kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по теме "КСО - коллективный способ обучения на уроках в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу по теме "КСО - коллективный способ обучения на уроках в начальной школе"

КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:

  • принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
  • интернационализация процесса обучения: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;
  • дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;
  • всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
  • разновозрастности и разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
  • разнообразия тем (заданий, формул): с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
  • педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
  • непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

В свое время А. Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

  • изучение текстового материала по любому учебному предмету;
  • взаимообмен знаниями (применяется при изучении прежде всего естествоведческих дисциплин – химии, физики, географии, биологии, математики. Назначение этой методики – отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий) ;
  • решение задач и примеров по учебнику;
  • взаимные диктанты;
  • разучивание стихотворений в сменных парах;
  • выполнение упражнений в парах;
  • работа по вопросникам;
  • изучение иностранного языка.

Существуют следующие технологические схемы КСО, которые применяют учителя, работающие по этой технологии ( рисунок 1)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "КСО - коллективный способ обучения на уроках в начальной школе".»

«КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ»

«КОЛЛЕКТИВНЫЙ

СПОСОБ

ОБУЧЕНИЯ»

«Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать – это значит всё усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам или всякому желающему слушать».  Я.А.Коменский

«Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.

Обучать – это значит всё

усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам

или всякому желающему

слушать».

Я.А.Коменский

Технология КСО имеет различные названия: организованный диалог коллективное взаимообучение  обучение в сотрудничестве  Эта технология разрабатывалась А.Г. Ривиным в 30-е годы нашего века, В.К.Дьяченко в 90-е, а также тремя группами  американских педагогов  Р.Славиным; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном; и Э.Аронсоном

Технология КСО имеет различные названия:

  • организованный диалог
  • коллективное взаимообучение
  • обучение в сотрудничестве

Эта технология разрабатывалась

А.Г. Ривиным в 30-е годы нашего века, В.К.Дьяченко в 90-е,

а также тремя группами

американских педагогов

Р.Славиным; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном; и Э.Аронсоном

«Образование в течение жизни»-  вот направление  сегодняшнего дня.

«Образование

в течение жизни»-

вот направление

сегодняшнего дня.

Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Одной из таких форм является коллективная.

Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Одной из таких форм является коллективная.

Организационная структура учебного процесса и стадии её развития Вид общения  Организационная форма обучения 1. Опосредованное общение через письменную речь (один человек)  Способ обучения Индивидуально-обособленная самостоятельная работа с источником 2. Общение в паре (два человека) Индивидуально - самостоятельный  Индивидуально -парная (один учит другого) 3. Групповое общение (три и более человека) Индивидуальный способ обучения (ИСО) – до XVI-XVIIв. включает две формы: парную и индивидуальную Групповая ( один одновременно учит многих) 4. Общение в парах сменного состава Групповой способ обучения (ГСО)- XVII-XXвв. включает три формы: групповую, парную и индивидуальную Коллективная (каждый учит каждого) Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную

Организационная структура учебного процесса и стадии её развития

Вид общения

Организационная форма обучения

1. Опосредованное общение через письменную речь (один человек)

Способ обучения

Индивидуально-обособленная самостоятельная работа с источником

2. Общение в паре (два человека)

Индивидуально - самостоятельный

Индивидуально -парная (один учит другого)

3. Групповое общение (три и более человека)

Индивидуальный способ обучения (ИСО) – до XVI-XVIIв. включает две формы: парную и индивидуальную

Групповая ( один одновременно учит многих)

4. Общение в парах сменного состава

Групповой способ обучения (ГСО)- XVII-XXвв. включает три формы: групповую, парную и индивидуальную

Коллективная (каждый учит каждого)

Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную

Основная идея технологии КСО - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.  Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот суть данного подхода.

Основная идея технологии КСО - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе –

вот суть данного подхода.

Коллективным способом обучения (КСО)  является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:

Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:

  • наличие сменных пар учащихся
  • их взаимообучение
  • взаимоконтроль
  • взаимоуправление.
Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В. К. Дьяченко) ГСО КСО Организационные четкость, упорядоченность говорит один общение учащихся отсутствует молчание постоянное рабочее место отсутствует говорят все все общаются рабочий шум смена рабочего места Дидактические обучает профессиональный педагог весь материал – сразу и для всех мало самостоятельности сотрудничество отсутствует усвоение и применение - разнесены обучают ученики разные темпы и материалы полная самостоятельность сотрудничество – основа обучения максимально приближены Развивающие ученик-объект уравниловка, усреднение способностей детей систематический характер обучения не учатся выступать не умеют объяснять ученик-субъект+объект в соответствии с индивидуальными особенностями учатся выступать, рассуждают, доказывают развитие педагогических способностей Воспитательные

Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В. К. Дьяченко)

ГСО

КСО

Организационные

  • четкость, упорядоченность
  • говорит один
  • общение учащихся отсутствует
  • молчание
  • постоянное рабочее место
  • отсутствует
  • говорят все
  • все общаются
  • рабочий шум
  • смена рабочего места

Дидактические

  • обучает профессиональный педагог
  • весь материал – сразу и для всех
  • мало самостоятельности
  • сотрудничество отсутствует
  • усвоение и применение - разнесены
  • обучают ученики
  • разные темпы и материалы
  • полная самостоятельность
  • сотрудничество – основа обучения
  • максимально приближены

Развивающие

  • ученик-объект
  • уравниловка, усреднение способностей детей
  • систематический характер обучения
  • не учатся выступать
  • не умеют объяснять
  • ученик-субъект+объект
  • в соответствии с индивидуальными особенностями
  • учатся выступать, рассуждают, доказывают
  • развитие педагогических способностей

Воспитательные

  • каждый работает на себя
  • на себя и на других
В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:

В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:

  • принцип завершенности обучения : ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
  • интернационализация процесса обучения : обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;
  • дифференциации : каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;
  • всеобщего сотрудничества и взаимопомощи : любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
  • разновозрастности и разноуровневости : поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
  • разнообразия тем (заданий, формул) : с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
  • педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий : фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
  • непрерывности и безотлагательности : знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
В свое время А. Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях: изучение текстового материала по любому учебному предмету; взаимообмен знаниями решение задач и примеров по учебнику; взаимные диктанты; разучивание стихотворений в сменных парах; выполнение упражнений в парах; работа по вопросникам; изучение языков. Технологическая схема КСО.

В свое время А. Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

  • изучение текстового материала по любому учебному предмету;
  • взаимообмен знаниями решение задач и примеров по учебнику;
  • взаимные диктанты;
  • разучивание стихотворений в сменных парах;
  • выполнение упражнений в парах;
  • работа по вопросникам;
  • изучение языков.

Технологическая схема КСО.

Подготовительный этап в работе по организации коллективной формы обучения.  

Подготовительный этап в работе по организации коллективной формы обучения.

 

Признаки характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:

Признаки характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:

  • наличие у всех учащихся общей цели;
  • разделение труда, функций и обязанностей;
  • работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;
  • участники работы привлекаются к учёту и контролю над её выполнением;
  • работа каждого приобретает общественную значимость.
  • эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого;
  • деятельность каждого ученика становится общественно полезной.
На первом этапе школьники должны изучить правила общения:

На первом этапе школьники должны изучить правила общения:

  • отвечая на вопрос учителя, ученик обращается ко всему классу, а его товарищи должны повернуться к нему лицом;
  • ученик, отвечавший на вопрос учителя и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать ученика для её исправления;
  • исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него (при этом используется диалогическая форма общения);
  • для рецензирования и комментирования ответов можно выбирать самому напарника.
Учащимся также необходимо приобрести навыки:

Учащимся также необходимо приобрести навыки:

  • читать вполголоса так, чтобы самому понимать текст и чтобы партнёр его понимал;
  • говорить вполголоса, но внятно;
  • слушать внимательно партнёра, который читает или говорит, помогая ему исправить речь и точно сформулировать мысль;
  • задавать вопросы по существу, обсуждая тему;
  • управлять процессом работы пары и группы.
При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с учителями и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга.

При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с учителями и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга.

«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Чарльз Диккенс

«Человек не может

по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Чарльз Диккенс


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по теме "КСО - коллективный способ обучения на уроках в начальной школе".

Автор: Литвинова Алёна Владимировна

Дата: 16.04.2016

Номер свидетельства: 319316


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства