Презентация "Моя азбука" для проекта "моя азбука". Отличный, нужный материал, который сможет использовать учитель начальных классов в школе, на уроках. Дети будут с увлечением и азартом выполнять заданную работу, в итоге получат замечательный результат,что приведёт к отличному настроению и успеху!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учить ищет ответы в учебнике, книге, энциклопедии, справочной литературе, интернете
Развивать желание «шагнуть» за страницы учебника
Развивать творческие способности ученика
Учить работать в коллективе
Учить умению рассказывать о своих поисках и открытиях своим одноклассникам и другим ученикам.
«Сначала аз да буки, а потом и науки»
пословица«Грамота, как знание, - есть необходимое
начало всякого правильного образования».
К. Д. Ушинский
Основополагающий вопрос: чему учит азбука?
Темы для исследований:
Алфавит или азбука?
Какая бывает азбука?
Почему ссорятся буквы?
Можно ли создать азбуку?
Где живет азбука?
Цель исследования: выяснить, какая бывает азбука и можно ли создать азбуку?
Задачи исследования:
- подвести учащихся к пониманию истории создания алфавита,
- систематизировать знания учащихся о соотношении звуков и букв, усвоить алфавитные названия букв и их расположение в алфавите,
- создать свой вариант азбуки,
-развить интерес к родному языку.
Предмет исследования:русская азбука как основа нравственного воспитания первоклассников.
Гипотеза:азбука учит детей не только чтению и письму, но и нравственному становлению личности младшего школьника.
МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ ЗВЕРЬ
Живая Азбука
Зная буквы и звуки, я захотела составить свою азбуку, В которой хочу рассказать о разных животных. Свою работу я назвала «Живая Азбука». Животные от А до Я.
МОХНАТАЯ АЗБУКА
4
Часто мы бываем в зоомагазине, зоопарке, цирке. Оттуда никогда не хочется уходить. Нам очень нравиться наблюдать за животными. За время обучения в школе мы столько интересных книг о животных прочитали. Такие они разные, эти животные, каждый со своим характером.
Своей работой я хотела показать, как разнообразен животный мир. Он окрашен в разные цвета и тоже любит пить воду, греться на солнышке.
5
АЗБУКА В РИСУНКАХ, ЗАГАДКАХ, ИМЕНАХ, ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ
Дома я стала создавать группы пословиц и поговорок на какие-нибудь темы и собственно буквы алфавита. Сколько же нового поучительного я узнала. Ведь русский язык богат и мудр. А какой ребёнок не любит рисовать? Сколько же книг, сказок, раскрасок я пересмотрела в поисках необходимых изображений…
А потом находила нужную букву, перерисовывала предмет, животных, раскрашивала их.
НИТКА
Куда игла, туда и нитка.
Промеж настоящих друзей
нитки не проденешь.
Надеюсь, что новое знакомство с азбукой вызовет положительные эмоции.
Жила-была девочка ... И вот исполнилось ей 7 лет, и пошла она в школу. Однажды, приснился ей сон, в котором она оказалась на волшебной планете …. А волшебство той самой планеты заключалось в том, что вместо плодов, на деревьях и кустах висели буквы. И для того, чтобы сорвать овощ, фрукт или ягоду, и попробовать их, нужно было отгадать загадку. Буквы служили подсказками – они обозначали первую букву загаданного слова. Девочка не зря ходила в школу и учила дома уроки, она, конечно, сумела разгадать все загадки и попробовать все фрукты, овощи и ягоды. И, наконец, она проснулась, но сон свой не забыла. И даже записала все загадки, которые запомнила. А вы не хотите попробовать их разгадать?
ВКУСНО И ПОЛЕЗНО
в
Создавая азбуку, я пришли к выводу, что она и вкусная, и полезная.
А польза ее не только в витаминах, которые содержатся в овощах, ягодах и фруктах.
Но и в том, что разгадывание загадок – это хорошая зарядка для ума детей и взрослых.
Чем больше букв в алфавите, а в русском языке 33,
тем богаче и красивее язык.
Язык описывает мир, поэтому мы можем ярче раскрыть
духовный мир человека и все, что его окружает.
Я взяла тему «Фруктовая азбука» и через название фруктов
Хочу показать всю красоту и богатство русского алфавита.
6
ФРУКТОВАЯ АЗБУКА
МОЯ ЗАГАДОЧНАЯ АЗБУКА
Русская азбука или алфавит на свете уже много лет. Благодаря ему я читаю книги, узнаю много интересного: могу отправиться в далекие страны, окунуться в мир волшебства и чудес, узнать, почему дует ветер и откуда текут реки. А сколько ещё неизвестного откроют мне книги! И все это благодаря азбуке.
И однажды, заучивая алфавит, я подумала:
« А могу ли я составить свою загадочную азбуку? А почему нет?».
От буквы «А» до буквы «Я»
Течёт река Аму - Дарья.
От буквы «А» до буквы «Я»
Идёт и азбука моя.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
История создания алфавита
Работая по учебнику «Азбука», я обратила внимание на то, что определенный порядок следования букв в русском языке мы называем по-разному: то алфавит, то азбука. Решила выяснить: как же правильно говорить: азбука или алфавит?
В «Словаре школьника» я узнала, что слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из двух названий получилось слово «алфавит».
Слово «азбука» появилась более 1000 лет назад из названий двух первых букв древнерусского алфавита: буква а называлась «аз», б – «буки». Так образовалось новое русское слово «азбука».
Для всех славянских народов азбуку создали два монаха – Кирилл и Мефодий. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые исчезли из современной азбуки. Но основа осталась. Поэтому азбуку назвали кириллицей. За создание славянской азбуки Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых.
Теперь нам понятна пословица: Сначала аз да буки, а потом и науки.
А первый русский букварь написал и напечатал Иван Федоров. Это случилось в 1574 году. В Москве есть памятник первопечатнику Ивану Федорову. Буквы в своей азбуке Иван Федоров изображал в виде фигурок человека.
Значит, слова «азбука» и «алфавит» обозначают буквы, расположенные в определенном порядке.
Дождик капать стал по лужам,Буквы А раскрылись дружно!Всех – и взрослых, и ребят –«А» от ливня защитят.
антилопа – [А]
А
гласный безударный
аист – [А]
гласный ударный
Я - сборник карт; от ударенья Зависят два моих значенья. Захочешь - превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я.
Ответ (Атлас)
День и ночь стою на крыше, Нет ушей, но всё я слышу, Вдаль гляжу, хотя без глаз, На экране мой рассказ.
Загадки
Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька.
Ответ (Антенна)
Ответ (Автомобиль)
,,, А ,,
АИСТ Н СЫР
Ребус
Убери первую букву от каждого слова, а из оставшихся составь название сказочного героя, переставив слоги местами.
О Д И Н
Б А Л
С А Д
Головоломки
В этих словах буквы перепутались, помоги им найти свои места и ты узнаешь, какие животные на букву А здесь спрятались.
К А Л У А
C Т А И
Т Н И А Л О П А
Буква Б с большим брюшкомВ кепке с длинным козырьком.
чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Пословица
Чем полнее бочка, тем меньше звона.
Шура сено ворошил,вилы в сене позабыл.Согласитесь с Шурой тожена букву Ш они похожи.
шапка [ Ш ] согласный
глухой (парный) [Ж ] ), твердый (непарный)
Ш
Твой хвостик я в руке держал, Ты полетел, я побежал.
( шарик воздушный )
Наша тетушка игла Строчку по полю вела. Строчка в строчку, строчка в строчку, Будет платье вашей дочке.
( швейная машинка )
Загадки
Скороговорки
Шли сорок мышей, несли сорок грошей,
Две мыши поплоше несли по два гроша.
Буква Щ поможет намчистить зубы по утрам.
Щ
Щавель [щ`] – согласный,
глухой, непарный,
всегда мягкий.
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
Хвостик из кости,
А на спине щетинка. (Зубная щетка)
Вроде ежиха на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит -
И одежда станет чище. (Щетка платяная)
Загадки
Целый день плясунья наша
Рада по полу плясать.
Где попляшет,
Где помашет,
Ни соринки не сыскать. (Щетка половая)
Неторопливо важно такИдет по травке твердый знак.Тропинка к берегу дойдет,Наш твердый знак и поплывет.
Ъ
объявление - [ ] – звука не обозначает
Стихотворение
Было «сели», стало «съели».
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Буква Ы скромна донельзя,Никогда вперед не лезет,лЫжи, рЫба, мЫло, бЫт –из-за букв других глядит,лишь второй она стоит.
томатЫ – [Ы]
гласный безударный
Ы
тЫква – [Ы]
гласный ударный
Кроссворд-загадка
В кроссворде зашифрованы названия растений, овощей, ягод, в названиях которых есть буква Ы.
1. Золотая голова - велика, тяжела. Золотая голова - отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка.
1.
Ы
2.
3.
2. На зеленом шнурочке Белые звоночки.
4.
5.
6.
3 . Стоит над водой, трясет бородой. .
4. Низок, да колюч, сладок, не пахуч. Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь. .
5 . Наши поросятки выросли на грядке, К солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки. .
6 . Вдоль лесных дорожек много белых ножек В шляпках разноцветных, издали приметных Собирай, не мешкай! Это… .
Буква Р перевернулась,Мягким знаком обернулась.
ь
ель – [ - ] звука не обозначает
Кто приходит,
Кто уходит-
Все ее за ручку водят.
Грамматическая
Загадка
арифметика
Шина – а + ель = ? ( Шинель)
ьки
Ребус
Красна птица опереньем, а человек уменьем.
Пословицы и
поговорки
Сентябрь холоден- да сыт.
Если б месяц-озорникПоказать решил язык,То тогда бы в небе точноБуква Э висела ночью!
экскаватор – [Э]
э
гласный безударный
эму – [Э]
гласный ударный
,,
,,,
М
е
Ребус
нож
Стихотворение
Это утро, радость эта,
Эти ивы и березы,
Эта мощь и дня и света,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Этот синий свод,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Этот крик и вереницы,
Эти горы, эти долы,
Эти стаи, эти птицы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот говор вод,
Этот зык и свист,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Чтобы «О» не укатилось –Крепко к столбику прибью.Ой смотри-ка, что случилось!Получилась буква «Ю»
Ю
Юбка – [ю]
гласный ударный
Юпитер – [ю]
гласный безударный
Голосиста эта птичка,
Хоть и ростом невеличка.
Взгромоздившись на шесток, Расчирикался ...
Ответ (Юрок)
Загадки
Пляшет крошка
На одной ножке.
Кружит, кружит,
Жужжит, жужжит .
Ответ (Юла)
У Юли юла. Юля завела юлу, а юла юрк к Юре. Юра завел юлу, а юла - к Юле... То у Юли юла, то у Юры юла, То у Юры юла, то у Юли юла - такая игра.
Скороговорка
Анаграмма
Ответ (Люк)
Ответ (Утюг)
Ответ (Индюк)
Я
Вот и доехали, друзья,мы до последней буквы Я.«Я» выходит на дорожку,«Я» стоит, отставив ножку.Полюбуйтесь, вот и я!Рада видеть вас, друзья!
Если буква Я находится в начале слова (Яблоко), после гласной буквы (Маяк), после Ъ знака (Объявление) или после Ь знака (Татьяна), то она обозначает два звука: [ Й] и [ А .]
Если буква Я стоит после согласной буквы (Мяч), то она смягчает саму согласную и обозначает звук [А]
Я ( ягуар ) [Й] – согласный, звонкий (непарный)
мягкий (непарный)
[А] – гласная, безударная
Я (яблоко) [Й] – согласный, звонкий (непарный)
мягкий (непарный)
[А] – гласная, ударная
Если б не было его, Если он на дне лежит,
Не сказал бы ничего. Судно вдаль не побежит.
Ответ (Язык) Ответ (Якорь)
Загадки
Поговорки
Язык болтает рукам мешает..
Я последняя буква в алфавите..
Язык острее мяча.
«Я» в квадрате»
Головоломка
В этом квадрате 16 букв. Попробуй из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашел одну букву, ищи другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали.