kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Церкви города Брянска и области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке даны фотографии и истории церквей г.Брянска и области.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Церкви города Брянска и области"»

Церкви города Брянска и области Автор : Кузина Л.А. (учитель нач. кл. МБОУ «Смольянская СОШ»)

Церкви города Брянска и области

Автор : Кузина Л.А. (учитель нач. кл. МБОУ «Смольянская СОШ»)

Села Бетово и Чернетово расположены рядом и составляли один приход, который известен со второй половины XVI века. Первоначально деревянный храм во имя Первомученика Архидиакона Стефана находился в селе Бетово. На месте обветшавшего храма в селе Бетово, построенного генералами Камыниным и Тутолминым, была устроена часовня. Там же находилось кладбище. Последнее здание церкви построено в 1805 году на средства помещицы А.Н. Надорожинской, родной тетки Ф.И. Тютчева. Стены кирпичные, оштукатуренные. В годы советской власти храм был закрыт. В 1930-х годах разобрана отдельно стоявшая перед главным, западным входом колокольня. В 2005 году в селе вновь образована приходская община. Проведены ремонтно-восстановительные работы. В настоящее время - действующий храм. Церковь признана памятником культуры.
  • Села Бетово и Чернетово расположены рядом и составляли один приход, который известен со второй половины XVI века. Первоначально деревянный храм во имя Первомученика Архидиакона Стефана находился в селе Бетово. На месте обветшавшего храма в селе Бетово, построенного генералами Камыниным и Тутолминым, была устроена часовня. Там же находилось кладбище. Последнее здание церкви построено в 1805 году на средства помещицы А.Н. Надорожинской, родной тетки Ф.И. Тютчева. Стены кирпичные, оштукатуренные. В годы советской власти храм был закрыт. В 1930-х годах разобрана отдельно стоявшая перед главным, западным входом колокольня. В 2005 году в селе вновь образована приходская община. Проведены ремонтно-восстановительные работы. В настоящее время - действующий храм. Церковь признана памятником культуры.
Церковь Введения во храм пресвятой Богородицы

Церковь Введения

во храм пресвятой Богородицы

Церковь Введения расположена в нагорной части Брянска над крутым обрывом, обращенным к пойме Десны, играет важную роль в городской панораме. Единственный сохранившийся памятник древнего Петропавловского (Петровского) монастыря, основанного еще во 2-й пол. 13 в. брянским князем Олегом Романовичем, похороненным здесь же ок. 1300 г. Возведена как соборный храм в 1702г. на средства брянских помещиков Ф.Е. и П.Е. Саловых, вместо прежней деревянной церкви. В 1814-17 гг. перестроены западное и северное крыльца; в 1826 г. тесовые кровли заменены железными; в 1832 г. к северному входу пристроен четырехколонный портик.В 1930 г. разобраны главы храма и колокольня, позднее с запада сделана пристройка. В настоящее время памятник отреставрирован (архит. В.Н. Городков).

Церковь Введения расположена в нагорной части Брянска над крутым обрывом, обращенным к пойме Десны, играет важную роль в городской панораме. Единственный сохранившийся памятник древнего Петропавловского (Петровского) монастыря, основанного еще во 2-й пол. 13 в. брянским князем Олегом Романовичем, похороненным здесь же ок. 1300 г. Возведена как соборный храм в 1702г. на средства брянских помещиков Ф.Е. и П.Е. Саловых, вместо прежней деревянной церкви. В 1814-17 гг. перестроены западное и северное крыльца; в 1826 г. тесовые кровли заменены железными; в 1832 г. к северному входу пристроен четырехколонный портик.В 1930 г. разобраны главы храма и колокольня, позднее с запада сделана пристройка. В настоящее время памятник отреставрирован (архит. В.Н. Городков).

Характерная для архитектуры Брянска рубежа 17-18 вв. церковь, формы которой еще тяготеют к стилю предшествующей эпохи. Относится к традиционному для 17 в. типу бесстолпного храма с трехчастным продольно-осевым построением и шатровой колокольней. В композиции господствует массивный кубический основной объем в два яруса с поясом декоративных закомар, завершенный пятью главами. Тяжеловесный алтарь имеет три слабо выраженных закругления апсид. Обширная прямоугольная трапезная с западной стороны заканчивается большой закрытой папертью, над которой возвышается колокольня. Кирпичный декор фасадов в целом повторяет московские образцы 17 в. В интерьере храма доминирует основное помещение, перекрытое сомкнутым сводом. Алтарь имеет лотковый свод, трапезная - полулотковый с распалубками над проемами, а разделенная продольными стенами на три помещения паперть - крестовый и коробовые своды.Первоначальные позднеакадемические по манере росписи основного объема выполнены в кон. 19 в., поновлены масляными красками во 2-й пол. 20 в.; тогда же полностью переписана живопись трапезной и алтаря.

Колористическая гамма выдержана в темных холодных тонах - зеленоватых, серо-синих и глухих красных. Иконографическая программа включает такие распространенные в монументальной живописи 19 в. сцены, как

Колористическая гамма выдержана в темных холодных тонах - зеленоватых, серо-синих и глухих красных. Иконографическая программа включает такие распространенные в монументальной живописи 19 в. сцены, как "Нагорная проповедь" на западной стене, "Вход в Иерусалим" на южной и "Поклонение волхвов" на северной. Сборные иконостасы 19-20 вв. типичны для провинциальных храмов. Иконы написаны во 2-й пол. 20 в. В довольно архаичных для кон. 19 в. декоративных деталях главного иконостаса (головки ангелов и накладная резьба местного яруса) прослеживается отдаленное влияние позднего классицизма. Сохранилось паникадило 19 в. ГЛАВНОЙ СВЯТЫНЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ РАКА С МОЩАМИ ОЛЕГА БРЯНСКОГО.

В ТРАПЕЗНОЙ И АЛТАРЕ ИМЕЮТСЯ РОСПИСИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СВЯТОГО КНЯЗЯ.

Церковь Воскресения

Церковь Воскресения

Воскресенская церковь расположена на возвышении, в бывшем посаде, окружена металлической оградой на кирпичных столбах. Построена в 1739-41 гг. на средства жителей Брянска как собор Воскресенского монастыря вместо прежней каменной церкви 1701-03 гг., разобранной в 1706 г. в связи с созданием новых укреплений города из-за начала Северной войны. В 1766 г. монастырь упразднен. В 1843 г. сооружена колокольня, расширенная в нижней части во 2-й пол. 19 в. В 1-й пол. 20 в. разобраны колокольня и завершение храма. Церковь реставрирована в сер. 1980-х гг. (архитектор В.Н. Городков). Возведена из кирпича и оштукатурена. Один из интересных брянских храмов в формах раннего барокко. В традиционной трехчастной композиции выделяется высокий основной объем -два поставленных друг на друга четверика со значительно меньшим верхним, увенчанным главой.

Воскресенская церковь расположена на возвышении, в бывшем посаде, окружена металлической оградой на кирпичных столбах. Построена в 1739-41 гг. на средства жителей Брянска как собор Воскресенского монастыря вместо прежней каменной церкви 1701-03 гг., разобранной в 1706 г. в связи с созданием новых укреплений города из-за начала Северной войны. В 1766 г. монастырь упразднен. В 1843 г. сооружена колокольня, расширенная в нижней части во 2-й пол. 19 в. В 1-й пол. 20 в. разобраны колокольня и завершение храма. Церковь реставрирована в сер. 1980-х гг. (архитектор В.Н. Городков). Возведена из кирпича и оштукатурена.

Один из интересных брянских храмов в формах раннего барокко. В традиционной трехчастной композиции выделяется высокий основной объем -два поставленных друг на друга четверика со значительно меньшим верхним, увенчанным главой.

Церковь Горне-Никольская

Церковь Горне-Никольская

Горне-Никольская церковь поставлена на возвышении напротив Покровской горы, играет важную роль в городской панораме. Сооружена в 1751 г. брянскими купцами Кольцовыми вместо прежнего деревянного храма, который существовал здесь с 1310 г. и неоднократно перестраивался. В 1-й пол. 19 в. возведена нынешняя колокольня, заменившая первоначальную. В 1964 г. разобраны завершения здания, сделан ряд пристроек и заложены проемы колокольни. Церковь реставрирована в 1971-82 гг. (архитекторы Э.М. Кодисова и Л.П. Бестужева). Один из лучших памятников Брянска, выполнен в стиле барокко, с более поздней классицистической колокольней. В композиции кирпичного и оштукатуренного здания типа восьмерик на четверике, вытянутого по продольной оси, выделяется вертикализмом основной объем. Его двусветный четверик несет крупный восьмерик, купол которого увенчан стройным световым восьмериком с маленькой главкой. Алтарь с тремя закругленными апсидами восходит к образцам 17 в.

Горне-Никольская церковь поставлена на возвышении напротив Покровской горы, играет важную роль в городской панораме. Сооружена в 1751 г. брянскими купцами Кольцовыми вместо прежнего деревянного храма, который существовал здесь с 1310 г. и неоднократно перестраивался. В 1-й пол. 19 в. возведена нынешняя колокольня, заменившая первоначальную. В 1964 г. разобраны завершения здания, сделан ряд пристроек и заложены проемы колокольни. Церковь реставрирована в 1971-82 гг. (архитекторы Э.М. Кодисова и Л.П. Бестужева).

Один из лучших памятников Брянска, выполнен в стиле барокко, с более поздней классицистической колокольней. В композиции кирпичного и оштукатуренного здания типа восьмерик на четверике, вытянутого по продольной оси, выделяется вертикализмом основной объем. Его двусветный четверик несет крупный восьмерик, купол которого увенчан стройным световым восьмериком с маленькой главкой. Алтарь с тремя закругленными апсидами восходит к образцам 17 в.

Церковь Покрова

Церковь Покрова

Покровская церковь находится в бывшей крепости, на самом высоком месте города, играет важную роль в его силуэте Деревянная церковь упоминается в документах 1603 г. и 1613 г. В 1698 г. вместо старого сгоревшего здания на средства помещика стольника Евстрата Тимофеевича Алымова (прадеда арфистки Глафиры Алымовой) было сооружено современное здание. Евстрат Алымов был жалован грамотой Петра I в 1700 г.

Покровская церковь находится в бывшей крепости, на самом высоком месте города, играет важную роль в его силуэте Деревянная церковь упоминается в документах 1603 г. и 1613 г. В 1698 г. вместо старого сгоревшего здания на средства помещика стольника Евстрата Тимофеевича Алымова (прадеда арфистки Глафиры Алымовой) было сооружено современное здание. Евстрат Алымов был жалован грамотой Петра I в 1700 г. "за службу предков и отца его" и умер около 1743 г. В 1798 г. храм стал приходским; в 1799 г. разобрана его шатровая колокольня, позднее утрачены четыре боковые главы и к трапезной сделана обширная двухэтажная пристройка с деревянной колокольней. В 1930-е гг. утрачены колокольня и центральная глава. В 1974 г. проведена реставрация храма (архитектор Э.М. Кодисова).

В архитектуре памятника своеобразно переплетены традиции 17 в. с новыми "нарышкинскими" приемами рубежа 17-18 вв.

В интерьере основные помещения в обоих этажах связаны с трапезной и алтарем одним или тремя проемами. Нижняя и верхняя трапезные, нижняя церковь, а также алтари перекрыты коробовыми сводами, верхняя церковь -сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. Все своды с распалубками над проемами; перекрытия пристройки плоские, балочные. Протопопом Покровского собора был Алексей Константинов, отец библиотекаря Екатерины II и зятя М.В. Ломоносова, женатого на его единственной дочери Елене Алексей Алексеевиче (1728-1808).

В интерьере основные помещения в обоих этажах связаны с трапезной и алтарем одним или тремя проемами. Нижняя и верхняя трапезные, нижняя церковь, а также алтари перекрыты коробовыми сводами, верхняя церковь -сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. Все своды с распалубками над проемами; перекрытия пристройки плоские, балочные.

Протопопом Покровского собора был Алексей Константинов, отец библиотекаря Екатерины II и зятя М.В. Ломоносова, женатого на его единственной дочери Елене Алексей Алексеевиче (1728-1808).

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы расположена на бывш. Ярмарочной пл. (ныне территория стадиона

Церковь Рождества Богородицы расположена на бывш. Ярмарочной пл. (ныне территория стадиона "Динамо"), у парка им. А.К. Толстого, замыкает перспективу ул. Ромашина. Построена в 1827-31 гг. по заказу местного купца А.А. Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709) и Александра I (1823). После 1840 г. по проекту архитектора Богданова западный притвор перестроен в двухэтажную трапезную, соединившую храм с прежде отдельно стоявшей колокольней (не сохр.). В 1947 г. ряд проемов заложен, а фасады частично приобрели новый декор; в 1955 г. архитектором А.Е. Певцовым на куполе вместо главы поставлен бельведер.Образец бесстолпных купольных храмов позднего классицизма, единственное в Брянске культовое сооружение этого стиля. Компактное по объемной композиции здание сооружено из кирпича и оштукатурено. Основной кубический объем в два света завершен куполом, искаженным квадратным в плане бельведером с колоннами. На боковых сторонах в слабо выступающих ризалитах с щипцами устроены крупные арочные ниши.

Церковь Спасо-Гробовская

Церковь Спасо-Гробовская

Самая молодая по времени строительства в Брянске, Спасо-Гробовская церковь, тем не менее, по дате основания является одной из древнейших в городе. Ее существование тесно переплетается с историей Петропавловского монастыря, основание которого брянский ученый-краевед конца XIX века П.Н. Тиханов относит приблизительно к 1274-1275 годам. И у этой истории есть своя биография. Великий князь Черниговский Роман Михайлович и его сын Олег Романович в Волынской летописи упоминаются как князья Брянские или Дебрянские. Последнее упоминание о Романе Михайловиче датировано 1288 годом в сказании о начале Брянского Свенского монастыря. Олег Романович оставил княжеский престол и подстригся в монахи в Петропавловском монастыре, приняв имя Василий.

Самая молодая по времени строительства в Брянске, Спасо-Гробовская церковь, тем не менее, по дате основания является одной из древнейших в городе. Ее существование тесно переплетается с историей Петропавловского монастыря, основание которого брянский ученый-краевед конца XIX века П.Н. Тиханов относит приблизительно к 1274-1275 годам. И у этой истории есть своя биография.

Великий князь Черниговский Роман Михайлович и его сын Олег Романович в Волынской летописи упоминаются как князья Брянские или Дебрянские. Последнее упоминание о Романе Михайловиче датировано 1288 годом в сказании о начале Брянского Свенского монастыря.

Олег Романович оставил княжеский престол и подстригся в монахи в Петропавловском монастыре, приняв имя Василий.

Умер он около 1300 г. Его мощи почивают под спудом церкви в Петропавловском монастыре, точное месторасположение которой сегодня неизвестно. После по перенесении епископской кафедры из Чернигова в Брянск брянские архипастыри размещались в Петропавловском монастыре, а сама кафедра находилась при церкви Преображения Святого Спаса, расположенной по соседству за оградой монастыря и ставшей кафедральным храмом и усыпальницей брянских епископов. Брянская епископская кафедра существовала свыше полутораста лет. Когда первоначально была построена Спасо-Преображенская церковь неизвестно, но, видимо, еще до переноса епископской кафедры в Брянск.

Умер он около 1300 г. Его мощи почивают под спудом церкви в Петропавловском монастыре, точное месторасположение которой сегодня неизвестно.

После по перенесении епископской кафедры из Чернигова в Брянск брянские архипастыри размещались в Петропавловском монастыре, а сама кафедра находилась при церкви Преображения Святого Спаса, расположенной по соседству за оградой монастыря и ставшей кафедральным храмом и усыпальницей брянских епископов. Брянская епископская кафедра существовала свыше полутораста лет. Когда первоначально была построена Спасо-Преображенская церковь неизвестно, но, видимо, еще до переноса епископской кафедры в Брянск.

В церковной летописи написано, что она построена в 1778 году. Церковь была деревянная, с такою же колокольней. Сохранившаяся фотография начала XX века дает некоторое представление о ее внешнем облике. В прописной летописи Спасо-Гробовской церкви упомянуто, что храм этот построен на гробах брянских владык Нектария и Нафанаила, почему церковь и называется с давних пор Спасо-Гробовской, или церковь,

В церковной летописи написано, что она построена в 1778 году. Церковь была деревянная, с такою же колокольней. Сохранившаяся фотография начала XX века дает некоторое представление о ее внешнем облике.

В прописной летописи Спасо-Гробовской церкви упомянуто, что храм этот построен на гробах брянских владык Нектария и Нафанаила, почему церковь и называется с давних пор Спасо-Гробовской, или церковь, "что на владычных гробах".

Строительство ныне существующего Спасо-Гробовского храма было закончено в 1904 году. Автором проекта был брянский архитектор-художник Н.А.Лебедев, спроектировавший его в новорусском стиле. Церковь построена на средства брянских купцов - меценатов Могилевцевых.

Храм заменил рядом стоящую старинную деревянную церковь. В 1905 году с последней были перевешены колокола на новое каменное здание. В 1929 году церковь была закрыта для богослужения.

В настоящее время церковь передана верующим, в ней ведутся реставрационные работы.

Церковь Тихвинская

Церковь Тихвинская

Тихвинская церковь расположена на пологом склоне над Десной, в бывш. Новой слободе. Построена в 1755-69 гг. на средства прихожан, в основном купцов Бухтеевых, на месте прежнего деревянного храма Афанасия и Кирилла Александрийских. В 1863 г. расширена приделами на северном и южном фасадах, а к колокольне пристроен притвор. В 1930-е гг. разобраны верх колокольни и глава храма, произведена внутренняя перепланировка здания. Церковь реставрирована в 1980-х гг. (архитекторы В.Н. Городков, Э.М. Кодисова). Небольшой ярусный храм типа восьмерик на четверике выполнен в формах довольно нарядного барокко. Сооружен из кирпича и оштукатурен.

В композиции доминирует основной кубический объем в два света с пониженным пятигранным алтарем, несущий световой восьмерик с граненым куполом, который увенчан восьмигранным барабаном с маленькой главкой. Его вертикализму отвечают стройная изящная колокольня в три четверика и восьмерик с высоким шпилем. Цельность общего построения нарушают поздние приделы, закрывающие фасады трапезной и частично четверика храма.

Формы барочного декора традиционны для провинции. Подчеркнутая пластика фасадов с плоскими пилястрами на углах объемов и широкими карнизами в их завершении усилена изящными по рисунку наличниками окон с "ушами", "фартуками", замковыми камнями и фронтончиками, восходящими к более ранним образцам барокко. Главный, западный, и северный входы украшают позднеклассицистические четырехколонные портики.

Церковь Троицы в Бежичах

Церковь Троицы в Бежичах

Церковь Троицы расположена на высоком берегу Десны на месте вала древнего городища 10-13 вв., господствует среди малоэтажной окружающей застройки. Колокольня сооружена в нач. 19 в. Во время ремонта 1982-83 гг. сильно искажено наружное убранство, что придало ему характер грубой стилизации.: Стены кирпичные, оштукатуренные. Небольшой изящный храм типа восьмерик на четверике выполнен в традициях
  • Церковь Троицы расположена на высоком берегу Десны на месте вала древнего городища 10-13 вв., господствует среди малоэтажной окружающей застройки. Колокольня сооружена в нач. 19 в. Во время ремонта 1982-83 гг. сильно искажено наружное убранство, что придало ему характер грубой стилизации.: Стены кирпичные, оштукатуренные.
  • Небольшой изящный храм типа восьмерик на четверике выполнен в традициях "нарышкинского" барокко с колокольней в стиле классицизма.
  • В декоре фасадов варьировались мотивы "нарышкинского" стиля.
  • Внутренняя отделка здания очень проста, без каких-либо архитектурных деталей. Первоначальная живопись 19 в. переписана в 1970-х гг. Сборные иконостасы выполнены во 2-1 пол. 19 в., поновлялись в 20 в., тогда же написаны иконы. Иконостасы декорированы обильной, эклектичной по характеру позолоченной резьбой, стилизованной с использованием мотивов барокко и классицизма. Сохранилось паникадило 19 в.
Монастырь Свенский Успенский  (п. Супонево)

Монастырь Свенский Успенский (п. Супонево)

Свенский монастырь  до разрушения

Свенский монастырь

до разрушения

Свенский Успенский монастырь до разрушения.

Свенский Успенский монастырь расположен на высоком и крутом правом берегу Десны у впадения в нее р. Свень. Основан в 1288 г. черниговским князем Романом Михаиловичем. Красочное сказание, сохранившееся в ряде списков 16-17 вв. и достаточно характерное для подобной монастырской литературы, образно повествует об основании этой обители. Согласно сказанию, великий князь Роман Михайлович неожиданно потерял зрение и для исцеления решил обратиться за помощью к известной чудотворной иконе Богоматери Печерской. Он направил в Киево-Печерский монастырь своих послов, чтобы они доставили образ в Брянск. После долгих уговоров киевские монахи отпустили икону в сопровождении своего священника к князю; в обратный путь отправились по воде. Однако достигнув в своем плавании по Десне устья речки Свени, ладья неожиданно остановилась и гребцы не могли сдвинуть ее с места. Пришлось пристать к берегу и заночевать. Утром следующего дня обнаружилось, что икона исчезла. После долгих поисков ее нашли на противоположном берегу на одном из деревьев. Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде. Князь в сопровождении приближенных, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место. Ступив на берег, он обратился к иконе с молитвой, пообещав в случае прозрения основать на этом месте монастырь. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой прошел прямо к дереву. Подойдя к нему, князь еще раз обратился с молитвенной просьбой, и чудо свершилось - он окончательно прозрел. Затем "нача самъ князь великий Романъ Михайловичъ своими рукама на храмъ Божий Пречистой бревна рубити и всемъ людемъ повеле такоже. И совершивъ храмъ вскоре во имя... Успения... И огради монастырь..."

Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В сер. 16 в. на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство. В 1566 г. артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым заложен Успенский собор. Однако здание в следующем году частично обрушилось; его закончили позднее, в 1578 г. Это был большой крестово-купольный, четырехстолпный и пятиглавый храм с тесовой кровлей и деревянными папертями у трех входов. Тогда же рядом с собором возвели столпообразную колокольню, а несколько позже - теплую церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой.

Находившийся на окраине Русского государства монастырь в 16-17 вв. не раз подвергался разорениям: в 1583 г. его сожгли литовцы, в 1607 г. разграбили отряды Лжедмитрия II, в 1664 г. опустошили крымские татары. Несмотря на это, к нач. 18 в. монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В 1682 г. грамотой царя Федора Алексеевича он передан в ведение Киево-Печерской лавры (оставался в ее подчинении до 1786 г.). К этому времени здесь появился ряд каменных построек, сооруженных в основном в кон. 17 - нач. 18 в. В 1677 г. обрушилась обветшавшая церковь Антония и Феодосия, которая была восстановлена до 1681 г. В 1679-90 гг. возведены северные ворота с надвратной церковью Сретения (опись 1681 г. называет ее уже существующей, а в рукописных материалах содержатся сведения о ее строительстве в 1690 г. по повелению Петра I). В кон. 17 в. сооружен новый, шатровый верх у колокольни, а в 1708 г. - небольшой домик, в котором, по преданию, останавливался Петр I во время приездов в Брянск. В 1712-15 гг. Успенский собор был капитально отремантирован.

Новый период каменного строительства в монастыре приходится на 2-ю треть 18 в., в результате складывается законченный ансамбль, частично сохранившийся до наших дней. В течение 1735-64 гг. возводят стены ограды с башнями на углах, а в 1749-58 гг. на средства брянских купцов - Ярмарочные, западные ворота с церковью Спаса Преображения над ними, заменившей прежний храм кон. 17 в. Путешествуя по Украине, Елизавета Петровна в 1744 г. посетила монастырь и пожертвовала 6 тыс. рублей золотом на постройку нового, обширного собора. В сер. 18 в. сооружено здание братских келий. К этому же столетию относятся каменные монастырские погреба, устройство которых продолжено в 19 в.

Последующее строительство в монастыре приходится в основном на 2-ю пол. 19 в., когда здесь сооружаются преимущественно хозяйственные и служебные постройки, как каменные, так и деревянные. Таковы казначейский и настоятельский корпуса (1881), новое здание братских келий, а также другие здания аналогичного назначения, не внесшие каких-либо существенных изменений в облик сформировавшегося комплекса .

Таким монастырский ансамбль оставался до 1930 г., когда были варварски взорваны его главные постройки: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды. С 1978 г. ведутся значительные реставрационные работы по восстановлению монастырских зданий. К настоящему времени реставрированы надвратные церкви Сретения и Спаса Преображения с воротами, восстановлена монастырская ограда с башнями, отремонтированы братские кельи и настоятельский корпус, проведена консервация остатков церкви Антония и Феодосия.

В 1992 году Брянский Свенский Успенский монастырь передан Брянско-Севской епархии. В настоящее время это действующий мужской монастырь.

Замечательный памятник архитектуры Брянщины 17-18 вв., древнейший монастырский комплекс области отличается своеобразным планировочно-пространственным решением и включет ряд интереснейших построек. Здания эпохи Ивана Грозного хорошо сочетались здесь с сооружениями "нарышкинского" и украинского барокко, а также с барокко елизаветинских времен.

Складывавшийся в течение длительного времени архитектурный ансамбль основан на типичном для древнерусских монастырских комплексов принципе свободного и живописного расположения зданий. Его территория образует в плане неправильный восьмиугольник, окруженный по периметру невысокими стенами с восьмиграными башнями на углах. Главным входом являются Святые ворота в северной стене, которая отступает здесь в глубь территории, фланкированная на углах башнями. Входом с западной стороны служат Ярмарочные ворота, перед которыми устраивалась ярмарка. Композиционное значение ворот подчеркивают возвышающиеся над ними надвратные ярусные храмы Сретения и Спаса Преображения в стиле "нарышкинского" и украинского барокко, играющие важную роль в силуэте анамбля. Доминантой композиции являлся выполненный в стиле барокко Успенский собор, крупный пятиглавый объем которого, поставленный почти в центре монастыря, безраздельно господствовал в общей панораме комплекса. Вокруг собора группировались остальные здания, подчиненные двум идущим от ворот композиционным осям - продольной и поперечной.

Церковь Сретения  Оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным построением, стилистически соединивший в своей архитектуре традиции

Церковь Сретения

Оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным построением, стилистически соединивший в своей архитектуре традиции "нарышкинского" и украинского барокко. Реставрирован в 1980-88 гг. (архит. А.Г. Азаров и Н.А. Максименко).

Необычен нижний ярус здания - Святые ворота с несколько повышенной центральной частью и тремя арками ворот, из которых две широкие, проездные фланкируют узкую, проходную.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Церкви города Брянска и области"

Автор: Кузина Любовь Алексеевна

Дата: 15.10.2017

Номер свидетельства: 432472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Разработка классного часа на тему: "Моя малая Родина" (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka-klassnogho-chasa-na-tiemu-moia-malaia-rodina-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "175704"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424288065"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства