*
Радоница –
день особого
поминовения усопших
Автор Илья Ботнару
2 А класс
Ра́доница, или Ра́дуни́ца —
весенний праздник
поминовения умерших у восточных славян,
приходившийся в разных местностях на воскресенье,
понедельник или вторник Фоминой (Радоницкой) недели;
в некоторых местах так называлась вся Фомина неделя.
Эта славянская традиция была воспринята и
поддержана Русской православной церковью.
Радоница— языческий весенний праздник для умерших;
совершался, по свидетельству Иоанна Златоуста,
на христианских кладбищах уже в древности,
обыкновенно во вторник на Фоминой неделе.
В России называется
Радуница, Родоница, Радовница, Радольница, Радонница, Радошно,
Радошница, Радожное, Радунец, Радостное, Радушное воскресенье,
Редомное воскресенье
на Украине:
Могилки, Гробки
в Белоруссии:
Навий день, Родительская, Радованцы, Усопшая Радованица,
Радованские поминки
В России, на востоке Белоруссии и северо-востоке Украины
поминальный день приходится на вторник, реже —
понедельник Фоминой недели. На Украине, в Белоруссии и
в Подляшье (Польша) Радоница называется Проводы,
отмечается в воскресенье, понедельник или вторник
В Белоруссии — официальный государственный праздник,
нерабочий день
В Молдове этот день называется Родительским днём и
отмечается в понедельник
Первоначально понятие «Радоница» имело
множественное значение и обозначало имена
языческих родовых божеств,
хранительниц душ умерших людей,
олицетворяло почитание усопших;
Радуницам и умершим приносили жертвы,
чтобы душа покойника смогла насладиться зрелищем
того уважения,
которое ей оказывают живые.
Вся без исключения Русь спешила в
Радоницу на кладбища похристосоваться со своими
покойными сородичами, угостить отошедших в вечность
красным яичком и другими яствами.
Три-четыре яйца клали на могилку, а иногда и зарывали в нее,
разбивали о могильный крест, тут же крошили их или
отдавали нищей братии на помин души.
Не обходилось, конечно, без того, чтобы закускою и выпивкою,
совершаемыми тут же на кладбище, живые не помянули
усопших отличительная особенность русского народа.
После принятия христианства праздник Радоницы получил
совершенно новое содержание.
Православная Церковь исповедует, что не только
православные угодники Божии, но и все верующие не умирают,
но живут во Господе. Спаситель Своим восстанием из мертвых
победил смерть и теперь переселяет своих рабов лишь
к другой жизни — вечной.
Поэтому умершие христиане не перестают быть
членами Церкви и сохраняют с ней и с остальными
чадами реальное, живое общение.
Это и происходит в день Радоницы.
После литургии совершается
Вселенская панихида.