Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в начальной школе»
Чурило Райля Садыршагетовна
учитель начальных классов
ГОКУ СКШ № 11г.Иркутска
Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в начальной школе
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»
Д. Пойа.
Цель:выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языка
Задачи:
-изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу;- апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению;- в ходе работы использовать различные методы исследования познавательных интересов
ФГОС НОО ОВЗ ТНРставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯВ формированиипознавательной деятельностимладших школьников важную роль имеет личность учителя.В процессе работы меня всегда интересовал вопрос: «Как обеспечить учение с увлечением?»Какие методы работы использовать для того, чтобы ребенок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился самостоятельно получать знания, научился хотеть учиться.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:1.Изучение педагогических программных средств по русскому языку и оценке их достоинств и недостатков.2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью .Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей. мультимедийные технологии- способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:1.Изучение педагогических программных средств по русскому языку и оценке их достоинств и недостатков.2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью .Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей. Мультимедиа технологии- способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.Презентация– мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов.Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.Включая в урок новые средства обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучениястановятся более появляется интерес к предмету.Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:игровая деятельность;создание положительных эмоциональных ситуаций;работа в парах;проблемное обучение.
В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде.Игра— важное средство повышения уучащихся интереса к учению.Игры подразделяются натворческие и игры с правилами.Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.В начальном обучении широко распространеныдидактические, или обучающие игры.Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.
Дидактическая играЦель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Игра « Почтальон»Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас,
развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.Дети определяют, куда их пригласили.огород парк море школа столовая зоопаркгря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-какали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-кареди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-каморко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цыреше-ка
Тема: «Распространённые и нераспространённые предложения»
Задание:«Собери предложение»
ВЕРНУЛАСЬ
НАГРЯНУЛА
СУРОВАЯ
СКАЗОЧНАЯ
ЗИМНЯЯ
ВОЛШЕБНАЯ
В ЛЕС
СНОВА
НАСТАЛА
ЗИМУШКА
РАННЯЯ
НАКОНЕЦ
ПРИШЛА
Выбери три слова»(Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.На 9 карточках записаны девять слов:1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I
рыбка
дубки
вьюга
чулок
гриб
варенье
чучело
II
ручьи
чум
подъезд
cъемка
склад
град
ворона
подъем
ворота
клад
воробей
Пол – минутки шутки
Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.
Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются стихотворении Ю.Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь.
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных- клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.
Жили- были дед, да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою,
А Хохлатой они звали жеребенка
А еще у них была, курица Буренка,
Собачонка Мурка ,а еще два козла,-
Сивка и Бурка.
Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
ЖЫИЛ АНСКИ КЬОИНСК
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Пытаюсь продумать ход урока таким образом, чтобызадействовать большинство видов памяти учащихся. Например, многие орфографические правила легко запоминаются
в стихотворной форме:«Чередование О-А в корнях –гар - гор-, -зар – зор-» , «Правописание И-Ы после Ц», «Спряжение глаголов»и др.:
Под удареньем пишем -ГАР-,
Без ударенья -ГОР-.
К примеру, загОрел, загАр.
Наоборот –ЗАР – ЗОР-.
В течение, в продолжение, по причине,
В целях и со стороны –
Писаться РАЗДЕЛЬНО должны.
По мере, в связи и в виде
Пишутся в том же виде.
Вследствие – из-за, ясно вполне:
Слитно напишем, конечная Е.
ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫЕ (Наборщики) (Класс – 2 команды.) На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша. Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек. Лучшими наборщиками признаются первые 3 ученика в каждой команде, которые правильно выполнят задание. Командное неравенство присуждается команде, лучшие наборщики которой первыми выполнят работу. Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя.
Подумайте – назовите. (3 команды по 6 человек.) На доске записаны 3 столбика слов: город … река … деревня … имя …
отчество …
фамилия … Каждый член команды по очереди выходит к доске и записывает справа имя или название. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.
Устная работа. Игра “Лото”.
Я буду вам читать слова, а вы кладите фишку на соответствующую букву на вашей карточке, если ее необходимо в этом слове писать. (У каждого ученика имеется карточка с фишками.)
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.
Повторяя и закрепляя тему«Предлоги», можно провести игру«Кто больше?».По карточкам с иллюстрациями повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную,так и письменную.
Словарная работа
В словарной работе можно использовать составлениесловариков группами. Работа с группой слов носит творческий характер. После толкования слов, их правильного написания учащиеся выполняют задание: составить рассказ, в котором все данные слова объединены общим смыслом.
Например,Россия, Кремль, Красная площадь, правительство, председатель, Москва, столица, метро.
В самом центре России находится город Москва. В этом городе есть очень красивый Кремль и Красная площадь. В столице находится правительство. Его возглавляет председатель. В Москве проложено метро.
Каллиграфическая минутка
На этапекаллиграфической минуткипрактикую давать детям ряд слов, в котором надо найти «лишнее» слово. Например, на доске записаны слова:метель, вьюга, честь, свекровь.
«Лишними» могут быть:
Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл.,
Честь – 1 слог, остальные двусложные.
Свекровь – одушевленное, остальные неодушевленные.
По теме «Предложение»с интересом дети выполняют упражнение «Составь предложения из букв.»
Например, слово «КОТ».
Предложение:Катяотмерилаткань».
Выводы:1) занимательность на уроке – эффективное средство для воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.2) Игра – один из приёмов преодоления пассивности.3) Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память, стимулирует интерес к предмету.4) Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают прочную базузнаний на данном этапе обучения.
Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с играми , тем эффективнее будет её влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Учитель, стремящийся, чтобы его предмет стал для учащихся любимым, интересным и необходимым в жизни, будет развивать в каждом ученике познавательную активность, используя при этом всё разнообразие современных средств.
«Самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Мы никогда не можем знать, кого встречаем в ребенке…»Н. Рерих