Способствовать формированию орфографических навыков у учащихся в процессе работы над «трудными» словами.
Освоение орфоэпических норм.
Развитие орфографической зоркости.
Обогащение словарного запаса.
Совершенствование навыков обращения со справочной литературой.
Формы и методы работы
Предметные недели.
Экскурсии.
Внедрение инновационных технологий.
Внеклассная работа.
Урок.
Использование ППО.
(Е.Н.Потапова,С.Н.Лысенкова)
Работу со словарными словами можно использовать на разных этапах урока:
Первый этап– проверка домашнего задания.
Некоторые ученики работают у доски. В заданиях есть изученные раннее словарные слова. За партами 3-4 ученика работают с карточками. В карточках необходимо вставить буквы, слова, подобрать родственные слова. Задания, которые выполнялись учениками за партами, проверяет учитель. Задания у работающих у доски проверяют ученики.
Второй этап– чистописание – проводится ежеурочно. Ученики прописывают предложенные учителем буквы, элементы букв и их соединения. Затем дается задание: записать словарные слова с сочетанием
оро – (с оро ка, в оро на, в оро бей, ск оро , г оро х, г оро д), записать словарные слова, в которых есть две буквы « д » ( о д наж д ы, о д еж д а), записать наречия, которые заканчиваются буквой « а» (слев а , справ а , издалек а ) и т. д.
Третий этап– словарная работа.
Для заучивания даются слова по алфавитному списку, данные в учебнике. На первом уроке дети выписывают себе в тетрадь, а учитель на доску из словаря группу слов ( например, на буквы «а» и « б», ставят ударение, выделяют буквы для запоминания. Слова делятся на группы. Каждая группа слов заучивается на протяжении двух недель.
Работа со словарным словом - за я ц
ТОЛКОВАНИЕ1 . Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными
задними ногами и длинными ушами.
2.Перен. Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший
без билета куда-либо.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА зайчик заюшка зайчишка
зайка заинька зайчонок заячий зайчиха зайчатина
СИНОНИМ косой
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫУБИТЬ ДВУХ ЗАЙЦЕВ - одновременно выполнить два дела,
добиться осуществления двух целей. ЗАЯЧЬЯ ДУША - о
трусливом, робком человеке
. ЗАГАДКИ Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ1. За двумя зайцами погонишься - ни одного не
поймаешь. 2. Трусливому зайке и пенёк - волк. 3. Лиса живёт хитростью,
а заяц - прыткостью.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Заячьими, лисьими, птичьими следами расписана белая скатерть.
ТЕКСТ. Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые
зайчихи - все слушают, как хвастается заяц Длинные Уши - Косые глаза –
Короткий хвост.
Условия, способствующиеуспешному запоминанию
Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Методы работы
Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6 – 8 слов. Предложивший слово комментирует его.
Например: Берез а , а втобу с , с аха р , р исуно к , к оллекти в , в аго н , н аро д , д еревня.
«Микрофон»
Работа в парах«Шифровка»
Словарное слово, с которым
познакомились на уроке,
записывается в столбик.
На нужную букву этого слова
вспоминаем ранее изученные
словарные слова.
Например:
З – завод
А – адрес
В – вдруг
Т – товарищ
Р – расстояние
А – автобус
Работа в группах
Составление СЕНКАНА
(Урок чтения. В.Сутеев
«Под грибом»)
І группа – Заяц
ІІ группа - Лисица
МОДЕЛИРОВАНИЕ
В.Сутеев «Под грибом»
Я и Украина (природоведение)
Образование водоёма
«Ассоциативный куст»
Воспитательная работа
Уголок народоведения. Традиции и обычаи украинского народа
Конкурс «Дары осени»
Классный час «Сбережем планету чистой»
Сценка«Три охотника»
Сбережём свою планету (чтение стихотворения)
День здоровья
В здоровом теле – здоровый дух(соревнование, І место)
«Пути повышения
эффективности обучения
Е.Н.Потапова
письму»
«Метод опережающего
обучения»
С.Н.Лысенкова
Использование ппо
Тема
Автор
Уровень достижений учащихся
Итоги олимпиад и конкурсов
Мероприятия Результативность
2010-2011 г.
Ершова М. – хороший результат
2011-2012 г.
1- золотой,7-серебр. сертификатов
2012-2013 г.
1-золотой,2-серебр. сертификатов
Ершова М.-7 место
Ершова М. – 7место
Международный
математический конкурс
«Кенгуру»
Международный
интерактивный конкурс
«Колосок»
Международный конкурс по
украинскому языку им.П.Яцыка
Олимпиада по украинскому
языку «Олимпус»
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОРУЧЕНИЯ
Начальник ДУЗ «Золотой ключик» (2011/2012 уч.год)
Руководитель курсов организационной работы с детьми 5-го возраста
:
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Чтобы запомнить словарное слово надо:
1. Узнать лексическое значение слова;
2. Узнать его этимологию (от какого слова оно родилось);
3. Придумать ассоциацию (если возможно) по цвету, по запаху, по размеру, по форме;
4. Подобрать родственные слова;
5. Придумать предложение, подобрать пословицу с этим словом для записи текста классу.
2
Работа со словарем в учебнике
1. Выписать слова на одну тему.
2. Выписать слова с одинаковой орфограммой.
3. Выписать слова, отвечающие на вопросы (части речи).
4. Образовать словосочетания с данными словами.
5. К данным словам подобрать слова, противоположные по смыслу, близкие по значению.
6. Выписать 4–5 слов, которые можно назвать одним словом.
7. Выписать 4–5 слов, в которых ударение падает на 1, 2, 3, 4 слог, обозначить орфограмму.
8. Выписать слова с одинаковым количеством звуков и букв меньше, больше (фонетика).
9. Учить детей составлять несложные ребусы со словарными словами (перестановка, замена букв, прибавление в начале или на конце слова буквы, исключение из слова звука, буквы).
10. Упражнение, направленное на графическое запоминание образа слова: списывание с выделением орфограмм.
11. Зрительный диктант с предварительным анализом.
12. Письмо слов по памяти на определенную тему, с последующей проверкой: записать слова по памяти, после последнего слова поставить /, открыть словарь, проверить слова, дописать после черты недописанные слова.
13. Обучающий диктант. На доске записаны словарные слова. Выписать только те, в правописании которых учащиеся сомневаются. Слова на доске закрыть. Запись под диктовку. Взаимопроверка, самопроверка по образцу на доске.
14.На доске записано 8 слов: 4 слова из словаря, 4 слова – без орфограмм. Выписать слова с орфограммой.
3
Упражнения с элементами игры
“Кто больше запомнит?” (3 команды)
На доске записаны три рифмовки с безударными гласными, не проверяемыми ударением: Баран, гараж, газета
1. Пальто, завод, ракета, Магазин, базар, батон, Пассажир, багаж, вагон, Кастрюля, капуста, арбуз и банан, Картина, карман, карандаш и стакан.
Диван, пианино, рисунок, пион
2. Ситро, лимонад, кипяток и бидон, Гирлянда, фиалка, сирень и лимон, Милиция, митинг, пилот, миллион, Минута, нигде, никогда, никуда – Все с безударною пишут всегда.
Нужно прочитать и запомнить как можно больше слов рифмовки. Текст закрыть, дети пишут по памяти. Выигрывает тот, кто правильно запишет наибольшее количество слов.
4“Замени одним словом”.
1. Крупный населенный пункт (город). 2. Главный город в стране (столица). 3. Жители страны (народ) и т.д.
Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос кто? или что?