Села Бетово и Чернетово расположены рядом и составляли один приход, который известен со второй половины XVI века. Первоначально деревянный храм во имя Первомученика Архидиакона Стефана находился в селе Бетово. На месте обветшавшего храма в селе Бетово, построенного генералами Камыниным и Тутолминым, была устроена часовня. Там же находилось кладбище. Последнее здание церкви построено в 1805 году на средства помещицы А.Н. Надорожинской, родной тетки Ф.И. Тютчева. Стены кирпичные, оштукатуренные. В годы советской власти храм был закрыт. В 1930-х годах разобрана отдельно стоявшая перед главным, западным входом колокольня. В 2005 году в селе вновь образована приходская община. Проведены ремонтно-восстановительные работы. В настоящее время - действующий храм. Церковь признана памятником культуры.
Церковь Введения
во храм пресвятой Богородицы
Церковь Введения расположена в нагорной части Брянска над крутым обрывом, обращенным к пойме Десны, играет важную роль в городской панораме. Единственный сохранившийся памятник древнего Петропавловского (Петровского) монастыря, основанного еще во 2-й пол. 13 в. брянским князем Олегом Романовичем, похороненным здесь же ок. 1300 г. Возведена как соборный храм в 1702г. на средства брянских помещиков Ф.Е. и П.Е. Саловых, вместо прежней деревянной церкви. В 1814-17 гг. перестроены западное и северное крыльца; в 1826 г. тесовые кровли заменены железными; в 1832 г. к северному входу пристроен четырехколонный портик.В 1930 г. разобраны главы храма и колокольня, позднее с запада сделана пристройка. В настоящее время памятник отреставрирован (архит. В.Н. Городков).
Характерная для архитектуры Брянска рубежа 17-18 вв. церковь, формы которой еще тяготеют к стилю предшествующей эпохи. Относится к традиционному для 17 в. типу бесстолпного храма с трехчастным продольно-осевым построением и шатровой колокольней. В композиции господствует массивный кубический основной объем в два яруса с поясом декоративных закомар, завершенный пятью главами. Тяжеловесный алтарь имеет три слабо выраженных закругления апсид. Обширная прямоугольная трапезная с западной стороны заканчивается большой закрытой папертью, над которой возвышается колокольня. Кирпичный декор фасадов в целом повторяет московские образцы 17 в. В интерьере храма доминирует основное помещение, перекрытое сомкнутым сводом. Алтарь имеет лотковый свод, трапезная - полулотковый с распалубками над проемами, а разделенная продольными стенами на три помещения паперть - крестовый и коробовые своды.Первоначальные позднеакадемические по манере росписи основного объема выполнены в кон. 19 в., поновлены масляными красками во 2-й пол. 20 в.; тогда же полностью переписана живопись трапезной и алтаря.
Колористическая гамма выдержана в темных холодных тонах - зеленоватых, серо-синих и глухих красных. Иконографическая программа включает такие распространенные в монументальной живописи 19 в. сцены, как "Нагорная проповедь" на западной стене, "Вход в Иерусалим" на южной и "Поклонение волхвов" на северной. Сборные иконостасы 19-20 вв. типичны для провинциальных храмов. Иконы написаны во 2-й пол. 20 в. В довольно архаичных для кон. 19 в. декоративных деталях главного иконостаса (головки ангелов и накладная резьба местного яруса) прослеживается отдаленное влияние позднего классицизма. Сохранилось паникадило 19 в. ГЛАВНОЙ СВЯТЫНЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ РАКА С МОЩАМИ ОЛЕГА БРЯНСКОГО.
В ТРАПЕЗНОЙ И АЛТАРЕ ИМЕЮТСЯ РОСПИСИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СВЯТОГО КНЯЗЯ.
Церковь Воскресения
Воскресенская церковь расположена на возвышении, в бывшем посаде, окружена металлической оградой на кирпичных столбах. Построена в 1739-41 гг. на средства жителей Брянска как собор Воскресенского монастыря вместо прежней каменной церкви 1701-03 гг., разобранной в 1706 г. в связи с созданием новых укреплений города из-за начала Северной войны. В 1766 г. монастырь упразднен. В 1843 г. сооружена колокольня, расширенная в нижней части во 2-й пол. 19 в. В 1-й пол. 20 в. разобраны колокольня и завершение храма. Церковь реставрирована в сер. 1980-х гг. (архитектор В.Н. Городков). Возведена из кирпича и оштукатурена.
Один из интересных брянских храмов в формах раннего барокко. В традиционной трехчастной композиции выделяется высокий основной объем -два поставленных друг на друга четверика со значительно меньшим верхним, увенчанным главой.
Церковь Горне-Никольская
Горне-Никольская церковь поставлена на возвышении напротив Покровской горы, играет важную роль в городской панораме. Сооружена в 1751 г. брянскими купцами Кольцовыми вместо прежнего деревянного храма, который существовал здесь с 1310 г. и неоднократно перестраивался. В 1-й пол. 19 в. возведена нынешняя колокольня, заменившая первоначальную. В 1964 г. разобраны завершения здания, сделан ряд пристроек и заложены проемы колокольни. Церковь реставрирована в 1971-82 гг. (архитекторы Э.М. Кодисова и Л.П. Бестужева).
Один из лучших памятников Брянска, выполнен в стиле барокко, с более поздней классицистической колокольней. В композиции кирпичного и оштукатуренного здания типа восьмерик на четверике, вытянутого по продольной оси, выделяется вертикализмом основной объем. Его двусветный четверик несет крупный восьмерик, купол которого увенчан стройным световым восьмериком с маленькой главкой. Алтарь с тремя закругленными апсидами восходит к образцам 17 в.
Церковь Покрова
Покровская церковь находится в бывшей крепости, на самом высоком месте города, играет важную роль в его силуэте Деревянная церковь упоминается в документах 1603 г. и 1613 г. В 1698 г. вместо старого сгоревшего здания на средства помещика стольника Евстрата Тимофеевича Алымова (прадеда арфистки Глафиры Алымовой) было сооружено современное здание. Евстрат Алымов был жалован грамотой Петра I в 1700 г. "за службу предков и отца его" и умер около 1743 г. В 1798 г. храм стал приходским; в 1799 г. разобрана его шатровая колокольня, позднее утрачены четыре боковые главы и к трапезной сделана обширная двухэтажная пристройка с деревянной колокольней. В 1930-е гг. утрачены колокольня и центральная глава. В 1974 г. проведена реставрация храма (архитектор Э.М. Кодисова).
В архитектуре памятника своеобразно переплетены традиции 17 в. с новыми "нарышкинскими" приемами рубежа 17-18 вв.
В интерьере основные помещения в обоих этажах связаны с трапезной и алтарем одним или тремя проемами. Нижняя и верхняя трапезные, нижняя церковь, а также алтари перекрыты коробовыми сводами, верхняя церковь -сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. Все своды с распалубками над проемами; перекрытия пристройки плоские, балочные.
Протопопом Покровского собора был Алексей Константинов, отец библиотекаря Екатерины II и зятя М.В. Ломоносова, женатого на его единственной дочери Елене Алексей Алексеевиче (1728-1808).
Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы расположена на бывш. Ярмарочной пл. (ныне территория стадиона "Динамо"), у парка им. А.К. Толстого, замыкает перспективу ул. Ромашина. Построена в 1827-31 гг. по заказу местного купца А.А. Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709) и Александра I (1823). После 1840 г. по проекту архитектора Богданова западный притвор перестроен в двухэтажную трапезную, соединившую храм с прежде отдельно стоявшей колокольней (не сохр.). В 1947 г. ряд проемов заложен, а фасады частично приобрели новый декор; в 1955 г. архитектором А.Е. Певцовым на куполе вместо главы поставлен бельведер.Образец бесстолпных купольных храмов позднего классицизма, единственное в Брянске культовое сооружение этого стиля. Компактное по объемной композиции здание сооружено из кирпича и оштукатурено. Основной кубический объем в два света завершен куполом, искаженным квадратным в плане бельведером с колоннами. На боковых сторонах в слабо выступающих ризалитах с щипцами устроены крупные арочные ниши.
Церковь Спасо-Гробовская
Самая молодая по времени строительства в Брянске, Спасо-Гробовская церковь, тем не менее, по дате основания является одной из древнейших в городе. Ее существование тесно переплетается с историей Петропавловского монастыря, основание которого брянский ученый-краевед конца XIX века П.Н. Тиханов относит приблизительно к 1274-1275 годам. И у этой истории есть своя биография.
Великий князь Черниговский Роман Михайлович и его сын Олег Романович в Волынской летописи упоминаются как князья Брянские или Дебрянские. Последнее упоминание о Романе Михайловиче датировано 1288 годом в сказании о начале Брянского Свенского монастыря.
Олег Романович оставил княжеский престол и подстригся в монахи в Петропавловском монастыре, приняв имя Василий.
Умер он около 1300 г. Его мощи почивают под спудом церкви в Петропавловском монастыре, точное месторасположение которой сегодня неизвестно.
После по перенесении епископской кафедры из Чернигова в Брянск брянские архипастыри размещались в Петропавловском монастыре, а сама кафедра находилась при церкви Преображения Святого Спаса, расположенной по соседству за оградой монастыря и ставшей кафедральным храмом и усыпальницей брянских епископов. Брянская епископская кафедра существовала свыше полутораста лет. Когда первоначально была построена Спасо-Преображенская церковь неизвестно, но, видимо, еще до переноса епископской кафедры в Брянск.
В церковной летописи написано, что она построена в 1778 году. Церковь была деревянная, с такою же колокольней. Сохранившаяся фотография начала XX века дает некоторое представление о ее внешнем облике.
В прописной летописи Спасо-Гробовской церкви упомянуто, что храм этот построен на гробах брянских владык Нектария и Нафанаила, почему церковь и называется с давних пор Спасо-Гробовской, или церковь, "что на владычных гробах".
Строительство ныне существующего Спасо-Гробовского храма было закончено в 1904 году. Автором проекта был брянский архитектор-художник Н.А.Лебедев, спроектировавший его в новорусском стиле. Церковь построена на средства брянских купцов - меценатов Могилевцевых.
Храм заменил рядом стоящую старинную деревянную церковь. В 1905 году с последней были перевешены колокола на новое каменное здание. В 1929 году церковь была закрыта для богослужения.
В настоящее время церковь передана верующим, в ней ведутся реставрационные работы.
Церковь Тихвинская
Тихвинская церковь расположена на пологом склоне над Десной, в бывш. Новой слободе. Построена в 1755-69 гг. на средства прихожан, в основном купцов Бухтеевых, на месте прежнего деревянного храма Афанасия и Кирилла Александрийских. В 1863 г. расширена приделами на северном и южном фасадах, а к колокольне пристроен притвор. В 1930-е гг. разобраны верх колокольни и глава храма, произведена внутренняя перепланировка здания. Церковь реставрирована в 1980-х гг. (архитекторы В.Н. Городков, Э.М. Кодисова). Небольшой ярусный храм типа восьмерик на четверике выполнен в формах довольно нарядного барокко. Сооружен из кирпича и оштукатурен.
В композиции доминирует основной кубический объем в два света с пониженным пятигранным алтарем, несущий световой восьмерик с граненым куполом, который увенчан восьмигранным барабаном с маленькой главкой. Его вертикализму отвечают стройная изящная колокольня в три четверика и восьмерик с высоким шпилем. Цельность общего построения нарушают поздние приделы, закрывающие фасады трапезной и частично четверика храма.
Формы барочного декора традиционны для провинции. Подчеркнутая пластика фасадов с плоскими пилястрами на углах объемов и широкими карнизами в их завершении усилена изящными по рисунку наличниками окон с "ушами", "фартуками", замковыми камнями и фронтончиками, восходящими к более ранним образцам барокко. Главный, западный, и северный входы украшают позднеклассицистические четырехколонные портики.
Церковь Троицы в Бежичах
Церковь Троицы расположена на высоком берегу Десны на месте вала древнего городища 10-13 вв., господствует среди малоэтажной окружающей застройки. Колокольня сооружена в нач. 19 в. Во время ремонта 1982-83 гг. сильно искажено наружное убранство, что придало ему характер грубой стилизации.: Стены кирпичные, оштукатуренные.
Небольшой изящный храм типа восьмерик на четверике выполнен в традициях "нарышкинского" барокко с колокольней в стиле классицизма.
В декоре фасадов варьировались мотивы "нарышкинского" стиля.
Внутренняя отделка здания очень проста, без каких-либо архитектурных деталей. Первоначальная живопись 19 в. переписана в 1970-х гг. Сборные иконостасы выполнены во 2-1 пол. 19 в., поновлялись в 20 в., тогда же написаны иконы. Иконостасы декорированы обильной, эклектичной по характеру позолоченной резьбой, стилизованной с использованием мотивов барокко и классицизма. Сохранилось паникадило 19 в.
Монастырь Свенский Успенский(п. Супонево)
Свенский монастырь
до разрушения
Свенский Успенский монастырь до разрушения.
Свенский Успенский монастырь расположен на высоком и крутом правом берегу Десны у впадения в нее р. Свень. Основан в 1288 г. черниговским князем Романом Михаиловичем. Красочное сказание, сохранившееся в ряде списков 16-17 вв. и достаточно характерное для подобной монастырской литературы, образно повествует об основании этой обители. Согласно сказанию, великий князь Роман Михайлович неожиданно потерял зрение и для исцеления решил обратиться за помощью к известной чудотворной иконе Богоматери Печерской. Он направил в Киево-Печерский монастырь своих послов, чтобы они доставили образ в Брянск. После долгих уговоров киевские монахи отпустили икону в сопровождении своего священника к князю; в обратный путь отправились по воде. Однако достигнув в своем плавании по Десне устья речки Свени, ладья неожиданно остановилась и гребцы не могли сдвинуть ее с места. Пришлось пристать к берегу и заночевать. Утром следующего дня обнаружилось, что икона исчезла. После долгих поисков ее нашли на противоположном берегу на одном из деревьев. Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде. Князь в сопровождении приближенных, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место. Ступив на берег, он обратился к иконе с молитвой, пообещав в случае прозрения основать на этом месте монастырь. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой прошел прямо к дереву. Подойдя к нему, князь еще раз обратился с молитвенной просьбой, и чудо свершилось - он окончательно прозрел. Затем"нача самъ князь великий Романъ Михайловичъ своими рукама на храмъ Божий Пречистой бревна рубити и всемъ людемъ повеле такоже. И совершивъ храмъ вскоре во имя... Успения... И огради монастырь..."
Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В сер. 16 в. на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство. В 1566 г. артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым заложен Успенский собор. Однако здание в следующем году частично обрушилось; его закончили позднее, в 1578 г. Это был большой крестово-купольный, четырехстолпный и пятиглавый храм с тесовой кровлей и деревянными папертями у трех входов. Тогда же рядом с собором возвели столпообразную колокольню, а несколько позже - теплую церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой.
Находившийся на окраине Русского государства монастырь в 16-17 вв. не раз подвергался разорениям: в 1583 г. его сожгли литовцы, в 1607 г. разграбили отряды Лжедмитрия II, в 1664 г. опустошили крымские татары. Несмотря на это, к нач. 18 в. монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В 1682 г. грамотой царя Федора Алексеевича он передан в ведение Киево-Печерской лавры (оставался в ее подчинении до 1786 г.). К этому времени здесь появился ряд каменных построек, сооруженных в основном в кон. 17 - нач. 18 в. В 1677 г. обрушилась обветшавшая церковь Антония и Феодосия, которая была восстановлена до 1681 г. В 1679-90 гг. возведены северные ворота с надвратной церковью Сретения (опись 1681 г. называет ее уже существующей, а в рукописных материалах содержатся сведения о ее строительстве в 1690 г. по повелению Петра I). В кон. 17 в. сооружен новый, шатровый верх у колокольни, а в 1708 г. - небольшой домик, в котором, по преданию, останавливался Петр I во время приездов в Брянск. В 1712-15 гг. Успенский собор был капитально отремантирован.
Новый период каменного строительства в монастыре приходится на 2-ю треть 18 в., в результате складывается законченный ансамбль, частично сохранившийся до наших дней. В течение 1735-64 гг. возводят стены ограды с башнями на углах, а в 1749-58 гг. на средства брянских купцов - Ярмарочные, западные ворота с церковью Спаса Преображения над ними, заменившей прежний храм кон. 17 в. Путешествуя по Украине, Елизавета Петровна в 1744 г. посетила монастырь и пожертвовала 6 тыс. рублей золотом на постройку нового, обширного собора. В сер. 18 в. сооружено здание братских келий. К этому же столетию относятся каменные монастырские погреба, устройство которых продолжено в 19 в.
Последующее строительство в монастыре приходится в основном на 2-ю пол. 19 в., когда здесь сооружаются преимущественно хозяйственные и служебные постройки, как каменные, так и деревянные. Таковы казначейский и настоятельский корпуса (1881), новое здание братских келий, а также другие здания аналогичного назначения, не внесшие каких-либо существенных изменений в облик сформировавшегося комплекса .
Таким монастырский ансамбль оставался до 1930 г., когда были варварски взорваны его главные постройки: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды. С 1978 г. ведутся значительные реставрационные работы по восстановлению монастырских зданий. К настоящему времени реставрированы надвратные церкви Сретения и Спаса Преображения с воротами, восстановлена монастырская ограда с башнями, отремонтированы братские кельи и настоятельский корпус, проведена консервация остатков церкви Антония и Феодосия.
В 1992 году Брянский Свенский Успенский монастырь передан Брянско-Севской епархии. В настоящее время это действующий мужской монастырь.
Замечательный памятник архитектуры Брянщины 17-18 вв., древнейший монастырский комплекс области отличается своеобразным планировочно-пространственным решением и включет ряд интереснейших построек. Здания эпохи Ивана Грозного хорошо сочетались здесь с сооружениями "нарышкинского" и украинского барокко, а также с барокко елизаветинских времен.
Складывавшийся в течение длительного времени архитектурный ансамбль основан на типичном для древнерусских монастырских комплексов принципе свободного и живописного расположения зданий. Его территория образует в плане неправильный восьмиугольник, окруженный по периметру невысокими стенами с восьмиграными башнями на углах. Главным входом являются Святые ворота в северной стене, которая отступает здесь в глубь территории, фланкированная на углах башнями. Входом с западной стороны служат Ярмарочные ворота, перед которыми устраивалась ярмарка. Композиционное значение ворот подчеркивают возвышающиеся над ними надвратные ярусные храмы Сретения и Спаса Преображения в стиле "нарышкинского" и украинского барокко, играющие важную роль в силуэте анамбля. Доминантой композиции являлся выполненный в стиле барокко Успенский собор, крупный пятиглавый объем которого, поставленный почти в центре монастыря, безраздельно господствовал в общей панораме комплекса. Вокруг собора группировались остальные здания, подчиненные двум идущим от ворот композиционным осям - продольной и поперечной.
Церковь Сретения
Оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным построением, стилистически соединивший в своей архитектуре традиции "нарышкинского" и украинского барокко. Реставрирован в 1980-88 гг. (архит. А.Г. Азаров и Н.А. Максименко).
Необычен нижний ярус здания - Святые ворота с несколько повышенной центральной частью и тремя арками ворот, из которых две широкие, проездные фланкируют узкую, проходную.