Просмотр содержимого документа
«Презентация родительского собрания "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться в коллективе, в семье. "»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования« Курганский Государственный университет» (КГУ)Кафедра : Дефектология
Формирование связной речи у младших школьников с ОНР III уровня при дизартрии
Студент: Родионова Наталья Вадимовна,
группа : ПСЗ – 50513 (с)
научный руководитель: к.б.н ст. преподаватель Киселева Мария Михайловна
Понятийный аппарат
Цель исследования – теоретически обосновать,
разработать и экспериментально проверить
эффективность содержания логопедической
работы, направленной на формирование связной речи
у младших школьников с ОНР III уровня при
дизартрии.
Объект исследования – связная речь и пути ее
формирования у младших школьников с ОНР III
уровня при дизартрии.
Предмет исследования – процесс развития связной
речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III
уровня при дизартрии
Задачи исследования :
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня при дизартрии.
2. Подобрать диагностический инструментарий, выявить особенности сформированности связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня при дизартрии.
3. Составить и апробировать содержание коррекционной программы по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Определить эффективность экспериментальной работы.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня при дизартрии будет успешным если:
- с позиции коррекционно-логопедического подхода (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина) коррекционная работа имеет комплексный характер, основанный на особенностях развития речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня при дизартрии;
- с позиции психолингвистического подхода (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркина, В.И. Яшина) к развитию связной речи использовать метод наглядного моделирования для развития репродуктивной связной речи.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1 » г. Петухово
Модель констатирующего эксперимента
Методика бальной оценки В.П. Глухова
Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.
Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически
Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.
Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Сочинение рассказа на основе личного опыта.
Составление рассказа-описания.
Окончание рассказа по заданному началу.
Уровень сформированности связной речи у младших школьников с ОНР III уровня при дизартрии
Компоненты связной речи
Задание
Уровень сформированности фразовой речи
Экспериментальная группа
ИБ
Задание 1
Задание 2
КЛ
2
3
Задание 3
2
ВН
МО
Кол-во баллов
2
1
2
ЭС
Контрольная группа
2
2
Уровень развития
Воспроизведение текста
7
1
2
1
Задание 4
ДС
6
Ниже ср
2
3
Ниже ср
2
Задание 5
4
2
1
ЕМ
1
5
1
2
2
Кол-во баллов
Низкий
ЗК
1
2
4
Ниже ср.
1
4
1
1
2
Уровень развития
ЛС
Низкий
2
2
Ниже ср
5
1
1
3
ЭХ
3
Средний балл / уровень развития
Низк
4
3
2
2
2
Ниже ср.
2
2
низк
Низкий
4
2
2
5
1
3
Ниже ср.
4
Ниже ср.
2
1
8
1
1
Ниже ср.
2
4
Средний
4
2
Низкий
2
Ниже ср.
5,2
3
Низкий
4
низк
3
2
Ниже среднего
Ниже ср.
6
1
3
Сред
2, 7
Сред
Ниже среднего
Уровень сформированности связной речи у младших школьников с ОНР III уровня при дизартрии
Компоненты связной речи
Задание
Составление рассказа-описания
Экспериментальная группа
ИБ
Задание 6
3
КЛ
Уровень развития
Составление рассказа с элементами творчества
2
ВН
Средний
Задание 7
1
Задание 8
1
Ниже ср.
МО
Низк
1
1
1
Кол-во баллов
ЭС
Контрольная группа
Средний балл
1
2
Уровень развития
Низк
1
ДС
2
1
2
ЕМ
Ниже ср
1
1
Низкий
1
2
Низкий
ЗК
Низкий
1
1
2
2
Низк
1
1
Низкий
ЛС
2
Низкий
Низкий
2
1
1
ЭХ
Средний балл / уровень развития
1
Низкий
2
3
Ниже ср.
1
Низкий
3
1
1,4
Низк
1
3
Низкий
1
1
Низкий
Низкий
2
1
2
Низкий
2, 3
Низкий
Низкий
2, 9
В основу логопедического воздействия положены принципы:
принцип системного подхода;
принцип индивидуально–дифференцированного подхода;
принцип использования сохранных психических процессов и сохранных анализаторных систем;
принцип деятельностного подхода.
Связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности, имеющая характер систематического последовательного развернутого изложения. Овладение связной речью характеризует полноту познания окружающего мира, формирование сознания, успешность обучения в школе, воспитание личности в целом.
Связная речь
Монологическая речь
Диалогическая речь
Содержание логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР при дизартрии :
Составление предложений по двум-трем предметным картинкам с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения.
Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку.
Восстановление предложений со смысловой деформацией.
Отбор слов из названных логопедом, и составление с ними предложения.
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
Уровень развития
Уровень сформированности связной речи у детей младшего школьного с ОНР III уровня при дизартрии (констатирующий этап)
Составление рассказа из личного опыта. Алгоритм работы:
Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану:
Как называется это дерево?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?
Основные приёмы развития связной речи у детей с ОНР III уровня при дизартрии :
совместное рассказывание;
предоставление образца или плана рассказа;
составление рассказа по частям;
коллективное составление рассказа;
моделирование текста.
Уровень сформированности связной речи у младших школьников с ОНР III уровня при дизартрии
Компоненты связной речи
Задание
Уровень сформированности фразовой речи
Экспериментальная группа
Задание 1
ИБ
3
Задание 2
КЛ
Задание 3
3
ВН
4
МО
Кол-во баллов
3
3
2
Контрольная группа
3
Уровень развития
3
Воспроизведение текста
3
ЭС
10
Задание 4
4
2
3
ДС
9
Средний
3
3
Средний
9
ЕМ
2
Задание 5
4
ЗК
Средний
3
8
Кол-во баллов
2
2
3
3
Средний
3
3
2
2
Уровень развития
7
2
ЛС
7
Ниже сред
3
3
Средний балл / уровень развития
4
ЭХ
2
8
4
3
Сред
Средний
3
3
Ниже ср
5
3
7
3
3
6
9
3
2
Ниже ср
4
Ниже ср
4
Средний
2
2
7
11
3
Ниже ср.
6
7
Выше ср
3
Сред
3
Ниже ср
3
4
5
Сред
8,5
3
6
Средний
Ниже ср
4
Сред
3
8
6
Выше ср
6,0
Сред
Средний
Уровень сформированности связной речи у младших школьников с ОНР III уровня при дизартрии
Компоненты связной речи
Задание
Воспроизведение текста
Экспериментальная группа
ИБ
Задание 5
Кол-во баллов
КЛ
Составление рассказа-описания
3
7
2
Задание 6
ВН
Составление рассказа с элементами творчества
4
МО
3
4
Уровень развития
5
Выше среднего
3
Задание 7
ЭС
3
Контрольная группа
6
2
Задание 8
4
ДС
2
Средний
Кол-во баллов
2
2
3
Ниже среднего
ЕМ
3
7
ЗК
Средний балл
5
2
Уровень развития
2
Ниже среднего
3
6
3
4
2
2
3
5
Средний
Ниже среднего
2
ЛС
3
6
2
4
Ниже среднего
Ниже среднего
2
Средний балл / уровень развития
ЭХ
4
2
3
5
Ниже среднего
Ниже среднего
2
3
8
4
3
Ниже среднего
Ниже среднего
3
6
3
3
6
3
Ниже среднего
6,0
Средний
2
Средний
2
6
Ниже среднего
2
2, 5
5
Средний
2
Ниже среднего
2
Ниже среднего
2
4
4
Ниже среднего
4, 7
Ниже среднего
Ниже среднего
5, 4
Модель формирующего эксперимента
Тема
Цель
Составление описательного рассказа о дереве
Краткое содержание
Цель: развивать связную речь детей в ходе составления описательного рассказа
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине.
1.Организационный момент.
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин
развивать связную речь детей в ходе составления рассказа по сюжетной картине
Игра «Узнай дерево по листу, веточке»
1.Организационный момент. Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».
развивать связную речь детей в ходе составления рассказа по серии сюжетных картин.
2.Объявление темы.
2.Объявление темы.
1.Организационный момент. Игра «Узнай по описанию»
Листья и ветки мы расмотрели, а сейчас расскажем о деревьях.
2.Объявление темы.
3.Игра «Подбери признаки».
3.Беседа по предметным картинкам с опорой на схему
3.Составление рассказа.
4.Беседа по картине.
4.Физкультминутка.
5. Физкультминутка «Снег».
4. Физкультминутка.
5.Рассказ по схеме.
5.Рассказы детей.
6.Рассказы детей.
6.Рассказы детей. Например: о ели, клене, дубе и т.д.
7.Итог занятия.
6.Игра «Сосчитай птиц и кормушки».
7.Итог занятия.
7. Итог занятия.
Модель формирующего эксперимента
Тема
Цель
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
Краткое содержание
развивать связную речь детей в ходе подробного пересказа текста русской народной сказки.
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
1.Организационный момент. Игра «Назови предмет»
развивать связную речь детей в ходе составления рассказа по сюжетной картине.
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)
2. Объявление темы.
развивать связную речь детей в ходе составления рассказа с опорой на жизненный опыт детей.
1. Организационный момент.
3. Игра «Накрой стол к чаю».
1.Организационный момент. Сядет тот, кто назовет свой домашний адрес.
2. Объявление темы.
4. Чтение сказки с последующим обсуждением.
4. Составление рассказа.
2.Вводная часть. Игра «Из чего?»
5. Физкультминутка «Суп».
3.Объявление темы.
5. Физкультминутка
6. Рассказы детей.
4.Беседа по вопросам.
6. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
5. Физкультминутка «Маляры».
7. Пересказ сказки.
7. После коллективного рассказывания 1—2 детей логопед просит составить рассказ самостоятельно.
8 Итог занятия.
6.Составление рассказов.
8. Домашнее задание.
Нарисовать картину «Я и моя семья».
7. Рассказы детей.
8.Итог занятия.
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
Уровень развития
Различия между средними значениями уровня сформированности связной речи контрольной и экспериментальной групп
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
Уровень развития
Состояние развития связной речи у детей младшего школьного возраста ОНР III уровня при дизартрии на основе анализа результатов констатирующего и контрольного срезов (средний балл)
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
Уровень развития
Различия между средними значениями уровня сформированности связной речи на констатирующем и контрольном этапах одного ученика
Игра «Накрой стол к чаю»
Составление рассказа по сюжетной картине
«Семья»
«Зимние забавы»
Игра «Из чего»
Составление рассказа «Кормушка» по сюжетной картине