Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Анадыря»
38 попугаев или Как измерить расстояние без инструментов
Выполнил: Пономаренко Иван, 4 3 класс Руководитель: Журавлева Людмила Викторовна
Анадырь, 2019г
В детстве я часто смотрел мультфильм «38 попугаев». В нем звери пытались измерить длину Удава. Результаты у каждого получились разные: длина удава составляла «3 слоненка» или «5 мартышек» или «38 попугаев и 1 попугайское крылышко».
Но ведь измерять расстояния нужно так, чтобы и другие люди поняли, сколько это. И мне стало интересно, как же измеряли расстояния без современных инструментов?».
Тема исследования: Как измерить расстояние без инструментов
Объект исследования: Способы измерения расстояний.
Предмет исследования: различные меры длины, возможности и ограничения в их применении, понятие эталона, погрешности измерений.
Цель: показать возможность измерять расстояния без измерительных инструментов..
Задачи исследования:
-изучить литературу по теме;
-определить наиболее подходящие меры для разных измерений;
-изучить разные меры длины применительно к своему телу;
-статистически показать применимость мер на основе частей тела для разных людей;
-опытным путем подтвердить возможность измерения расстояний без инструмента с достаточной точностью;
Гипотеза: я предполагаю, что при бытовых измерениях или в экстренных ситуациях вполне можно обойтись без измерительных приборов для определения расстояний.
При работе над исследованием мною были использованы следующие методы: изучения литературных источников, эксперимента, статистического исследования, практического использования технологии.
Для измерений необходимо использовать какой-то эталон.
ЭТАЛОН (от фр. etalon - мерило, мера) 1. Мерило, образец для сравнения с чем-либо. 2. Образцовая мера или измерительный прибор, служащий для воспроизведения, хранения и передачи единиц измерения с наивысшей (достижимой при данном состоянии науки и техники) точностью.
Эталон или измерительный предмет должен обладать несколькими свойствами:
- должен быть доступен, быть «всегда под рукой»
- предмет, понятие, используемое для измерения, должно быть известно другим людям, легко воспроизводимо.
- иметь примерно одинаковый размер в разных местах, у разных людей.
Так нашим предкам и пришла идея использовать собственное тело, точнее его части, для измерения разных расстояний.
Вершок
Старинные русские меры длины
Система древнерусских мер длины, основанных на длине частей тела, включала в себя следующие основные меры: сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
За границей также широко применялись меры длины, основанные на длине частей тела человека. Из наиболее известных и широко распространенных можно назвать дюйм и фут.
Фут – длина стопы взрослого человека, в английской системе 31 см.
Дюйм—ширина большого пальца чуть ниже основания ногтя, около 2,5см
Выбор единицы измерения
Используемые меры длины должны быть удобны для подсчета и применения. Обмерив части своего тела, я выяснил, что для измерения небольших расстояний будет удобно использовать, например, пальцы рук. Мой «вершок» составил ровно 4 см.
Выбор единицы измерения
Для бОльших расстояний удобно использовать длину ступни, или фут. Мой «фут» составил 25см.
Для проверки применимости выбранных мер длины необходимо убедиться, что у других людей они имеют такую же величину. Для помощи я привлек своих одноклассников.
Было произведено измерение «вершка» у каждого из них.
Результаты измерений представлены в таблице и на графике.
Длина (см)
Кол-во человек
3,8
3,9
1
4,0
5
4,1
11
4,2
6
4,3
2
2
Из представленных данных видно, что у большинства моих одноклассников (22 из 27 человек или 81,5%) «вершок» также составляет значение, близкое к 4см.
Также были произведены измерения «фута». Для этого на листе бумаги обвели след обуви, затем измерили длину этого следа.
Результаты измерений представлены в таблице и на графике.
Длина (см)
Кол-во человек
23,5
24
1
24,5
5
25
11
25,5
6
26
3
26,5
1
1
Из представленных данных видно, что у большинства моих одноклассников (22 из 27 человек, также 81,5%) фут составил 24-25см.
Испытательным предметом стала моя любимая книга. Ее длина по одной из сторон составила ровно 4 вершка. Несложные подсчеты 4х4=16 показали, что размер книги составляет 16 см.
Проверка показала, что мои измерения точны!
Достоверность измерений была проверена и на моих одноклассниках. В качестве опыта я попросил их измерить с помощью «вершка» ширину стандартного листа формата А4.
Из приведенных данных видно, что большая часть результатов пришлась на диапазон 20-21см. Отклонение от истинной длины (21см) составило не более 1см, или не более 5%, что соответствует допустимой погрешности для бытовых измерений.
Вторым опытом было измерение ширины школьного коридора в футах.
Начиная от стены и приставляя одну ногу к другой, произвели замер ширины коридора в футах. Затем результат был умножен на длину собственного фута.
Результаты измерений представлены в таблице и на графике.
Результат (см)
480-489
Кол-во человек
1
490-499
500-509
1
510-519
3
5
520-529
530-539
6
6
540-549
4
550-559
1
Из представленных данных видно, что основная часть результатов (21 из 27) укладывается в интервал 510-550см, близкий к истинному результату в 534см. Это даже несколько меньше интервала допустимой погрешности в +/- 5% (508-560см).
Заключение.
Представленная работа показала, что при бытовых измерениях или в экстренных ситуациях вполне можно обойтись без измерительных приборов для определения расстояний. Нужно только немного изучить свое тело!