kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему "Применение дидактических пособий на уроках обучения грамоте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит различные приемы работы с дидактическими пособиями на уроках обучения грамоте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Применение дидактических пособий на уроках обучения грамоте"»

Применение дидактических пособий  на уроках  обучения грамоте

Применение дидактических пособий на уроках обучения грамоте

Выход  1 раздел. Дидактические пособия  2 раздел. Словесные игры

Выход

1 раздел.

Дидактические пособия

2 раздел.

Словесные игры

Выход Дидактические пособия: Модели звуков, слов и предложений Передвижная азбука (Абак) Картинная азбука Слоговые таблицы Лента букв Разрезная азбука Столбики слов В раздел

Выход

Дидактические пособия:

  • Модели звуков, слов и предложений
  • Передвижная азбука (Абак)
  • Картинная азбука
  • Слоговые таблицы
  • Лента букв
  • Разрезная азбука
  • Столбики слов

В раздел

Выход  Модели звуков, слов и предложений Виды  моделей Приёмы работы с моделями Модели слов и предложений из учебника «Русская азбука» В.Г.Горецкого Модели слов и предложений из учебника «Моя любимая азбука» Р.Н. и Е.В.Бунеевых  К содержанию

Выход

Модели звуков, слов и предложений

  • Виды моделей
  • Приёмы работы с моделями
  • Модели слов и предложений из учебника «Русская азбука» В.Г.Горецкого
  • Модели слов и предложений из учебника «Моя любимая азбука» Р.Н. и Е.В.Бунеевых

К содержанию

Выход Модель звука: Модель слова: Модель предложения: .

Выход

Модель звука:

Модель слова:

Модель предложения:

.

Выход Модели слов и предложений Используются для аналитико-синтетической работы: —   звуковой анализ слов с опорой на данную схему; —   звуковой анализ слов и составление схемы; — сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей; — анализ структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы; — чтение предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывание» предложений; — составление предложений по схемам.  

Выход

Модели слов и предложений

Используются для аналитико-синтетической работы:

—   звуковой анализ слов с опорой на данную схему;

—   звуковой анализ слов и составление схемы;

— сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей;

— анализ структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы;

— чтение предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывание» предложений;

— составление предложений по схемам.

 

Выход «Русская азбука»  (В.Г. Горецкий) Модели предложений: !

Выход

«Русская азбука» (В.Г. Горецкий)

Модели предложений:

!

Выход Звуко-буквенные модели слов: гуси осы голуби кот печка

Выход

Звуко-буквенные модели слов:

гуси

осы

голуби

кот

печка

Выход мак стул руль дверь забор

Выход

мак

стул

руль

дверь

забор

Выход «Моя любимая азбука»  (Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева)  Модели предложений: ! ?

Выход

«Моя любимая азбука» (Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева)

Модели предложений:

!

?

Выход Звуковые модели слов:

Выход

Звуковые модели слов:

Выход

Выход

Выход

Выход

  • Описание и приёмы работы с передвижной азбукой
  • Примеры работы передвижной азбуки
Выход Абак Передвижная азбука (абак)

Выход

Абак

Передвижная азбука (абак)

Выход

Выход

Выход д м м о у и а б б у б а

Выход

д

м

м

о

у

и

а

б

б

у

б

а

Выход Картинная азбука

Выход

Картинная азбука

  • Приёмы работы с картинной азбукой
  • Картинная азбука
  • Алфавит
Выход Картинная азбука Состоит из предметных картинок и букв. Предназначена для запоминания зрительного образа буквы. Название предмета, изображенного на рисунке, начинается с указанной буквы. В некоторых случаях расположение предметов на картинке напоминает образ буквы. При работе с картинной азбукой можно предложить следующие задания:

Выход

Картинная азбука

Состоит из предметных картинок и букв. Предназначена для запоминания зрительного образа буквы.

Название предмета, изображенного на рисунке, начинается с указанной буквы. В некоторых случаях расположение предметов на картинке напоминает образ буквы.

При работе с картинной азбукой можно предложить следующие задания:

  • Назови предмет, какую букву обозначает?
  • Где находится данная буква в слове ( в середине, в конце, в начале)?
  • Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.
  • Определи место буквы в алфавите.
  • Гласный или согласный звук обозначает буква?
Выход А а

Выход

А а

Выход Б б

Выход

Б б

Выход В в

Выход

В в

Выход Г г

Выход

Г г

Выход Д д

Выход

Д д

Выход Е е

Выход

Е е

Выход Ё ё

Выход

Ё ё

Выход Ж ж

Выход

Ж ж

Выход З з

Выход

З з

Выход И и

Выход

И и

Выход Й й

Выход

Й й

Выход К к

Выход

К к

Выход Л л

Выход

Л л

Выход М м

Выход

М м

Выход Н н

Выход

Н н

Выход О о

Выход

О о

Выход П п

Выход

П п

Выход Р р

Выход

Р р

Выход С с

Выход

С с

Выход Т т

Выход

Т т

Выход У у

Выход

У у

Выход Ф ф

Выход

Ф ф

Выход Х х

Выход

Х х

Выход Ц ц

Выход

Ц ц

Выход Ч ч

Выход

Ч ч

Выход Ш ш

Выход

Ш ш

Выход Щ щ

Выход

Щ щ

Выход Ъ

Выход

Ъ

Выход Ы

Выход

Ы

Выход Ь

Выход

Ь

Выход Э э

Выход

Э э

Выход Ю ю

Выход

Ю ю

Выход Я я

Выход

Я я

Выход Алфавит

Выход

Алфавит

Выход Слоговые таблицы

Выход

Слоговые таблицы

  • Приёмы работы со слоговыми таблицами
  • Примеры слоговых таблиц из учебника «Русская азбука» В.Г.Горецкого
  • Примеры слоговых таблиц из учебника «Моя любимая азбука» Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой
Выход Слоговая таблица Могут составляться по двум принципам: а)  на основе гласного: МА НА РА ТА ЛА ДА КА БА б) на основе согласного: НА НУ НО НЫ НЮ НИ НЕ НЯ. Слоговые таблицы могут включать в себя слоги, составленные из букв, изученных на момент данного урока.       Слоговые таблицы используются для чтения слогов и образования слов путем последовательного прочтения 2-3-х слогов. Полезно использовать прием договаривания прочитанного слога до целого слова, используя слоги, которых нет в таблице.

Выход

Слоговая таблица

Могут составляться по двум принципам:

а)  на основе гласного: МА НА РА ТА ЛА ДА КА БА

б) на основе согласного: НА НУ НО НЫ НЮ НИ НЕ НЯ.

Слоговые таблицы могут включать в себя слоги, составленные из букв, изученных на момент данного урока.

      Слоговые таблицы используются для чтения слогов и образования слов путем последовательного прочтения 2-3-х слогов. Полезно использовать прием договаривания прочитанного слога до целого слова, используя слоги, которых нет в таблице.

Выход «Русская азбука»  (В.Г. Горецкий) у ц а ч с о ы и е ё ю я цё - - - ци цо ца цу цы - че чи чё - - чо ча чу су са со сы си се сё сю ся

Выход

«Русская азбука» (В.Г. Горецкий)

у

ц

а

ч

с

о

ы

и

е

ё

ю

я

цё

-

-

-

ци

цо

ца

цу

цы

-

че

чи

чё

-

-

чо

ча

чу

су

са

со

сы

си

се

сё

сю

ся

Выход ф в фё фе фо фи фа фы ве вё ва вы ви во су ну ту ру ду лу дю сю лю тю ню рю

Выход

ф

в

фё

фе

фо

фи

фа

фы

ве

вё

ва

вы

ви

во

су

ну

ту

ру

ду

лу

дю

сю

лю

тю

ню

рю

Выход «Моя любимая азбука»  (Р.Н. и Е.В. Бунеевых) г а о п т и ы р к у н аг ап ат ар ак ан он ок ор от оп ог иг ип ит ир ик ин ын ык ыр ыт ып ыг уг уп ут ур ук ун

Выход

«Моя любимая азбука» (Р.Н. и Е.В. Бунеевых)

г

а

о

п

т

и

ы

р

к

у

н

аг

ап

ат

ар

ак

ан

он

ок

ор

от

оп

ог

иг

ип

ит

ир

ик

ин

ын

ык

ыр

ыт

ып

ыг

уг

уп

ут

ур

ук

ун

Выход ла ма ам али ами ал ло ол мо ом оли оми ули уми ум ул му лу лы ыл мы ым ыли ыми или ими ли им ми ил

Выход

ла

ма

ам

али

ами

ал

ло

ол

мо

ом

оли

оми

ули

уми

ум

ул

му

лу

лы

ыл

мы

ым

ыли

ыми

или

ими

ли

им

ми

ил

Выход к ка г га ку ко гу го ки ги ке ге а ма я на мя ра ня за ря ля са да вя та бя пя

Выход

к

ка

г

га

ку

ко

гу

го

ки

ги

ке

ге

а

ма

я

на

мя

ра

ня

за

ря

ля

са

да

вя

та

бя

пя

Выход ги иг пи ип ти иги ипи ит ри ир ити ири го по ог то оп ого ро опо иго от ор оги ото ипо ито опи оро оти иро ори

Выход

ги

иг

пи

ип

ти

иги

ипи

ит

ри

ир

ити

ири

го

по

ог

то

оп

ого

ро

опо

иго

от

ор

оги

ото

ипо

ито

опи

оро

оти

иро

ори

Выход ги го то ти по пи ро ри

Выход

ги

го

то

ти

по

пи

ро

ри

Выход как ро ра на ка си со сы ста роп рок та

Выход

как

ро

ра

на

ка

си

со

сы

ста

роп

рок

та

Выход Лента букв

Выход

Лента букв

  • Приёмы работы с данным пособием
  • Лента букв В.Г.Горецкого
Выход Лента букв Это пособие может использоваться на этапе закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут быть различными: —   назови все буквы; —   назови гласные (согласные); —   назови гласные, обозначающие мягкость согласного звука; —   назови согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие); —   назови парные согласные; —   назови буквы, которые не обозначают звука; —   назови звуки, которые могут быть обозначены данной буквой.

Выход

Лента букв

Это пособие может использоваться на этапе закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут быть различными:

—   назови все буквы;

—   назови гласные (согласные);

—   назови гласные, обозначающие мягкость согласного звука;

—   назови согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие);

—   назови парные согласные;

—   назови буквы, которые не обозначают звука;

—   назови звуки, которые могут быть обозначены данной буквой.

Выход «Русская азбука» (В.Г.Горецкий) а й г о д б з м э ж в р л ъ н у ы ф ц ю х щ я ё ш ь ч п е т с к и

Выход

«Русская азбука» (В.Г.Горецкий)

а

й

г

о

д

б

з

м

э

ж

в

р

л

ъ

н

у

ы

ф

ц

ю

х

щ

я

ё

ш

ь

ч

п

е

т

с

к

и

Выход Разрезная азбука

Выход

Разрезная азбука

  • Приёмы работы с данным пособием
  • Касса букв и наборное полотно
  • Кубики с буквами
Выход Разрезная азбука  Состоит из наборного полотна и кассы с кармашками, в которые вкладываются карточки с буквами и знаками. Используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика («Касса букв»). Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда необходимо из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов или слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Выход

Разрезная азбука

Состоит из наборного полотна и кассы с кармашками, в которые вкладываются карточки с буквами и знаками.

Используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика («Касса букв»).

Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда необходимо из букв составить слоги и слова после их звукового анализа.

Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов или слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Выход  Касса  букв    Наборное  полотно

Выход

Касса букв

Наборное полотно

Выход Кубики с буквами  (Методика Н. Зайцева)

Выход

Кубики с буквами (Методика Н. Зайцева)

Выход Столбики слов

Выход

Столбики слов

  • Приёмы работы со столбиками слов
  • Примеры столбиков из учебника «Русская азбука» В.Г.Горецкого
  • Примеры столбиков из учебника «Моя любимая азбука» Р.Н. и Е.В.Бунеевых
Выход Столбики слов

Выход

Столбики слов

Выход Используя столбики слов, можно провести различные упражнения в чтении: 1)  Чтение слов с предварительным их анализом по гра­фическим пометам: — Сколько слогов в слове?  — Прочитать слияния.  — Прочитать первый слог, затем второй (третий).  — Прочитать слово целиком.  2) Чтение слов и объяснение их лексического значения. 3) Чтение слов в прямом и обратном порядке.

Выход

Используя столбики слов, можно провести различные упражнения в чтении:

1)  Чтение слов с предварительным их анализом по гра­фическим пометам:

Сколько слогов в слове?

Прочитать слияния.

Прочитать первый слог, затем второй (третий).

Прочитать слово целиком.

2) Чтение слов и объяснение их лексического значения.

3) Чтение слов в прямом и обратном порядке.

Выход 4) Выборочное чтение слов: — имена людей;  — клички животных;  — название профессий (деревьев, инструментов и т.п.);  — слова, обозначающие один или много предметов;  — пары слов противоположных по значению и т.д. 5)  Прочитать слова, отличающиеся одной буквой, одним слогом.  6)  Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов. 7)  Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу?», «Кто живет в зоопарке?» и т.п.

Выход

4) Выборочное чтение слов:

имена людей;

клички животных;

название профессий (деревьев, инструментов и т.п.);

слова, обозначающие один или много предметов;

пары слов противоположных по значению и т.д.

5)  Прочитать слова, отличающиеся одной буквой, одним слогом.

6)  Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.

7)  Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу?», «Кто живет в зоопарке?» и т.п.

Выход

Выход

Выход «Русская азбука»  (В. Г. Горецкий) съ⁞е⁞м съ⁞е⁞шь съ⁞е | дя⁞т се⁞л съ⁞е⁞л пе⁞й пь⁞ю⁞т ль⁞ю⁞т ль⁞ё⁞т де | ре | во де | ре | вь⁞я ли⁞с⁞т ли⁞с | ть⁞я

Выход

«Русская азбука» (В. Г. Горецкий)

съ⁞е⁞м

съ⁞е⁞шь

съ⁞е | дя⁞т

се⁞л

съ⁞е⁞л

пе⁞й

пь⁞ю⁞т

ль⁞ю⁞т

ль⁞ё⁞т

де | ре | во

де | ре | вь⁞я

ли⁞с⁞т

ли⁞с | ть⁞я

Выход щу | ки ле | щи ро | ща ще | го⁞л ще | но⁞к и | щу чи | щу ча | ща д⁞ру⁞г д⁞ру | жо⁞к мо | гу мо | же⁞т жу⁞к Жу⁞ч | ка те | ле | га те | ле⁞ж | ка

Выход

щу | ки

ле | щи

ро | ща

ще | го⁞л

ще | но⁞к

и | щу

чи | щу

ча | ща

д⁞ру⁞г

д⁞ру | жо⁞к

мо | гу

мо | же⁞т

жу⁞к

Жу⁞ч | ка

те | ле | га

те | ле⁞ж | ка

Выход «Моя любимая азбука»  (Бунеев и Бунева) рог рот пот топ порт торт торг грот топор топот ропот потоп пирог пироги грот порог

Выход

«Моя любимая азбука» (Бунеев и Бунева)

рог

рот

пот

топ

порт

торт

торг

грот

топор

топот

ропот

потоп

пирог

пироги

грот

порог

Выход рот – рты игра – игры торт – торты порт – порты порог - пороги тропа – тропы гитара – гитары трап – трапы парта – парты рота – роты

Выход

рот – рты

игра – игры

торт – торты

порт – порты

порог - пороги

тропа – тропы

гитара – гитары

трап – трапы

парта – парты

рота – роты

Выход группа группка тонна труппа кнут прут урна утро икра икринка крупа крупинка

Выход

группа

группка

тонна

труппа

кнут

прут

урна

утро

икра

икринка

крупа

крупинка

Выход Словесные игры Ребусы В раздел

Выход

Словесные игры

  • Ребусы

В раздел

Выход Ребусы Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Название образовано от латинского rebus - (вещь, предмет).

Выход

Ребусы

Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Название образовано от латинского rebus - (вещь, предмет).

Правила игры в ребусы Выход

Правила игры в ребусы

Выход

Выход 2. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.

Выход

2. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход 5. Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка, показывающая переход от одной буквы к другой, значит, нужно заменить букву в слове.

Выход

5. Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка, показывающая переход от одной буквы к другой, значит, нужно заменить букву в слове.

Выход 6. Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что эту букву надо вставить в полученное слово между буквами, стоящими на местах, указанных цифрами.

Выход

6. Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что эту букву надо вставить в полученное слово между буквами, стоящими на местах, указанных цифрами.

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход 14. Если одна буква расположена сверху другой, то возможны различные чтения. Это взаимное расположение букв можно передать с помощью предлогов «на», «над», «под». Примеры:

Выход

14. Если одна буква расположена сверху другой, то возможны различные чтения. Это взаимное расположение букв можно передать с помощью предлогов «на», «над», «под». Примеры:

Выход 15. Если одна буква изображена перед другой (соответственно, эта другая оказывается за первой), то возможны чтения с предлогами «за» или «перед».

Выход

15. Если одна буква изображена перед другой (соответственно, эта другая оказывается за первой), то возможны чтения с предлогами «за» или «перед».

Выход Головоломки

Выход

Головоломки

  • Анаграммы
  • Метаграммы
  • Логогриф
  • Словесные пирамиды
  • Палиндром
  • Шарады
Выход СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ, загадки, построенные на материале слов. В отличие от разного рода словесных игр, головоломки предназначены для индивидуального разгадывания. Словесные головоломки бывают разных типов.

Выход

СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ

СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ, загадки, построенные на материале слов. В отличие от разного рода словесных игр, головоломки предназначены для индивидуального разгадывания. Словесные головоломки бывают разных типов.

Выход Анаграмма Анаграмма луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон

Выход

Анаграмма

Анаграмма луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон

Выход Самый простой способ

Выход

Самый простой способ

Выход Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова или хотя бы намекнуть на область, к которой оно относится. Чтобы не толковать каждое слово, можно для задания отобрать слова одной лексической группы: Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд:  атлас, кума, смола, угар, шпала .  (Ответы: салат, мука, масло, рагу, лапша.)

Выход

Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова или хотя бы намекнуть на область, к которой оно относится. Чтобы не толковать каждое слово, можно для задания отобрать слова одной лексической группы:

Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала . (Ответы: салат, мука, масло, рагу, лапша.)

Выход Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного из слов, а предлагать значения обоих слов: Переставив буквы в слове, превратите:  - старинное средство передвижения в самое современное;  - вкусную булочку в лодку;  - грызуна в породистую лошадь;  - еловый лес в металл;  - материю в геометрическое тело.  ( Ответы: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.)

Выход

Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного из слов, а предлагать значения обоих слов:

Переставив буквы в слове, превратите: - старинное средство передвижения в самое современное; - вкусную булочку в лодку; - грызуна в породистую лошадь; - еловый лес в металл; - материю в геометрическое тело. ( Ответы: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.)

Выход анаграмм в стихах

Выход

анаграмм в стихах

Выход

Выход

Выход Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, марш – шрам, сорт – трос. Способы загадывания – те же: Прочитав слово справа налево, превратите :  - дерево в геометрическое тело;  - измерение времени в породистую собаку;  - взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря;  - дорожку в сорт яблок;  - недовольный гул голосов в инструмент для рубки.  ( Ответы: бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор.)

Выход

Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, марш – шрам, сорт – трос. Способы загадывания – те же:

Прочитав слово справа налево, превратите : - дерево в геометрическое тело; - измерение времени в породистую собаку; - взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря; - дорожку в сорт яблок; - недовольный гул голосов в инструмент для рубки. ( Ответы: бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор.)

Выход Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов (должна использоваться каждая буква исходного слова по одному разу). Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой . Примеры: карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота, типография = пята + риф + иго.

Выход

Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов (должна использоваться каждая буква исходного слова по одному разу). Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой . Примеры: карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота, типография = пята + риф + иго.

Выход Метаграммы Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.

Выход

Метаграммы

Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.

Выход Цепочки слов.  Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку : мышка → мошка → кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, например: Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать. (Возможные варианты ответов: час – бас – бес – вес – век;  час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гон – год); кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса – лист; место – месть – масть – пасть – паста – парта;  зуб – куб – кум – ком – кот – рот;  душа – суша – сушь –суть – сеть – сень – сено – село – тело;  дочь – ночь – ноль – соль – сель – сеть – суть – муть – мать.)

Выход

Цепочки слов. Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку : мышка → мошка → кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, например:

Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

(Возможные варианты ответов: час – бас – бес – вес – век; час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гон – год);

кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса – лист;

место – месть – масть – пасть – паста – парта; зуб – куб – кум – ком – кот – рот; душа – суша – сушь –суть – сеть – сень – сено – село – тело; дочь – ночь – ноль – соль – сель – сеть – суть – муть – мать.)

Выход Много из одного. сор – бор, вор, жор, мор, тор, хор; сыр, сэр; сок, сом, сон, соя.

Выход

Много из одного. сор – бор, вор, жор, мор, тор, хор; сыр, сэр; сок, сом, сон, соя.

Выход в стихах

Выход

в стихах

Выход Логогрифы Логогриф (греч. 'слово' и 'загадка') – такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, так же, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова рот ,  добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост , а из слова сон – соня, стон, слон, сонм .

Выход

Логогрифы

Логогриф (греч. 'слово' и 'загадка') – такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, так же, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова рот , добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост , а из слова сон – соня, стон, слон, сонм .

Выход Логогрифы можно загадывать в стихотворной форме: Я ласковый домашний зверь,  Обычно крепко сплю с утра.  Добавьте в слово р теперь –  И под землёй моя нора.  (кот – крот) Я дождь, и молния, и гром.  Но г из слова уберём,  И я цветок неотразимый,  Хоть и с шипами, но любимый.  (гроза – роза)

Выход

Логогрифы можно загадывать в стихотворной форме:

Я ласковый домашний зверь, Обычно крепко сплю с утра. Добавьте в слово р теперь – И под землёй моя нора. (кот – крот)

Я дождь, и молния, и гром. Но г из слова уберём, И я цветок неотразимый, Хоть и с шипами, но любимый. (гроза – роза)

Выход Словесная пирамида Словесная пирамида – это нечто среднее между анаграммой и логогрифом. В основании пирамиды – какое-нибудь длинное слово, следующее состоит из тех же самых букв, кроме одной, дальше еще на одну букву меньше и т.д. Например: доплата – лопата – толпа – плот – пот; акробат – работа – табор – брат – бра – ар .

Выход

Словесная пирамида

Словесная пирамида – это нечто среднее между анаграммой и логогрифом. В основании пирамиды – какое-нибудь длинное слово, следующее состоит из тех же самых букв, кроме одной, дальше еще на одну букву меньше и т.д.

Например: доплата – лопата – толпа – плот – пот; акробат – работа – табор – брат – бра – ар .

Выход Палиндромы Палиндром (греч. 'назад' и 'бег') – такой текст, который читается от конца к началу так же, как от начала к концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). В том же значении иногда используются термин «перевертыш». Один из известнейших примеров – А роза упала на лапу Азора. Эту фразу придумал русский поэт Афанасий Фет, а известность она приобрела благодаря Алексею Толстому, вложившему ее в уста Мальвины, которая пыталась с ее помощью обучать Буратино грамоте.

Выход

Палиндромы

Палиндром (греч. 'назад' и 'бег') – такой текст, который читается от конца к началу так же, как от начала к концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). В том же значении иногда используются термин «перевертыш».

Один из известнейших примеров – А роза упала на лапу Азора. Эту фразу придумал русский поэт Афанасий Фет, а известность она приобрела благодаря Алексею Толстому, вложившему ее в уста Мальвины, которая пыталась с ее помощью обучать Буратино грамоте.

Выход Коту тащат уток. Ишаку казак сена нес, казаку каши. Удавы рвали лавры в аду. А буду я у дуба. Торт с кофе не фокстрот На вид ангел, на виадук Алеша шел. А куда Иван Лег на диван

Выход

Коту тащат уток. Ишаку казак сена нес, казаку каши. Удавы рвали лавры в аду. А буду я у дуба. Торт с кофе не фокстрот На вид ангел, на виадук Алеша шел. А куда Иван Лег на диван

Выход Шарады Шарада (франц. charade) – один из наиболее популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами. Эти части слов называются слогами. Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.

Выход

Шарады

Шарада (франц. charade) – один из наиболее популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами. Эти части слов называются слогами. Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.

Выход Шарады принято загадывать в стихотворной форме, хотя это требование и не обязательно: Мой первый слог – бумаг большая стопка.  Японцы из второго гонят водку.  А в целом – дерева стройнее  Не знает ни одна аллея.  (кипарис) Со стенки светит первый слог,  Наездник мчится на втором,  А третий (кто б подумать мог?)  В славянской азбуке найдём.  А в целом неприятен он,  Его преследует закон.  (браконьер)

Выход

Шарады принято загадывать в стихотворной форме, хотя это требование и не обязательно:

Мой первый слог – бумаг большая стопка. Японцы из второго гонят водку. А в целом – дерева стройнее Не знает ни одна аллея. (кипарис)

Со стенки светит первый слог, Наездник мчится на втором, А третий (кто б подумать мог?) В славянской азбуке найдём. А в целом неприятен он, Его преследует закон. (браконьер)

Выход Начала и концы. Предлагается найти такое слово, которое бы также служило концом слова для букв, стоящих спереди, и началом слова для букв, стоящих сзади, например: т.е. получаем три слова: лук, каблук, лукошко ; Слово может быть «спрятано» в середине другого слова. Обычно предлагается отыскать несколько слов, в которых «прячется» одно и то же слово. Например, слово рот можно обнаружить в таких словах, как крот, грот, рота, дротик, ворота, ротмистр, сирота и т.п.

Выход

Начала и концы. Предлагается найти такое слово, которое бы также служило концом слова для букв, стоящих спереди, и началом слова для букв, стоящих сзади, например:

т.е. получаем три слова: лук, каблук, лукошко ;

Слово может быть «спрятано» в середине другого слова. Обычно предлагается отыскать несколько слов, в которых «прячется» одно и то же слово. Например, слово рот можно обнаружить в таких словах, как крот, грот, рота, дротик, ворота, ротмистр, сирота и т.п.

Выход Каламбур Каламбур (от франц. calembour) – игра слов; шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов. Часто эти слова по-разному записываются.

Выход

Каламбур

Каламбур (от франц. calembour) – игра слов; шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов. Часто эти слова по-разному записываются.

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход На каламбурах построены многие загадки-шутки: Почему человек ходит, а черепаха ползает?  (По земле.) Зачем охотник носит ружье?  (За плечами.) У кого голова дорог?      (У коровы.) Когда платья бывают из травы?  (Когда они измяты.)

Выход

На каламбурах построены многие загадки-шутки:

Почему человек ходит, а черепаха ползает? (По земле.)

Зачем охотник носит ружье? (За плечами.)

У кого голова дорог?     (У коровы.)

Когда платья бывают из травы? (Когда они измяты.)

Выход Кроссворд Кроссворд (от англ. cross-word) – игра-задача, в которой фигуру, состоящую из рядов пустых клеток, нужно заполнить буквами так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова с заданными значениями.

Выход

Кроссворд

Кроссворд (от англ. cross-word) – игра-задача, в которой фигуру, состоящую из рядов пустых клеток, нужно заполнить буквами так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова с заданными значениями.

Выход

Выход

Выход

Выход

Выход Чайнворд Чайнворд (от англ. chain 'цепь' и word 'слово') – игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква предыдущего слова является одновременно первой буквой следующего слова.

Выход

Чайнворд

Чайнворд (от англ. chain 'цепь' и word 'слово') – игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква предыдущего слова является одновременно первой буквой следующего слова.

Выход

Выход


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Презентация на тему "Применение дидактических пособий на уроках обучения грамоте"

Автор: Никитина Ксения Максимовна

Дата: 20.10.2017

Номер свидетельства: 433580


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства