Данная презентация является кратким введением в понятие "быстрый счет". В презентации предложены несколько вариантов заданий для формирования и отработки устного счета на уроках матекматики в начальных классах. Также данная презентация может быть использована при проведении методических собраний, педагогических советов, "круглых столов" и т. д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Устный счет.Техника быстрого счета" »
Устный счет.Техника быстрого счета
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №50
г. Макеевка, Донецкая область
Фомина Елена Юрьевна
Актуализация
Устный счет на уроках математики является способом направленного и всестороннего развития способностей детей. Систематическое выполнение устных упражнений позволяет восстанавливать, поддерживать и умножать природные способности к восприятию, запоминанию и обработке информации, способствует поддержанию и укреплению всей умственной работоспособности, организованности, целеустремленности.
Я использую возможности устного счета для развития математических способностей учащихся.
Урок математики для учащихся является одним из увлекательных, и по этой причине многие дети любят этот предмет. Все мы прекрасно знаем, как важно, чтобы урок с первых его минут был направлен в нужное русло. Для математики начало урока — это устный счет. Данный этап помогает учителю переключить внимание ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, повторить и обобщить пройденный материал.
Устная работа на уроках математики в начальной школе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п.
Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции, повышает интерес к предмет .
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Нельзя, также не помнить о том что важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.
Быстрый счет…
Феномен особых способностей в устном счёте встречается с давних пор.
Однако, умение быстро считать было присуще и многим людям, чья профессия была далека от математики и науки в целом.
До второй половины XX века были популярны выступления специалистов в устном счёте. Иногда они устраивали показательные соревнования между собой.
Некоторые специалисты уверяли, что дело во врождённых способностях, другие аргументировано доказывали обратное: «дело не только и не столько в каких-то исключительных, „феноменальных“ способностях, а в знании некоторых математических законов, позволяющих быстро производить вычисления» и охотно раскрывали эти законы.
Пожалуй, единственная научно обоснованная и достаточно подробно разработанная система резкого повышения быстроты устного счета создана была в годы второй мировой войны цюрихским профессором математики Я. Трахтенбергом. Она известна под названием "Системы быстрого счета". Чтобы уцелеть в нечеловеческих условиях и сохранить нормальной свою психику, Трахтенберг начал разрабатывать принципы ускоренного счета. За четыре страшных года пребывания в концлагере профессору удалось создать стройную систему ускоренного обучения детей и взрослых основам быстрого счета. После войны Трахтенберг создал и возглавил Цюрихский математический институт, получивший мировую известность.
Также разработкой приемов быстрого счета занимались другие ученые: Яков Исидорович Перельман, Георгий Берман и другие.
Приведу несколько приемов устного счета на уроках математики
Для отработки табличного умножения:
«Ёж-портняжка»
«Нарядим елочку»
«Реши примеры»
Для отработки вычислительных навыков при сложении и вычитании в пределах 100:
1. «Котенок»
2. «В магазине»
Отработка сложения однозначных чисел с переходом через десяток:
«Десантники»
Отработка умения читать многозначные числа, нахождения «соседей» числа, уменьшение числа на 10:
«На пруду»
Отработка сложения и вычитания в пределах 100,табличного умножения и деления:
Устный счет «Кто пришел в гости к Дюймовочке?»
Устный счёт
«На пруду»
Устный счёт«На пруду»
Прочитай число.
Назови какое это число:
1.однозначное, двузначное или трёхзначное
2. назови его соседей
3. уменьши данное число на 10
113
16
113
31
627
289
99
343
69
954
Устный счет
«Нарядим ёлочку»
6×7
45:5
72:9
5×5
16:4
24:6
36:6
8×7
6×5
4×7
Устный счёт«Ёж-портняжка»
9×9
7×7
36:6
27:3
18:9
6×8
4×8
45-23+4×4
42:6
5×5
21:3
7×8
3*2
Игра
Десантники
Игра
Десантники
2+9
8+9
5+7
8+8
7+8
9+9
5+8
7+7
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Кто пришёл в гости к Дюймовочке?
т
о
н
ё
8•8
6•6
7•4
92-43
О
к
45:5
24:6
К
56+38
Устный
счет
20
100гривен
46
25
18
32
29
49
67
46
49
57
?
Устный счет
43+24
32-16
37+43
56+23
67-32
100-64
44+45
Благодарю за внимание!
Гольдштейн Д. Н. Техника быстрых вычислений. М.: Учпедгиз, 1948.
Гончар Д. Р. Устный счёт и память: загадки, приёмы развития, игры. Донецк: Сталкер, 2001 г.
Катлер Э. Мак-Шейн Р. Система быстрого счёта по Трахтенбергу. — М.: Учпедгиз.- 1998 г.
Перельман Я. И. Быстрый счёт. Л.: Союзпечать, 1989 г.
Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике. М.: Мнемозина, 2006 г.