Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе.»
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ПЕРВОМ КЛАССЕ
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №81Сидоренко Т.Е.
ПОЗНАВАТЬ, НЕ РАЗМЫШЛЯЯ, - БЕСПОЛЕЗНО, РАЗМЫШЛЯТЬ, НЕ ПОЗНАВАЯ, - ОПАСНО. КОНФУЦИЙ
Если раньше приоритетной целью образования являлось усвоение суммы знаний, которое выработало человечество, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации. Из сказанного выше вытекает следующий вывод: меняется парадигма образования – с формирующей на развивающую.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ – ЭТО СОВМЕСТНАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ ИЛИ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИМЕЮЩАЯ ОБЩУЮ ЦЕЛЬ.
Ученик
Учитель
1. Определяет цель деятельности.
1. Помогает определить цель деятельности.
2. Открывает новые знания.
2. Рекомендует источники получения информации.
3. Экспериментирует.
3. Раскрывает возможный результат работы.
4. Выбирает пути решения.
4. Содействует прогнозированию результата.
5. Активен.
5. Создаёт условия для активности школьников.
6. Субъект обучения.
6. Партнёр учеников.
7. Несёт ответственность за свою деятельность.
7. Помогает оценить полученный результат и выявить недостатки.
В ХОДЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ БЫЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ЗАДАЧИ,БЫЛА ПРОВЕДЕНА ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: С ПРОГУЛКИ ПРИНЕСЕНЫ СНЕЖКИ, ПОЛОЖЕНЫ В СТАКАНЫ ДЛЯ ТАЯНИЯ.
Потребовалось оборудование: стаканы с тающим снегом, стакан с воронкой и фильтром, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», 1 класс и рабочая тетрадь для 1 класса «Мир вокруг нас».
«ПОДУМАЙ!»:
Что вы принесли с прогулки?
Какого цвета были снежки?
Что с ними произошло?
Какого цвета вода?
Как думаете, чистая ли она?
Давайте проверим. Как это сделать?
Что нам для этого надо?
«ПРОДЕЛАЙ ОПЫТ!»:
в стаканчик с фильтром переливается снеговая вода.
Обращается внимание на то, каким стал фильтр. Откуда взялась грязь на фильтре?
А откуда в снежках грязь? (идёт выдвижение гипотез или предположений)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ НА УРОК
На какой вопрос ищем ответ?
Зачем нам это надо выяснить?
Что нам это даст? (на доске появляется тема урока)
Где будем искать ответ на этот вопрос? Что нам поможет в наших исследованиях?
Внимательно рассмотрите иллюстрацию учебника на с.64, обратив внимание на стрелки. Проследите путь Злючки - Грязючки по ним, используя фишку коричневого цвета.
ОТКУДА ГРЯЗЬ В СТАКАНЕ? А ОТКУДА ОНА В СНЕГУ?
Зимой в снежках можно обнаружить и другую грязь. Как вы думаете, какую? Какой источник информации, имеющейся у нас, ещё не использовали мы, чтобы полнее ответить на вопрос урока? (Конечно же, рабочую тетрадь.) Идёт обсуждение серии картинок и рисование на с.27-28: Так какая ещё грязь может быть в снежках? Как с этим бороться?
Г) Что произойдёт со снегом весной? Куда может попасть Злючка-Грязючка? Где будем искать ответ на этот вопрос? (Конечно же, в учебнике на с.65. при помощи коричневых фишек.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Снежинки
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок-
Получается снежок.
Мы деревья побелили-
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
СКАЗКА:
Как ребята победили Злючку-Грязючку.
Очень она любила дым заводов, выхлопные газы автомобилей, воду из сливных труб. А ещё она любила путешествовать по рекам, озёрам и морям. Ведь она могла заняться своим любимым делом: испачкать всё, что ей повстречалось на пути.
Узнали дети про её проказы и решили с ней бороться. Начали с того, что посоветовали взрослым поставить на дымящие трубы специальные очистительные ловушки. А когда увидели множество автомобилей, из труб которых вырываются клубы выхлопных газов, быстренько придумали и расставили дорожные знаки, заставляющие водителей следить за исправностью своих машин.
И тут ребята пришли к пруду. Увидев на бережку разбросанный мусор, дружно накинулись на него, собрали весь в пакеты, выбросили в мусорный контейнер.
А вытирая пот со лба после работы, они вдруг заметили, что небо ярко-голубое, облака белые-пребелые, а птицы запели ещё громче и звонче, а травка стала ещё зеленее. От всего этого так хорошо и приятно было на душе у ребят!
(так как первоклассники испытывают очень большую сложность с записью текста, его целесообразно записать учителю по ходу разговора.Что и явится завершением работы по исследованию проблемы «Откуда в снежках грязь?)
РЕФЛЕКСИЯ:
1) Сделайте вывод, используя следующее «клише»:
На уроке я узнал ….
Мне удалось научиться ….
2) Оцените работу своей группы при помощи сигнального веера, при этом не забудьте посовещаться.