Автор рассматривает психолого-педагогические принципы организации урока в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Даны рекомендации, как проектировать урок в соответствии с ФГОС.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические принципы организации урока»
Психолого-педагогические принципы организации урока в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Цыбикова Людмила Намсараевна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №32 г . Улан-Удэ
Психолого-педагогические принципы организации урока
- Как вы считаете, почему:
учителю не всегда удаётся удержать внимание детей на уроке? чем интересней материал, тем труднее уложиться во временные границы урока? у многих детей теряется интерес к учёбе?
Психолого-педагогические принципы организации урока
Предъявляет ли ФГОС новые требования к уроку ?
Психолого-педагогические принципы организации урока
Урок – место встречи всех участников учебного процесса : учителя, детей, родителей, администрации школы, коллег
« Учитель открывает двери, входишь ты сам»
(китайская пословица)
Психолого-педагогические принципы организации урока
Как учителю создать условия для формирования учебной деятельности на уроке?
3 средства:
Предметное содержание. Технология организации деятельности учащихся. Коммуникация участников учебного процесса.
Психолого-педагогические принципы организации урока
Что такое деятельностный подход? Знаниевый подход
Деятельностный подход
Цель - ЗУН
Цель - УД
«Это лишь иллюзия, что запомненное, выученное
Результат -
и есть знание»
«Учебная деятельность –
это деятельность
Результат -
усвоение ЗУН
Главная ценность -
(В.П. Зинченко)
способность к самообучению
по самоизменению»
воспроизведение усвоенного
Главная ценность - самостоятельность мышления
(Д.Б. Эльконин)
≠
Психолого-педагогические принципы организации урока
Соблюдение временных рамок важно при оценке урока)
Главное при оценке урока - - что сделали сами дети?
Психолого-педагогические принципы организации урока
Урок – это акт учебной деятельности Структура учебной деятельности:
Постановка задачи (проблемы) Решение задачи. Освоение (применение) нового знания (способа). Контроль и оценка результатов решенной задачи.
Психолого-педагогические принципы организации урока
Ч т о нужно анализировать в уроке? Выбор и развертку предметного содержания на уроке,
Выбор форм организации деятельности учащихся,
Выбор коммуникативных позиций участников образовательного процесса
Психолого-педагогические принципы организации урока
Ч т о нужно анализировать в уроке?
Вместо изложения и объяснения – постановка задачи Вместо «Прочитай и запомни…» - «Сделай, попробуй сделать сам…»
Психолого-педагогические принципы организации урока
Ч т о нужно анализировать в уроке?
Форма организации деятельности учащихся:
Вместо фронтальной работы (наименьшая учебная активность - групповая, парная, индивидуальная (наивысшая учебная активность)
Психолого-педагогические принципы организации урока
Ч т о нужно анализировать в уроке?
Особенности коммуникации:
Вместо «Я рассказываю, а вы слушаете» - «Давайте обсудим», «Подумаем вместе»,
«Вы согласны?»
Вместо «эффекта подсолнуха» (видят и слышим только учителя) видим, слышим, слушаем, оцениваем друг друга.