Презентация "Карта готовности ребенка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой"
Презентация "Карта готовности ребенка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой"
В презентации раскрывается роль карты готовности ребенка к школьному обучению как инструмента преемственности между дошкольной организацией и начальной школой. Дана характеристика параметров развития ребенка в карте готовности к школьному обучению с позиций соотнесения их с группами УУД. Проведен анализ готовности ребенка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД. Презентацией могут воспользоваться воспитатели подготовительных групп детских садов, педагоги-психологи, учителя 1-х классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Карта готовности ребенка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой"»
Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой.
Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой
На выпускников ДОУ педагогический коллектив заполняет карту готовности ребёнка к школьному обучению, которая выдаётся родителям детей. При поступлении в 1-ый класс родителям передается данный документ в школу. С содержанием карты обязательно знакомятся учитель 1-ого класса и педагог-психолог. Роль психолога в данном случае заключается в анализе психолого-педагогического статуса ребёнка, поступившего в 1-ый класс, проводимого по данным карты готовности к школьному обучению. Ориентируясь на результаты анализа карты и результаты индивидуальной психодиагностики уровня готовности к обучению в школе (которая проводится в 1-ом классе ежегодно в сентябре), педагог-психолог даёт классному руководителю и родителям учащегося рекомендации, которые призваны способствовать успешной адаптации ребёнка.
Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой
Поскольку результатом образования в начальной школе во многом является сформированность у выпускников универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных, логично и целесообразно проанализировать уровень развития предпосылок к формированию данных УУД у ребёнка, поступающего в 1-ый класс. Именно поэтому параметры развития ребёнка в карте готовности к школьному обучению рассматриваются нами с позиций соотнесения их с группами УУД.
На следующих слайдах представлена карта готовности ребёнка к школьному обучению, заполняемая ДОУ, где практически каждый параметр развития ребёнка отнесён к соответствующей группе УУД.
Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД
2. Резких колебаний настроения нет, способен к естественному веселью, иногда возбуждён или плачет, но быстро успокаивается.
3. Капризность, истеричность, часто плачет, кричит, может быть озлобленным или иметь длительно пониженный фон настроения, сильные перепады настроения.
Примечание
Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД
Группы целевых ориентиров
Показатели готовности к школьному обучению
Достижения ребёнка
3. Социальное развитие
Коммуникат.
Нужное подчеркнуть
Способен вступить в общение со знакомым взрослым
Коммуникат.
Коммуникат.
Да не всегда нет
Способен вступить в общение с незнакомым взрослым
Коммуникат.
Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)
Да не всегда нет
Коммуникат.
Да не всегда нет
Чувствует настроение близких взрослых и сверстников
Да не всегда нет
Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения
Регулятив
Да не всегда нет
Личностные
Регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами
Примечание
Да не всегда нет
Имеет представление о себе и своих возможностях
Да не всегда нет
Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД
Группы целевых ориентиров
Показатели готовности к школьному обучению
Достижения ребёнка
4. Развитие речи и речевого общения
Коммуникат.
Нужное подчеркнуть
Правильно произносит все звуки русского языка
Да недостаточно нет
Коммуникат.
Умеет выделять звуки в слове
Познават.
Да недостаточно нет
Грамматически правильно строит сложные предложения
Коммуникат.
Да недостаточно нет
Строит связный рассказ по сюжетной картинке
Познават.
Да недостаточно нет
В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями
Примечание
Да недостаточно нет
Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения
Да недостаточно нет
5. Развитие мелкой моторики «Дорожка» подчеркнуть уровень: высокий средний низкий
Примечание
6. Вазомоторная активность подчеркнуть уровень: высокий средний низкий
Примечание
Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД
Код группы целевых ориентиров
Показатели готовности к школьному обучению
Достижения ребёнка
7. Познавательное развитие
Познават.
Подчеркнуть уровень:
Сформированность знаний об окружающем
Регулятив.
высокий средний низкий
Регулятив.
Деятельность по образцам и правилам (дидактическая игра)
Познават.
высокий средний низкий
Темп
Познават.
высокий средний низкий
Графический узор
высокий средний низкий
Обобщения
Математические представления
высокий средний низкий
Познават.
Познават.
Соотнесение количества предметов с цифрой
Познават.
Раскладывание по величине 10 предметов одинаковой формы
высокий средний низкий
высокий средний низкий
Решение простых задач с опорой на наглядность
Познават.
высокий средний низкий
Познават.
Знание геометрических фигур
высокий средний низкий
Умение ориентироваться в пространстве
высокий средний низкий
Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД
Далее производится подсчёт суммы баллов по каждой группе УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных) в следующем соответствии:
высокий уровень параметра – 2 балла; средний уровень параметра – 1 балл, низкий уровень параметра – 0 баллов.
Наибольшее количество параметров в карте относится к познавательным УУД (10 позиций), таким образом, максимальный балл по данной группе УУД может составить 20 баллов. Однако, в силу возрастных особенностей детей 6-7 летнего возраста, остальные блоки УУД представлены меньшим числом параметров. Именно поэтому нами были введены коэффициенты для блоков коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. Исходя из максимума балльного значения = 20 баллам, коэффициенты составляют: коммуникативные УУДk=1,25; регулятивные УУДk=2,5; личностные УУДk=5.
Результаты фиксируются в таблице (см. следующий слайд)
Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению
Уровень развития основных универсальных учебных действий первоклассников по данным анализа карт готовности ребёнка к школьному обучению из ДОУ
№
п/п
Фамилия, имя учащегося
1.
Сумма баллов по блокам УУД
Познавательные УУД
2.
19
Коммуникатив-
ные УУД ( k =1,25)
12,5
Регулятивные УУД ( k =2,5)
19
7,5
Личност-ные УУД ( k =5)
18,75
10
12,5
10
Распределение балльных значений по уровням развития:
0-6 баллов – низкий уровень развития УУД;
7-13 баллов – средний уровень развития УУД;
14-20 баллов – повышенный уровень развития УУД.
Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению
По числовым данным таблицы строится графическое изображение индивидуального психолого-педагогического статуса ребёнка, представляющий собой лепестковую диаграмму в МSOfficeс обозначением числовых значений по каждому блоку УУД (см. следующий слайд)
Чем более лепестковая диаграмма приближается к форме ромба с равными сторонами, тем более гармоничен психолого-педагогический статус ребёнка, поскольку это означает, что у него одинаково развиты все блоки предпосылок УУД.
Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению