Просмотр содержимого документа
«Психологические барьеры и ресурсы лиц с ОВЗ в инклюзивном процессе.»
Психологические барьеры и ресурсы лиц с ОВЗ в инклюзивном процессе.
Психологические барьеры участников образовательных отношений в инклюзивном пространстве
Внутренние
качества
Психологические барьеры участников образовательных отношений в инклюзивном пространстве.
Установки
Активное внедрение
иреализация
данного процесса.
Отношения
Психологические барьеры педагогов
Страх перед неизвестным и вред от инклюзии для остальных учащихся.
Негативные установки и предубеждения . Например, убеждение, что работать с ребёнком с ОВЗ и инвалидностью — это не профессия обычного педагога, а специалиста-дефектолога.
Профессиональная неуверенность и нежелание меняться.
Неопределённость результата обучения . У учителя может появляться чувство неуверенности в своих усилиях, состояние «зря потраченного времени».
Убеждение, что задача педагога — дать учащимся только образовательную программу .
Психологические барьеры родителей обучающихся с ОВЗ
Недостаточный уровень адаптивности.
Негативный опыт взаимодействия с социумом.
Конформистская позиция относительно оценки возможностей их детей.
Недостаточный уровень правовой компетентности в сфере защиты прав ребёнка.
Необходимость активной позиции родителей в процессе адаптации ребенка.
Психологические барьеры родителей , воспитывающих детей с условно нормативным развитием
Социальное дистанцирование.
Отсутствие положительного опыта взаимодействия с семьями лиц с ОВЗ.
Отрывочные, поверхностные знания о своебразии развития детей с ОВЗ.
Недостаточный уровень осведомленности в области целей и задач инклюзии.
Опасения за профессиональную некомпетентность педагогических работников.
Психологические барьеры обучающихся:
Барьер стыда;
Диссоциабельность — это неспособность адаптироваться к социальной реальности, к её нормам и ценностям;
Чувство неполноценности;
Деструктивные коммуникативные установки ;
Страхи в сфере межличностных отношений.
Преодоление указанных барьеров возможно посредством формирования психологической готовности всех участников
ресурсы – это физические и духовные возможности личности, активизация которых определяет предотвращение или купирование стресса на основе реализации и выполнения соответствующих стратегий и программы поведения (В.А. Бодров );
ресурсы – это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных / стрессовых жизненных ситуациях, а также необходимые для трансформации взаимодействия в данной ситуации (Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова );
ресурсы – внутренние персональные характеристики (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.), психические и физические состояния, волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, необходимые для выживания, адаптации и сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях, служащие средствами достижения лично значимых целей (С. Хобфолл )
Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья
Автор
Психологические ресурсы
Александрова Л.А.
Субъективная витальность;
Л.В.Куликов
Лебедева А.А.
жизнестойкость;
Бобожей В.В.
Активная жизненная установка и мотивация преодоления;
отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста;
толерантность к неопределенности;
самоэффективность;
сила Я-концепции;
стратегии совладания
самоуважение;
самооценка;
ощущение собственной значимости;
«самодостаточность»;
позитивность и рациональность мышления;
эмоционально-волевые качества;
физические ресурсы
Структура Жизненного потенциала личности
1) статусный потенциал – комплекс устойчивых свойств, мало поддающихся трансформациям на протяжении жизненного пути личности:
· физиологических : уровень физического здоровья, развития и резервов организма, выраженность биологических потребностей;
· психологических : уровень общей активности, способностей, мотивации достижения и самоэффективности личности, выраженность базовых психологических потребностей;
· культурных: система ценностей, нравственных норм, идеалов, образованность, выраженность высших психологических потребностей.
нервно-психическую устойчивость как условие обеспечения толерантности к стрессу;
самооценку личности – ядро саморегуляции, соотносящее условия деятельности с возможностями;
ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;
уровень конфликтности личности;
опыт социального общения.
Основные характеристики психических структур, отвечающие за состояние здоровья личности
1. Сформированность представлений о здоровье и болезни;
2. Позитивный эмоциональный настрой, базирующийся на использовании внутриличностных ресурсов, определяющий осознание потенциала здоровья и специфику отношений к себе, другим, к жизни в целом;
3. Индивидуальные активные поведенческие стратегии в отношении укрепления здоровья и преодоления болезней («установка быть здоровым»), определяемые характером включенности субъекта в социальную практику оздоровления;
Литература:
Фоминых Е. С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 86–92. – URL:http://e-koncept.ru/2016/56332.htm.
Соловьева С.Л. Ресурсы личности // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. – 2010. № 2. URL: http:// medpsy.ru.
Глухова Е. С. Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования // Психология обучения. – 2013. – № 1. – С. 28–39.