kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогические и методологические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество начинается там, где перестает быть только ответом, только решением заранее поставленной задачи. При этом оно остается и решением, и ответом, но вместе с тем в нем есть нечто «сверх того», что и определяет его качественный статус.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические и методологические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.»

Психолого-педагогические и методологические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.


I.I Понятие творческих способностей


Творчество начинается там, где перестает быть только ответом, только решением заранее поставленной задачи. При этом оно остается и решением, и ответом, но вместе с тем в нем есть нечто «сверх того», что и определяет его качественный статус.

Творчество – все, созданное человеком. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей – их творцами (Платон). Такой подход к творчеству был для античной педагогики в ее лучших образцах.Процесс мышления, действительно, представляет собой «припоминание» той способности, которая была сформирована у ребенка предметным образом. Психологически это воспринимается как удивление, свидетельствующее о столкновении с противоречием.

Творчество – деятельность, в которой развитие человека безгранично. Именно творчество и предоставляет ему возможность для активизации себя.

Творчество – активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей.


Если в античной философии и педагогике творчество понимается как открытие нового, а новизна присутствует во всем, созданном человеком, то «новизна» в интерпретации И.Канта представляет собой нечто редкое и хранимое в тайне. «Новизна» становится здесь источником и средством оживления внимания. Творчество все более субъективируется и из универсальной превращается в частичную способность человека.


Творческие способности – способность индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки (Я.А. Пономарев, Дж. Гилфорд).


При исследовании творчества и одаренности с особой остротой встают вопросы, связанные с раскрытие природы и структуры умственных (интеллекта) и специальных способностей. Существует несколько подходов к проблеме раскрытия понятия «творческие способности». Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.


Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей.


Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.


Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни – системы условных рефлексов.


Способности различаются по качеству, широте, своеобразно их сочетания (структуре) и степени развития. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются.


О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т.д.По широте различаются: общие; специальные.


Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т.п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности.Однако, современная педагогическая наука аналитична. За задатками анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требования конкретной деятельностью не видно реального действующего человека. В связи с этим я хочу обратиться к работам Клименко В.В. По его словам, задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов, односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором – проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется – просто сохраняется) превращение их в факт создания .Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток – потенциальная нереализованная способность. Материализация продуктов чувствительности состоит из 3-х видов способностей:


способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы;


способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения);


способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человек, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с конкретными вещами и предметами


В развитии творческих способностей важнейшую роль играет самообразование личности. Для того, чтобы полностью реализовать скрытый до поры, до времени талант, необходимо заниматься постоянно поиском необходимой информации. А это значит, что в творческой деятельности чтение поглощает массу времени и, во многих случаях, не является вполне продуктивным. Искусству чтения книг нужно учиться. Чтение должно быть регулярным и целесообразным. Прежде чем начать читать, ребенка нужно познакомить с автором, предисловием, оглавлением книги. Нередко, уже после поверхностного знакомства с книгой, можно установить, что ее читать не следует. Чтобы убедиться в этом, надо ее просмотреть, медленно перелистывая страницы. Особое внимание обратить на выводы и предложения.


Для того, чтобы чтение принесло максимум пользы, а текст хорошо запомниться, надо подготовить ребенка психологически: осознать необходимость чтения, чтобы появился интерес, настроение, уверенность в полезности текста.


Входить в процесс чтения надо постепенно, чтобы сосредоточиться на глубоком и полном восприятии изучаемого материала. Только вдумчивое медленное чтение позволяет постичь смысл и красоту литературных шедевров. Вместе с тем в творческой деятельности возникает необходимость изучить секреты быстрого чтения. Надо научиться схватывать главные мысли за предельно короткое время, находить в тексте зрительно блоки, несущие максимум информации.


Рассматривая вопросы развития творческих способностей, необходимо прежде всего уяснить на чем основывается процесс познавательной деятельности человека по созданию новых по замыслу материальных и культурных ценностей.


Можно выделить важнейшие компоненты мыслительного процесса, обеспечивающие поиск оригинальных по своей новизне решений теоретических и практических задач.


Интеллект не ниже среднего, связанный со способностью к творчеству.


Творческое мышление – осознанный анализу ситуацией, стремление осмысленно и целенаправленно варьировать теми или иными свойствами элементов ситуации между тем, что имеется и что нужно получить. Продуктивное творчество обеспечивается наличием у человека способностей, умений и мотивов к творческой деятельности.


Использование эвристических приемов: временное упрощение ситуации, анализ общего положения на отдельных примерах, поиск решений задачи от конца к началу, использование аналогий и ассоциаций.


Догадка, озарение, гипотеза, возникающие неожиданно в процессе постановки эксперимента.


Воображение – построение образа средств и конечных результатов проводимых исследований. Воображение отбрасывает второстепенные подробности, отдельные элементы, пренебрегает некоторыми условностями, абстрагирует понятия, отрешает исследователя от привычных представлений. Проблемная ситуация преобразуется в осознаваемую человеком задачу, что позволяет хотя бы предварительно расчленить известное и неизвестное. Мыслительный образ – это внутренняя имитация, воспроизведение всех свойств объекта в создании. В вашем воображении может разрабатываться стратегия, план, предметы, которые в данный момент физически отсутствуют. Игра воображения – эффективный способ развить творческую способность и многогранность мышления.


Фантазия (гр. – воображение) синтезирует воображение, представление, мысли, образы, созданные воображением в преувеличенном или сверхъестественном виде. Является важнейшим компонентом творческого мышления.


Интуиция (чутье) – подсознательно возникающее знание, без сознания путей и условий его получения.


Наблюдательность – умение подмечать существенные, в том числе и малозаметные особенности предметов и явлений путем концентрации внимания на исследуемом объекте и его деталях.


Эмоциональный настрой – удивление, (успех), вдохновение, неистребимое желание решить поставленную творческую задачу.


Вербальное мышление – способность пользоваться словами.


Математическое мышление.


Что же такое творческая личность? Какими качествами должна обладать творческая личность?


Гармоничная подготовка к творческой деятельности предполагает ориентацию на систему общих для разных видов творчества качеств личности. Главная особенность творческой личности – потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью. Как известно, потребности определяют, в конечном счете, образ жизни и деятельности человека.


Качества творческой личности неотделимы от общественной исторических условий их формирования и реализации. Это и надо учитывать при рассмотрении социальной направленности качеств творца, их мотивации.


Для педагогики существенно понимание творчества учащихся как такового процесса освоения в условиях учебно-воспитательного коллектива материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, в ходе которого происходит формирование качеств творца. Ориентация в качествах творческой личности позволяет, во-первых, заметить зародыши творческих черт у учащихся, во – вторых, сосредоточить внимание на их воспитание и, в-третьих, предостеречь от их подавления. А это является, пожалуй, при незнании педагогики творчества является самой большой опасностью как в школе, так и в семье.


Однако возникают вопросы: существуют ли вообще особые качества личности, необходимые для творчества, и чем отличаются творцы от не творцов. Ответы зависят от понимания творчества. А это, как уже было сказано выше, всегда процесс созидания нового, разной степени новизны и общественной значимости.


Нередким недостатком рассуждений о качествах личности творческой является то, что не учитывается их проявление в основных этапах творческого процесса.


А ведь каждый этап творчества требует особых проявлений качеств личности. Какие же качества следует считать узловыми, интегративными с точки зрения основных этапов творчества? Видимо те, которые выражают сущность этих этапов.


Если этап возникновения творческой ситуации связан с осознанием проблемы, переживанием противоречивости действительности, то качество, интегрирующее все остальные, может быть выражено формулой – «жить под сенью парадоксов.» Эвристический этап предполагает генерирование идеи, замысла, синтеза нового. Здесь требование другое – «связывать несвязуемое». Наконец, этап завершения предполагает основание нового, проверку и воплощение. Основное качество этого этапа можно выразить формулой «проверяй, прочно ли основание». Эти качества интегрируют все остальные, образуя систему творческой качеств личности, включая ее интеллектуальные, эмоционально-чувственные и волевые компоненты.


Для первого этапа творчества особенно важно чувство нового, идущее рядом с чуткостью к противоречиям.

Чувство нового – одно их главных творческих качеств, которое, оказывается, не так просто сформировать и сохранить. Не секрет, что без нового многим жить удобнее, спокойнее. Из такого состояния человека и рождается мизонеизм (буквально - ненависть к новому), как называл это чувство русский патентовед Энгельмейер. Он утверждал, что это своего рода психическая болезнь слабых духом людей, в страхе цепляющихся за известное, привычное. Для того, чтобы не возникла предрасположенность к конфликтам с новым, надо уже в школе, чаще включая учащихся в творческий процесс, воспитывать интерес и любовь к новому. При этом следует учитывать благотворное влияние на формирование чувства нового искусства с его непосредственностью восприятия мира, развития эстетических чувств.


Другое важное качество творческой личности – интуиция, образование «удивительной смеси опыта и разума». Это качество необходимо для второго этапа творческого процесса. Оно тесно связано со способностью к творческому воображению, творческой фантазии, позволяющей «связать несвязуемое», противоречивое, в чем и состоит суть подлинного творчества. А если это так, то несомненна диалектичность творческих структур мысли, художественных образов, переживаний. И, следовательно, особую роль в творчестве должно играть диалектическое мышление. Это есть диалог учителя с классом, а не монолог должен стать ведущим средством развития мысли школьников и познания мира через противоречия – через их развертывание и разрешение.


Для завершающего этапа творческого процесса существенны такие качества, как самокритичность (в отношении результатов творчества) и упорство в доведении дела до конца. Техническая идея, научная гипотеза, теория, художественный замысел могут оказаться несостоятельными или невоплощенными в конечной, конкретной форме без этих черт личности.


Названные качества не исчерпывают, конечно, личность творца.


Несомненно, способствует творчеству и чувство юмора, остроумие, способность порождать или переживать комическое. Ведь творчество основывается на умении видеть несоответствие, что и лежит в основе порождения и восприятии комического. Утверждается даже, что именно острота – модель творческого акта.


Выделяют еще и такие качества творческой личности, как подвижность ума, смелость и независимость суждений, умение синтуировать и анализировать идеи. Утверждается, что люди, предрасположенные к творчеству, обычно отходят от «средней нормы» поведения. У них часто трудные характеры. Они не конформисты, меньше других считаются с условностями, концентрируют внимание на вопросах существенных, способны к широкому синтезу. Им свойственно ощущение «особой миссии», они умеют стоять на своем, идти на риск. Склонны даже попадать в конфликтные ситуации, вызывая беспокойство и непонимание окружающих.


Подводя итог в вопросе качеств творческой личности, следует добавить, что в зависимости от вида творчества (научное, художественное, литературное) одни из них могут выступать ярче, чем другие. Соединяясь с неповторимыми чертами конкретного человека, а также с особенностями творческих поисков, перечисленные качества образуют нередко удивительный сплав творческой индивидуальности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Потапова Любовь Алексеевна

Дата: 14.07.2019

Номер свидетельства: 516767


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства