kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие фонематического слуха как залог успешного обучения чтению и письму в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика и методика работы над развитием фонематического слуха у младших школьников, чтобы избежать ошибок на пропуск, замену, искажение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического слуха как залог успешного обучения чтению и письму в начальной школе»

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности учителя начальных классов МАОУ «Школа №111» Чирковой Натальи Геннадьевны  НГПИ им. М. Горького (1992г.) Достижения:  Грамота Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области (2019 год)  Почётная грамота Администрации города Нижнего Новгорода (2016 год) Грамота Администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода (2019 год) Личный девиз: Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом .

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности учителя начальных классов МАОУ «Школа №111» Чирковой Натальи Геннадьевны НГПИ им. М. Горького (1992г.)

Достижения:

Грамота Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области (2019 год)

Почётная грамота Администрации города Нижнего Новгорода (2016 год)

Грамота Администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода (2019 год)

Личный девиз: Лучше усваиваются те знания,

которые поглощаются с аппетитом .

Тема: Развитие фонематического слуха младших школьников как залог успешного обучения чтению и письму

Тема: Развитие фонематического слуха младших школьников как залог успешного обучения чтению и письму

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условия Методические условия Изучение литературы по логопедии и педагогике по вопросам методики работы над развитием фонематического слуха Организационно-педагогические условия (Л.С.Выготский, Изучение научно- педагогической литературы, педагогического опыта коллег. А.Р.Лурия, Работа учителем начальных классов. Выступление на заседаниях школьного методического объединения, педагогических советах Ефименкова, Р.И.Лалаева, Составление диагностических тестов по проверке фонематического слуха И.Н.Садовникова А.В.Ястребова)

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Научно-исследовательские условия

Методические условия

Изучение литературы по логопедии и педагогике по вопросам методики работы над развитием фонематического слуха

Организационно-педагогические условия

(Л.С.Выготский,

Изучение научно- педагогической литературы,

педагогического опыта коллег.

А.Р.Лурия,

Работа учителем начальных классов.

Выступление на заседаниях школьного методического объединения, педагогических советах

Ефименкова,

Р.И.Лалаева,

Составление диагностических тестов по проверке фонематического слуха

И.Н.Садовникова

А.В.Ястребова)

«Актуальность личного вклада педагога  в развитие образования» Соответствие потребностям образовательной системы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике  ФГОС   Противоречия  Требования по ФГОС: овладение учащимися навыками смыслового чтения текстов, осознанное построение речевых высказываний, овладение навыками грамотной письменной речи Низкое развитие фонематического слуха у младших школьников

«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Соответствие потребностям образовательной системы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике

  • ФГОС

Противоречия

Требования по ФГОС: овладение учащимися навыками смыслового чтения текстов, осознанное построение речевых высказываний, овладение навыками грамотной письменной речи

Низкое развитие фонематического слуха у младших школьников

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

  • В настоящее время, по данным разных авторов (М. А. Алек­сандровская, О. В. Правдина, В. И. Городилова и Е. И. Радина и др.), количество детей шестилетнего возраста с недостатка­ми произношения достигает 50%. Ко времени поступления в школу недостатки произношения еще имеются у значитель­ного числа детей. Так, по данным М. А. Александровской, про­цент детей семилетнего возраста с недостатками произноше­ния с каждым годом только растёт.
  • К глубокому сожалению, многие родители не понимают насколько серьезна речевая проблема их детей и какие трудности она создаст при обучении. «Подрастет и научится», вот направление их мысли, тем самым перекладывают эти проблемы на плечи учителей. Я убеждена, что работа педагогов должна проводиться среди родителей обязательно с информационной целью. Сегодня родители должны быть грамотными в этом вопросе. И не важно, станет ли их ребенок известной и популярной личностью в будущем, правильная речь поможет им в обучении, в общении с окружающими, в выборе профессии.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. В идеале развивается у ребёнка до 5 лет. Этот термин впервые ввёл Л.С.Выготский и включил в это понятие три речевые операции: Способность слышать, есть ли данный звук в слове или нет; Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы в разной последовательности (например, кот-ток) Способность различать близкозвучащие, но разные по значению слова  ( например, ком, сом, лом, дом) Современные знания по данной теме связаны главным образом с идеями В.И.Лурия, Р.Е.Левиной,Л.Ф.Спировой. В настоящее время этой проблемой занимаются Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев, Ефименкова, И.Н.Садовникова, А.В.Ястребова, Е.В.Мазанова, О.В.Чистякова

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. В идеале развивается у ребёнка до 5 лет.

Этот термин впервые ввёл Л.С.Выготский и включил в это понятие три речевые операции:

  • Способность слышать, есть ли данный звук в слове или нет;
  • Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы в разной последовательности (например, кот-ток)
  • Способность различать близкозвучащие, но разные по значению слова

( например, ком, сом, лом, дом)

Современные знания по данной теме связаны главным образом с идеями В.И.Лурия, Р.Е.Левиной,Л.Ф.Спировой. В настоящее время этой проблемой занимаются Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев, Ефименкова, И.Н.Садовникова, А.В.Ястребова, Е.В.Мазанова, О.В.Чистякова

Цель педагогической деятельности: выявить и апробировать эффективные приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов Задачи педагогической деятельности:

Цель педагогической деятельности: выявить и апробировать эффективные приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов

Задачи педагогической деятельности:

  • Изучить методическую литературу по данной теме;
  • Выявить детей, имеющих недоразвитие фонематического слуха;
  • Разработать систему упражнений для формирования фонематического слуха и апробировать её при работе с детьми;
  • Разработать рекомендации для родителей по предупреждению ошибок при письме и чтении;
  • Обобщить собственный педагогический опыт.
Ведущая педагогическая идея Хорошо развитый фонематический слух является важнейшим условием усвоения грамматического строя русского языка. Для развития фонематического слуха необходима:

Ведущая педагогическая идея

Хорошо развитый фонематический слух является важнейшим условием усвоения грамматического строя русского языка.

Для развития фонематического слуха необходима:

  • Систематическая работа по развитию слухового восприятия (звуки природы, города, помещения)
  • Работа по развитию фонематического восприятия и формирование фонематических представлений ( различение звуков речи, слогов, слов)
  • Систематическая работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза
Деятельностный аспект личного вклада педагога Признаки нарушения фонематического слуха:

Деятельностный аспект личного вклада педагога

Признаки нарушения фонематического слуха:

  • 1) Нарушение звукопроизношения;
  • 2) Нарушение звуковой структуры слова (ошибки звукового анализа: пропуск гласных и согласных, слогов; перестановка, вставка букв и слогов)
  • 3) нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих артикуляционное сходство и смешение их при письме
Диагностика по выявлению детей с недоразвитием фонематического слуха

Диагностика по выявлению детей с недоразвитием фонематического слуха

  • Первое диагностическое обследование 1 класс (начало учебного года)
Деятельностный аспект 1 класс 2 класс Добукварный  период 3 класс Речевая разминка на уроках лит. чтения 3 класс. Виды заданий по словоизменению 4 класс. Виды письменных упражнений

Деятельностный аспект

1 класс

2 класс

Добукварный период

3 класс

Речевая разминка на уроках лит. чтения

3 класс. Виды заданий по словоизменению

4 класс. Виды письменных упражнений

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

  • Чистоговорки
  • Скороговорки
  • Игра «Повтори, не ошибись»
  • Распевка слогов
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Диапазон Новизна  Разработка этапов уроков с целью развития фонематического слуха Разработка методических материалов к урокам. Публикация методических материалов. Формирование у учащихся фонематического восприятия и чёткого звукопроизношения В ыстроена поэтапная система работы над развитием фонематического слуха в начальной школе: классифицированы методы и приёмы с 1 по 4 классы Ведётся целенаправленная работа по развитию фонематического слуха учащихся:  1) на речевых разминках на уроках литературного чтения;  2) в начале урока русского языка проводятся логопедические минутки;  3) игры в перемены и в ГПД

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Диапазон

Новизна

  • Разработка этапов уроков с целью развития фонематического слуха
  • Разработка методических материалов к урокам.
  • Публикация методических материалов.
  • Формирование у учащихся фонематического восприятия и чёткого звукопроизношения
  • В ыстроена поэтапная система работы над развитием фонематического слуха в начальной школе: классифицированы методы и приёмы с 1 по 4 классы
  • Ведётся целенаправленная работа по развитию фонематического слуха учащихся:

1) на речевых разминках на уроках литературного чтения;

2) в начале урока русского языка проводятся логопедические минутки;

3) игры в перемены и в ГПД

  • Созданы задания, предназначенные для определения уровня развития фонематического слуха для 1 класса
Результативность и достигнутые эффекты

Результативность и достигнутые эффекты

Результативность и достигнутые эффекты

Результативность и достигнутые эффекты

Описание используемых диагностических методик 1 класс Про- Проверка техники чтения 17 пуск 2 класс замена Написание диктантов Про- 21 24 пуск 3 класс 15 замена 10 18 12 Иск. Про- пуск 4 класс 7 7 Замена 5 10 Про- Иск. 2 пуск Замена 4 1 Иск. 5 2

Описание используемых диагностических методик

1 класс

Про-

Проверка техники чтения

17

пуск

2 класс

замена

Написание диктантов

Про-

21

24

пуск

3 класс

15

замена

10

18

12

Иск.

Про-

пуск

4 класс

7

7

Замена

5

10

Про-

Иск.

2

пуск

Замена

4

1

Иск.

5

2

Работа с родителями

Работа с родителями

  • Материал для родительского собрания в 1 классе
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

  • Составление заданий для проведения диагностики уровня сформированности фонематического слуха у первоклассников
  • Выступление на методическом объединении учителей начальных классов МАОУ «Школы № 111» по теме «Развитие фонематического слуха как залог успешного обучения чтению и письму в начальной школе»
  • Размещение публикации по данной теме на сайте для учителей «копилка уроков.ру»
Используемая литература

Используемая литература

  • Источник: http:// logoportal.ru/vidyi-rabotyi-po-razvitiyu-fonematicheskogo-sluha.html
  • Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной»
  • Варенцова Н.С. Колесникова Е.М. Развитие фонематического слуха/ Варенцова Н.С. Колесникова Е.М.//Начальная школа,-2014,-№6,- с.48-50.
  • Волкова Л.С. Логопедия.[Текст]: Учебник./Волкова Л.С.- М.: Владос, 2018.
  • Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. [Текст]: Методическое пособие/ Дурова Н.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2018г 260с
  • Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников/ Жовницкая О.Н. // Начальная школа,- 2017,- №11,- с.41-46.
  • Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / Казанская В.Л. Шматко Н.Д.//Дефектология,- 2012г,- №5- с 75 -86
  • Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А. Фонетической ошибке нет!/ Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А.// Начальная школа, -2012,- №4,- с.45-50.
  • Семенкова Т.В. Формирование фонематического слуха - залог успешной коррекции звукопроизношения.[Текст]: учебное пособие/ Семенкова Т.В.- М., 2020г.
  • Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия.[Текст]:учебное пособие/Ткаченко Т.А.- М.,2018г.
  • Филичева Т.Б. и др.Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.[Текст]:учебное пособие /Филичева Т.Б. и др.-М., 2016.
  • Ястребова А.В. Как помочь детям с недостатками речевого развития. [Текст]:учебное пособие/ Ястребова А.В. – М.: АРКТИ, 2010.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Чиркова Наталья Геннадьевна

Дата: 30.01.2022

Номер свидетельства: 599201


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства