.
Стадия осмысления Сохраняет интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами. – Читают или слушают текст, используя предложенные активные методы чтения; – делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: -Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа). – Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов. - Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Стадия осмысления

Сохраняет интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.

Читают или слушают текст, используя предложенные активные методы чтения;

делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

-Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).

Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.

- Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Чтение со стопами. Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Чтение с остановками По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

Чтение со стопами.

Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Чтение с остановками

По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

Прием « толстых» и «тонких» вопросов Дайте три объяснения, почему…?     Объясните, почему…?  Кто…? Толстые вопросы                                              Что…?  Почему вы думаете…? Тонкие вопросы Почему Вы считаете…? Когда…? В чем различие…? Может…? Будет…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…?     Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Прием « толстых» и «тонких» вопросов

Дайте три объяснения, почему…?

 

 

Объясните, почему…?

Кто…?

Толстые вопросы                                             

Что…?

Почему вы думаете…?

Тонкие вопросы

Почему Вы считаете…?

Когда…?

В чем различие…?

Может…?

Будет…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

 

 

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Приём «Сундук мудрости». Внимательно читают текст. Каждый пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту (можно заранее поставить условие: «Составляем только «толстые» вопросы!») Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос.

Приём «Сундук мудрости». Внимательно читают текст. Каждый пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту (можно заранее поставить условие: «Составляем только «толстые» вопросы!») Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос.

Прием «Фишбоун»  ( «рыбья кость»). В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.  

Прием «Фишбоун» ( «рыбья кость»). В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

 

Стратегия ИДЕАЛ. Расшифровывается она следующим образом:

Стратегия ИДЕАЛ.

Расшифровывается она следующим образом:

  • ·  И ― Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде)
  • ·  Д ― Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса).
  • ·  Е ― Есть варианты решения! (Как можно больше)
  • ·  А ― А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант)
  •   ·  Л ― Логические выводы (Анализ проделанной работы)
Перепутанные цепочки -         Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. -         Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. -         Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.  

Перепутанные цепочки

-         Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные.

-         Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.

-         Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.

 

   Заполнение  сюжетной таблицы Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста.

   Заполнение  сюжетной таблицы

Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста.

“ Дерево предсказаний ” .
  • Дерево предсказаний ” .

Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” -аргументы .

Метод «ИНСЕРТ»

Метод «ИНСЕРТ»

  • «ИНСЕРТ» (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) –  прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.
  • Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
  • Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
  • Знак «минус» (–) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
  • Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.
  • Знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес  и желание узнать об этом больше .
Приём «Да-нет» На уроке при определении видов сказок ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет»  и определяют вид сказки.  Бытовая Да/нет Герои – простые люди   волшебная Веселое настроение Да/нет Волшебство   Смешные ситуации     О животных Герои-злодеи Высмеиваются плохие черты характера Восторг умом, находчивостью Герои-помощники   Да/нет   Веселое настроение       Необычные испытания Герои-животные         Таинственное настроение   Волшебное условие (животные разговаривают)       Сильный защищает слабого Волшебные предметы Троекратные повторы                  

Приём «Да-нет»

На уроке при определении видов сказок ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет»  и определяют вид сказки. 

Бытовая

Да/нет

Герои – простые люди

 

волшебная

Веселое настроение

Да/нет

Волшебство

 

Смешные ситуации

 

 

О животных

Герои-злодеи

Высмеиваются плохие черты характера

Восторг умом, находчивостью

Герои-помощники

 

Да/нет

 

Веселое настроение

 

 

 

Необычные испытания

Герои-животные

 

 

 

 

Таинственное настроение

 

Волшебное условие (животные разговаривают)

 

 

 

Сильный защищает слабого

Волшебные предметы

Троекратные повторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадия рефлексии

Возвращает учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно– следственных связей между блоками информации;

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах

Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;

классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

своими словами выражают новые идеи и мысли;

обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

самооценка и самоопределение.

5. Организация различных видов дискуссий.

6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

7. Исследования по отдельным вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.

Метод углов Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в  процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе   Зигзаг   (взаимообучение) работа в группах сменного состава.  Групповая дискуссия .  Кластер («пучок»).    

Метод углов

  • Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в  процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе

  Зигзаг   (взаимообучение) работа в группах сменного состава.

Групповая дискуссия .

Кластер («пучок»).

   

Прием «Написание эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я  пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на  заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление  индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения  проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после  обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Приём «Горячий стул»( авторский).Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме. Написание синквейна – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия); третья строка –  действия, характеризующие тему/предмет (три глагола); четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово). Ландыш Белый, пахучий. Расцветает, благоухает, зеленеет. Очень похож на снежок. Красота…    

Приём «Горячий стул»( авторский).Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме.

Написание синквейна – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия); третья строка –  действия, характеризующие тему/предмет (три глагола); четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Ландыш

Белый, пахучий.

Расцветает, благоухает, зеленеет.

Очень похож на снежок.

Красота…    

Ценность данной технологии  и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
  • Ценность данной технологии  и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

Технология является  личностно-ориентированной.  

Условия и подходы , развивающие критическое мышление: – учащиеся должны располагать временем и возможностью  практики  в критическом мышлении;   – ученики должны  поощряться  в ходе учебного процесса;   – должны быть приняты разнообразные  идеи и мнения ;   – в классе должна быть создана  атмосфера , в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;   – учитель должен  верить  в способности каждого ученика.

Условия и подходы , развивающие критическое мышление:

– учащиеся должны располагать временем и возможностью  практики  в критическом мышлении;  – ученики должны  поощряться  в ходе учебного процесса;  – должны быть приняты разнообразные  идеи и мнения ;  – в классе должна быть создана  атмосфера , в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;  – учитель должен  верить  в способности каждого ученика.

Проблемы:

Проблемы:

  • – это дефицит времени, как и у любого другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в группах, не всегда учащиеся обеспечены необходимыми текстами, приходится делать много ксерокопий.
  • – не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания.
Таким образом, технологии РКМЧП способствуют развитию таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.  Критическому мышлению нужно учить, и важно, чтобы ученики могли использовать эти навыки в различной предметной деятельности. Учащиеся, мыслящие критически, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.

Таким образом, технологии РКМЧП способствуют развитию таких базовых качеств личности, как

  • критическое мышление,
  • рефлексивность,
  • коммуникативность,
  • креативность,
  • мобильность,
  • самостоятельность,
  • толерантность,
  • ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Критическому мышлению нужно учить, и важно, чтобы ученики могли использовать эти навыки в различной предметной деятельности. Учащиеся, мыслящие критически, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературоного чтения

Автор: Шипицына Наталья Юрьевна

Дата: 01.04.2018

Номер свидетельства: 464537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства