Тема: Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедивой»
Цель: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения; познакомить с произведением Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»; научить пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте
Ход урока
I. Организация начала урока
II. Актуализация опорных знаний.
Речевая разминка
Прочитай быстро(Слайд 1-2)
Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял;
мышка – мошка – мишка – миска
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
Л. А. Кассиля
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора (Слайд3).
Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), прозаик.
Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.
Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.
Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.
По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз.
В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.
В 1927 году выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные очерки « Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века. (Слайд 4)
Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.
Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
1. Работа со словарем.
– Объясните значение слов, выражений, (Слайд 5). Проверьте свои ответы по толковому словарю.
Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.
Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).
Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком.
V. Работа над содержанием текста.
2. Первичное чтение произведения
Прослушивание аудиозаписи
– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста (отрывок).
Дальнейшее чтение хорошо читающими учениками.
– Понравилось произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– Назовите героев произведения
VI. Повторное чтение и анализ произведения
– В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева? (Свердловск.)
– В какой класс она поступила? (В третий класс.)
– Что сказала учительнице тетка девочки?
– Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста.
– Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста.
– Куда часто ходили ребята? (В госпиталь.)
– Что сшила Римма? (Табачный кисет.)
– Кому подарила Римма табачный кисет? (Лейтенанту, лежавшему в палате № 8.)
– Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой?
– Прочитайте строчки из текста.
– Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте.
– Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале?
– Что принесла Римма через два месяца в госпиталь?
– Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы?
VII. Домашнее задание
• Подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой.
• Читать по ролям диалог Риммы и лейтенанта.
• Подобрать пословицы к произведению Л. Кассиля
VIII. Итог урока..
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.