Просмотр содержимого документа
«Проект Ум ребенка находится на кончике пальцев»
Проект
Ум ребенка находится на кончике пальцев.
Авторы проекта:
Воробьева Ирина Владимировна, учитель начальных классов МАОУ "ООШ №32" г.Анжеро-Судженск
Галковская Анастасия Александровна, учитель начальных классов МАОУ "ООШ №32" г Анжеро-Судженска
Карташова Ирина Михайловна, учитель начальных классов МАОУ "ООШ №32" г.Анжеро-Судженска
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
руки с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребёнок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Цель проекта: развитие интеллектуальных способностей учащихся, через развитие мелкой моторики.
Задачи проекта:
Развивать способности и творческий потенциал обучающихся на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ОВЗ через индивидуальную образовательную траекторию.
Планируемые результаты реализации проекта
Положительная динамика обученности детей, повышение качества образования и воспитания школьников в целом
Новизна и практическая значимость работы
состоит в подборке методов, приёмов и средств, способствующих развитию мелкой моторики и, как следствие, интеллектуальных способностей обучающихся начальной школы
Народные потешки
Содержание практики Мелкая и крупная моторика
Крупная моторика предоставляет детям способность выполнять различные действия руками, ногами, телом. Даёт возможность сохранять равновесие, бегать, прыгать, ходить.
Мелкая моторика – это система скоординированных действий нервной системы, мышечной и костной тканей, в сочетании со зрительным восприятием в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к двигательным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость
Формы занятий по развитию движения пальцев
1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков; 2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки –ладошки»; 3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами; 4. Ира с мозаикой; 5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной; 6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами; 7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений; 8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую; 9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка; 10. Действия с мелкими игрушками; 11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание; 12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком; 13. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами; 14. Показ пальчикового театра; 15. Конструирование из лего, счётных палочек.
Приёмы практики
Кинезеологическая гимнастика
Элементы арт-терапии
Зеркальное рисование
Пальчиковое рисование
Пальчиковые игры
Результаты
Познавательный интерес и проявление своих возможностей.
Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Диагностика развития мелкой моторики рук младших школьников.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук у учащихся начальной школы
Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:
блок 1: упражнения на координацию движений;
блок 2: повторение фигур из пальцев;
блок 3: работа с бумагой;
блок 4: графические упражнения.
Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые педагог выставляет соответствующий бал:
1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;
2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;
3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.
Блок 1. Упражнения на координацию движений
«Ладонь, кулак, ребро».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Блок 2. Повторение фигур из пальцев
«Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).
«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).
«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
«Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).
Блок 3. Работа с бумагой
«Вырезание ножницами».
На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.
«Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).
На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом (рис. 1). Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.
Методика «Лес»
На рисунке изображен лес.
Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.
Игры
Игра «Умножение на скрепках»
Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, развитие логического мышления, внимания, закрепление знаний таблицы умножения.
Описание: участникам игры выдается набор карточек с примерами (таблица умножения) и ответы к ним на скрепках, задача игроков соединить пример и правильный ответ.
Игра «Цветные скрепочки»
Цели: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, закрепление названия цветов, развитие логического мышления, творческого воображения, воспитание усидчивости.
Описание: участники игры дополняют недостающие элементы к картинкам при помощи цветных скрепок.
Игры с прищепками «Кто что ест?» и «Который час?» Цель: развитие мелкой моторики рук, познавательного интереса, способствовать расширению и активации словаря, развитию памяти и мышления.
Описание: участнику игры предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных (обозначением минут, часов) на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи. (Вариант игры «Который час?», обозначить на циферблате деления с минутами и часами)
На занятиях…
Список литературы
1. Т.А. Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития».- СПб.: Речь,2004. 2. О.Н. Громова Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва , 2001 3. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов Изд.: «Родничок», Москва 2000 4. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками». Изд.: «Карапуз», 1998 год.
5. -Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика.– М.: 2003.-90с.