kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические барьеры и ресурсы лиц с ОВЗ в инклюзивном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологические барьеры участников образовательных отношений в инклюзивном пространстве.

Психологические барьеры педагогов

Психологические барьеры родителей обучающихся с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологические барьеры и ресурсы лиц с ОВЗ в инклюзивном процессе.»

Психологические барьеры и ресурсы лиц с ОВЗ в инклюзивном процессе.

Психологические барьеры и ресурсы лиц с ОВЗ в инклюзивном процессе.

Психологические барьеры участников образовательных отношений в инклюзивном пространстве Внутренние качества Психологические барьеры участников образовательных отношений в инклюзивном пространстве. Установки Активное внедрение  и  реализация  данного процесса. Отношения

Психологические барьеры участников образовательных отношений в инклюзивном пространстве

Внутренние

качества

Психологические барьеры участников образовательных отношений в инклюзивном пространстве.

Установки

Активное внедрение

и реализация

данного процесса.

Отношения

Психологические барьеры педагогов Страх перед неизвестным  и вред от инклюзии для остальных учащихся.  Негативные установки и предубеждения .  Например, убеждение, что работать с ребёнком с ОВЗ и инвалидностью — это не профессия обычного педагога, а специалиста-дефектолога. Профессиональная неуверенность  и нежелание меняться. Неопределённость результата обучения . У учителя может появляться чувство неуверенности в своих усилиях, состояние «зря потраченного времени». Убеждение, что задача педагога — дать учащимся только образовательную программу . 

Психологические барьеры педагогов

Страх перед неизвестным  и вред от инклюзии для остальных учащихся. 

Негативные установки и предубеждения .  Например, убеждение, что работать с ребёнком с ОВЗ и инвалидностью — это не профессия обычного педагога, а специалиста-дефектолога.

Профессиональная неуверенность  и нежелание меняться.

Неопределённость результата обучения . У учителя может появляться чувство неуверенности в своих усилиях, состояние «зря потраченного времени».

Убеждение, что задача педагога — дать учащимся только образовательную программу

Психологические барьеры родителей обучающихся с ОВЗ Недостаточный уровень адаптивности. Негативный опыт взаимодействия с социумом. Конформистская позиция относительно оценки возможностей их детей. Недостаточный уровень правовой компетентности в сфере защиты прав ребёнка. Необходимость активной позиции родителей в процессе адаптации ребенка.

Психологические барьеры родителей обучающихся с ОВЗ

Недостаточный уровень адаптивности.

Негативный опыт взаимодействия с социумом.

Конформистская позиция относительно оценки возможностей их детей.

Недостаточный уровень правовой компетентности в сфере защиты прав ребёнка.

Необходимость активной позиции родителей в процессе адаптации ребенка.

Психологические барьеры родителей , воспитывающих детей с условно нормативным развитием Социальное дистанцирование. Отсутствие положительного опыта взаимодействия с семьями лиц с ОВЗ. Отрывочные, поверхностные знания о своебразии развития детей с ОВЗ. Недостаточный уровень осведомленности в области целей и задач инклюзии. Опасения за профессиональную некомпетентность педагогических работников.

Психологические барьеры родителей , воспитывающих детей с условно нормативным развитием

Социальное дистанцирование.

Отсутствие положительного опыта взаимодействия с семьями лиц с ОВЗ.

Отрывочные, поверхностные знания о своебразии развития детей с ОВЗ.

Недостаточный уровень осведомленности в области целей и задач инклюзии.

Опасения за профессиональную некомпетентность педагогических работников.

Психологические барьеры обучающихся: Барьер стыда; Диссоциабельность — это неспособность адаптироваться к социальной реальности, к её нормам и ценностям; Чувство неполноценности; Деструктивные коммуникативные установки ; Страхи в сфере межличностных отношений.

Психологические барьеры обучающихся:

Барьер стыда;

Диссоциабельность — это неспособность адаптироваться к социальной реальности, к её нормам и ценностям;

Чувство неполноценности;

Деструктивные коммуникативные установки ;

Страхи в сфере межличностных отношений.

Преодоление  указанных  барьеров  возможно  посредством  формирования  психологической  готовности  всех участников Обучающиеся с ОВЗ Родители детей с ОВЗ ПЕДАГОГИ Родители детей с типичным развитием Обучающиеся с нормативным развитием

Преодоление указанных барьеров возможно посредством формирования психологической готовности всех участников

Обучающиеся с ОВЗ

Родители детей с ОВЗ

ПЕДАГОГИ

Родители детей с типичным развитием

Обучающиеся с нормативным развитием

Барьеры и трудности в адаптации лиц с ОВЗ: институциональные (отсутствие универсального дизайна) социальные

Барьеры и трудности в адаптации лиц с ОВЗ:

институциональные (отсутствие универсального дизайна)

социальные

физические личностные духовные интеллектуальные Психологические ресурсы лиц с ОВЗ

физические

личностные

духовные

интеллектуальные

Психологические ресурсы лиц с ОВЗ

ресурсы – это физические и духовные возможности личности, активизация которых определяет предотвращение или купирование стресса на основе реализации и выполнения соответствующих стратегий и программы поведения (В.А. Бодров ); ресурсы  – это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных / стрессовых жизненных ситуациях, а также необходимые для трансформации взаимодействия в данной ситуации (Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова ); ресурсы   – внутренние персональные характеристики (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.), психические и физические состояния, волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, необходимые для выживания, адаптации и сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях, служащие средствами достижения лично значимых целей (С. Хобфолл )
  • ресурсы – это физические и духовные возможности личности, активизация которых определяет предотвращение или купирование стресса на основе реализации и выполнения соответствующих стратегий и программы поведения (В.А. Бодров );
  • ресурсы  – это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных / стрессовых жизненных ситуациях, а также необходимые для трансформации взаимодействия в данной ситуации (Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова );
  • ресурсы   – внутренние персональные характеристики (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.), психические и физические состояния, волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, необходимые для выживания, адаптации и сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях, служащие средствами достижения лично значимых целей (С. Хобфолл )
Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья Автор Психологические ресурсы Александрова Л.А. Субъективная витальность; Л.В.Куликов Лебедева А.А. жизнестойкость; Бобожей В.В. Активная жизненная установка и мотивация преодоления;   отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; толерантность к неопределенности; самоэффективность; сила Я-концепции; стратегии совладания самоуважение; самооценка; ощущение собственной значимости; «самодостаточность»; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы

Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья

Автор

Психологические ресурсы

Александрова Л.А.

Субъективная витальность;

Л.В.Куликов

Лебедева А.А.

жизнестойкость;

Бобожей В.В.

Активная жизненная установка и мотивация преодоления;

отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста;

толерантность к неопределенности;

самоэффективность;

сила Я-концепции;

стратегии совладания

самоуважение;

самооценка;

ощущение собственной значимости;

«самодостаточность»;

позитивность и рациональность мышления;

эмоционально-волевые качества;

физические ресурсы

Структура Жизненного потенциала личности   1) статусный потенциал   – комплекс устойчивых свойств, мало поддающихся трансформациям на протяжении жизненного пути личности: · физиологических : уровень физического здоровья, развития и резервов организма, выраженность биологических потребностей; · психологических : уровень общей активности, способностей, мотивации достижения и самоэффективности личности, выраженность базовых психологических потребностей; · культурных: система ценностей, нравственных норм, идеалов, образованность, выраженность высших психологических потребностей. 2)   ситуационный потенциал   – ядро жизнедеятельности, базовый элемент потребностей, интересов, ценностей, мотивационных тенденций личности: ощущение своей силы, желание активно действовать, чувство радости от самого факта своей жизни.

Структура Жизненного потенциала личности  

1) статусный потенциал   – комплекс устойчивых свойств, мало поддающихся трансформациям на протяжении жизненного пути личности:

  • · физиологических : уровень физического здоровья, развития и резервов организма, выраженность биологических потребностей;
  • · психологических : уровень общей активности, способностей, мотивации достижения и самоэффективности личности, выраженность базовых психологических потребностей;
  • · культурных: система ценностей, нравственных норм, идеалов, образованность, выраженность высших психологических потребностей.

2)   ситуационный потенциал   – ядро жизнедеятельности, базовый элемент потребностей, интересов, ценностей, мотивационных тенденций личности:

ощущение своей силы,

желание активно действовать,

чувство радости от самого факта своей жизни.

Личностный адаптационный потенциал включает:

Личностный адаптационный потенциал включает:

  • нервно-психическую устойчивость как условие обеспечения толерантности к стрессу;
  • самооценку личности – ядро саморегуляции, соотносящее условия деятельности с возможностями;
  • ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;
  • уровень конфликтности личности;
  • опыт социального общения.
Основные характеристики психических структур, отвечающие за состояние здоровья личности 1. Сформированность представлений о здоровье и болезни; 2. Позитивный эмоциональный настрой, базирующийся на использовании внутриличностных ресурсов, определяющий осознание потенциала здоровья и специфику отношений к себе, другим, к жизни в целом; 3. Индивидуальные активные поведенческие стратегии  в отношении укрепления здоровья и преодоления болезней («установка быть здоровым»), определяемые характером включенности субъекта в социальную практику оздоровления;

Основные характеристики психических структур, отвечающие за состояние здоровья личности

1. Сформированность представлений о здоровье и болезни;

2. Позитивный эмоциональный настрой, базирующийся на использовании внутриличностных ресурсов, определяющий осознание потенциала здоровья и специфику отношений к себе, другим, к жизни в целом;

3. Индивидуальные активные поведенческие стратегии  в отношении укрепления здоровья и преодоления болезней («установка быть здоровым»), определяемые характером включенности субъекта в социальную практику оздоровления;

Литература:

Литература:

  • Фоминых Е. С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 86–92. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56332.htm .
  • Соловьева С.Л. Ресурсы личности // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. – 2010. № 2. URL: http:// medpsy.ru.
  • Глухова Е. С. Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования // Психология обучения. – 2013. – № 1. – С. 28–39.
Спасибо за   внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Психологические барьеры и ресурсы лиц с ОВЗ в инклюзивном процессе.

Автор: Матвеева Татьяна Олеговна

Дата: 23.12.2024

Номер свидетельства: 662453


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства