Просмотр содержимого документа
«Проектирование учителем контрольно-оценочной деятельности (из опыта работы)»
Проектирование учителем контрольно-оценочной деятельности
(из опыта работы Фоминой Н.А.)
Глубочайшим свойством человеческой натуры является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству.
У. Джеймс
Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.
Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями. Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля.
Виды контроля
Предварительный
Текущий
Тематический
Итоговый
На уровне предварительного контроля можно
использовать следующие приемы:
- «Мозговой штурм» (Что вы уже знаете по данной теме?)
- «Белые пятна» (Что бы вы хотели узнать по данной теме?)
- «Маршрутный лист» (Составьте план работы. Какие вопросы необходимо рассмотреть? С чего лучше начать и почему?)
Запишите словосочетания и над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.
Съесть порцию мороженого – сварить мороженого судака, надеть рабочий костюм – рабочий с нашего завода.
Задания для любознательных
«Чужая мягкость» (бантик, мостик)
«Какого числа слово листва и какого рода борода?»
«В чём секрет написания слов?» (ожог – сущ. , ожёг – гл.)
Сочини небольшой рассказ (стих, сказку, историю) на тему: «Кто такие дети?»,«Мой портрет», миниатюру на одну из тем: « Здорово! Моя мечта сбылась!», «Что я люблю и чего не люблю»
весёлые
жизнерадостные
маленькие
добрые
смешные
дружные
смелые
наблюдательные
капризные
играют
бегают
мечтают
фантазируют
помогают взрослым
ухаживают за животными
танцуют
поют
На уровне текущего контроля можно использовать
тренажёры (на компьютере или на печатной основе);
перфокарты и карточки для индивидуальной работы;
задания с ловушками (на уроках математики, русского языка по программе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова)
графические работы (рисунки, схемы, таблицы, диаграммы);
тесты (на компьютере или на печатной основе);
кроссворды;
приём «Пирамида знаний».
Использование тренажёров
Использование тренажёров
Использование тренажёров
Тема: Состав слова (3класс)
Дата
Приставка
12.09
19.09
1
Корень
0
Суффикс
1
03.10
Окончание
1
0
1
Основа
0
0
1
1
Колич.
0
1
1
баллов
2
1
3
1
5
Тема: Падежи (3класс)
Дата
12.10
Правил. ответов
Аккуратность
19.10
8
25.10
0
Допущены ошибки
Колич.баллов
10
10
И.п.
1
12
11
Р.п.
2
Д.п.
14
В.п.
1
Т.п.
2
1
П.п.
1
1
Использование перфокарт и карточек для индивидуальной работы
бли_кий
з
выру_ка
б
изре_ка
д
и_ти
мя_кий
д
у_кий
г
з
чу_кий
т
пе_цы
в
немно_ко
ж
незабу_ки
д
исче_
з
ку_шин
в
к берёзк_
- е, 1 скл., Д.п,
с ёлк_
- и, 1 скл., Р.п.
к ел_
- и, 3 скл.
в ельник_
- е, 2 скл., П.п.
под корк_й
- о -, 1 скл., под рекой.
с запах_м
- о -, 2 скл., с двором.
по колышк_м
- а -, мн.ч., по дворам.
на ладон_
- и -, 3 скл.
на ладошк_
- е -, 1 скл., П.п.
на роял_
- е -, 2 скл., П.п.
Использование перфокарт и карточек для индивидуальной работы
Непроизносимые согласные
Разделительные
Ъ, Ь знаки
раз
ярённый
ём
под
раз
яснение
с
ёмка
хал
в
е
плат
я
хлоп
я
лист
вороб
и
я
пер
обез
яна
и
мурав
ный
ужас
здра
ствуй
це
сер
ный
ненас
ный
чес
небес
ный
ный
ужас
ный
мес
ный
грус
вкусн
ный
ница
лес
чу
ства
Задания с ловушками
« Ловушка» (задание, не имеющее решения либо требующее уточнения)
Известно, что В = С. Сравни.
В + А * С + А В – К * С – К В + М * С
В – М * С + К В + К * С + А В – А * В - К
Определи, с какими величинами выполняются действия. Вычисли.
65 м – 8м 24 ч 40 мин – 25 мин
34 кг – 6 л 17 т 300 кг + 5т 150 кг
Построй к записям схемы. Найди остаток.
8 : 3 = 2 (ост. )
15 : 2 = 6 (ост. )
25 : 6 = 3 (ост. )
Определи какая цифра (2 или 5) должна стоять на месте точек.
*Составь текст, используя данные слова и подходящие предлоги.
пришла, лес, в…сна
д…рев…ях, набухли, поч…ки
м…л…дая, снегом, оживает, тра…ка
вернулись, юга, птицы (Проверяет учитель).
*Спиши, раскрывая скобки.
(С)к…тился колобок (с)…ко…ка,
(По)к…тился (по) д…ро…ке. (Проверяет учитель).
В тесте можно проверить умения учащихся «свернуть» информацию (например, задание «Используя приведенный ниже текст, составьте схему размножения и развития насекомых) и, наоборот ,«развернуть» информацию (например, «Рассмотрите рисунки и опишите последовательность этапов демонстрируемого опыта. Что доказывает данный эксперимент?»).
Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:
• контрольно-оценочная деятельность учителя;
• самоконтроль и самооценка;
• взаимоконтроль и взаимооценка.
Самооценивание
Для формирования действий контроля и оценки у учащихся можно использовать следующие педагогические приёмы:
Прием «Задания-ловушки» (готовые "ловушки” на рефлексию освоения способа действия) и «Составление заданий с ловушками»
Прием «Сопоставление своих действий и результата с образцом» .
Прием «Составление задачи, подобной данной» (направлен на вычленение существенного в представленной задаче).
Прием «Классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия).
Прием «Составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию).
Прием «Обнаружение причин ошибок и способы их устранение» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации).
Прием «Составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий).
Прием «Умные вопросы».
«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный– нужна помощь.
Различать изученные объекты на таблицах и в гербарии;
Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.
Оценка группы
Группы
Точность
1.
2.
Оригиналь-
изложения
Дополнения
материала
ность идей
Поведение
Умение
+
Общий
+
сотрудничать
+
-
балл
Индивидуальное оценивание работы в группе
Список участни
ков
Выдвижение идей
Вовлече
Умение задавать вопросы
ние товари
Умение отвечать на вопросы
щей в работу
Умение работать с учебни
Активное слушание
ком
Об
Отметка
щий балл
Комплексный подход к оценке результатов образования:
• оценка предметных результатов;
• оценка метапредметных результатов;
• оценка личностных результатов.
Сформированность УУД проверяем по диагностической тетради «Учимся учиться и действовать» (1-4кл.), проводим сравнительный анализ и корректируем работу по западающим вопросам.
В конце года проводим комплексную работу.
Каждый ребёнок имеет портфолио.
" Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились"